ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
календарно-тематическое планирование по логопедии

Довбыш Елена Валентиновна
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_logopeda_i_vospitateley_.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  

В  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ  ПРОЦЕССЕ.

ОСОБЕННОСТИ  РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ  В  КОРРЕКЦИОННЫХ  ГРУППАХ

Довбыш  Елена Валентиновна - учитель-логопед

ГБДОУ № 17 компенсирующего вида Калининского района

г. Санкт-Петербурга

 

        Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника

-речевыми недостатками;

-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

Коррекционные  задачи,  стоящие  перед  воспитателем  

  1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
  2. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
  3. Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
  4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
  5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.
  6. Формирование связной речи.
  7. Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).

Основные  направления  коррекционной  работы  воспитателя.

  1. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
  2. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
  3. Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
  4. Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.

Содержание данных занятий определено программой:

- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;

- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;

- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;

- повторение лексико-грамматических упражнений;

- упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.

      5. Занятия по программе  (в соответствии с календарным    планом   логопедической работы).

          Отличительной особенностью занятий воспитателя в   логопедической группе является то, что кроме образовательных и      воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи,   непосредственно связанные с темой каждого занятия.

    6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов,   самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на   прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.

        Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ  ФУНКЦИЙ  ЛОГОПЕДА  И  ВОСПИТАТЕЛЯ  В  ПРОЦЕССЕ  

РАБОТЫ  ПО  ЛЕКСИЧЕСКОЙ  ТЕМЕ

Логопед

Воспитатель

- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях;

- руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.  

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

РАБОТА  ВОСПИТАТЕЛЯ  И  ЛОГОПЕДА   ПРИ  КОРРЕКЦИИ  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель:

Цель:

Логопед: исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке».

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь).

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.