Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с блоками Дьенеша»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Лазарева Анастасия Алексеевна
Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с блоками Дьенеша»

Цель: Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования.

Задачи: 

1.Формировать навыки классифицировать предметы по заданным свойствам (по форме, цвету, размеру и толщине).

2.Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков.

3.Познакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки.

Участники: воспитатель и дети старшей группы.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Оборудование и материалы: блоки Дьенеша, конверт, карточки – символы, обозначающие свойства блоков, три разноцветных обруча, игрушки Буратино, Мальвина, Пьеро.

Предварительная подготовка: разучивание стихотворения, дидактические игры: «Цветные домики», «Что похоже на круг (квадрат и т. д.) », «Найди свой домик»; Рассматривание фотографий домов, наблюдение за домами; конструирование с использованием блоков Дьенеша

Методы и приемы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия:

Подготовительный этап

1. Игра – приветствие «Поздороваемся»(Дети стоят в двух шеренгах друг против друга).

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть - встаём,

Но один никто не будет.

Актуализация имеющихся знаний.

1. Сюрпризный момент. (Дети проходят на ковер, занимают свои места на стульчиках. Перед ними блоки Дьенеша).

- Дети, я получила необычную посылку от Буратино и Пьеро. Эту посылку им отправила Мальвины. Они не могут разобраться. Поможем им? (открываю посылку). Что интересно в посылке? Давайте, откроем и посмотрим. Как много здесь фигур! Давайте рассмотрим их.

- Как называются эти фигуры?

- Правильно, это геометрические фигуры, блоки Дьенеша.

- А чем они отличаются? (форма, цвет, размер, толщина)

- Найдите две одинаковые фигуры. (Одинаковых нет).

- Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?

Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.

Знакомство с новым материалом

В посылке еще есть конверт, а в нем карточка со знаками-символами.

- Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её и выберете соответствующую фигуру.

- Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)

- Подумайте, что он может обозначать? (не большой)

-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не желтый, не квадратный,)

-Ребята, посмотрите, во втором ряду фигура какого цвета будет?

- Какой формы?

-Домик маленький и перечеркнут, значит, какой по размеру круг, НЕ маленький, значит, большой.

- Толстый человечек перечеркнут, значит по толщине будет круг, НЕ толстый, значит тонкий.

-Давайте, еще раз вспомним, что означает, если перечеркнут домик или человечек?

-Правильно, отрицание.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Закрепление.

1. Буратино нравятся красные фигуры. Соберите их в один обруч. (Дети выполняют задание)

Мальвина любит играть НЕ большими блоками, соберём их во второй обруч. (Дети выполняют задание)

- Какие фигуры вы положили в первый обруч? (все красные)

-Какие фигуры вы положили во второй обруч? (все маленькие)

-Какого цвета, размера, толщины и формы остались фигуры? Скажите с отрицанием.

-Правильно, НЕ маленькие прямоугольники синего и желтого цвета.

- Молодцы! Наши игрушки довольны.

2. Мальвина тоже хочет поиграть с вами.

Давайте разделим фигуры, выполним задание по-другому. У Буратино оказались все треугольные, у Мальвины – все НЕ большие, а у Пьеро – все НЕ толстые квадратные. Нужно каждому сложить правильно в корзину фигуры.

-Какие фигуры вы НЕ положите в корзину Буратино?

-Правильно, все квадратные и круглые.

-Какие фигуры не положите в корзину Мальвины?

-Правильно, все НЕ маленькие.

-Какие фигуры вы не положите в корзину Пьеро?

-Правильно, все толстые.

Давайте посчитаем, сколько фигур у Мальвины, у Пьеро, у Буратино. У кого фигур больше? У кого меньше? Сколько красных? Сколько толстых?

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вам было интересно на занятии?

-Что вам больше всего понравилось?

-По каким признакам отличаются блоки Дьенеша друг от друга?

-Какие трудности у вас были?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. «Путешествие в королевство математики».

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. «Путешествие в королевство математики».Воспитатель:Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в королевство математики, чтобы узна...

Краткий конспект занятия по математическому развитию в старшей группе

Данное занятие использовалось в качестве  итогового занятия за неделю в старшей группе....

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе

Тема: "Математическое путешестрвие по сказке "Гуси-Лебеди""...

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Составление предмета из треугольников» (математический аквариум, старшая группа)

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:-  упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак...

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе: Знакомство с понятием «отрезок» и его обозначением.

Знакомство с понятием отрезок. Научить детей пользоваться линейкой, упражнять в чертеже отрезков заданной длины....