ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
календарно-тематическое планирование по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_logopeda_i_vospitateley_.docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
Довбыш Елена Валентиновна - учитель-логопед
ГБДОУ № 17 компенсирующего вида Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Специфика работы воспитателя в группах компенсирующего типа определяется имеющимися у каждого такого дошкольника
-речевыми недостатками;
-неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях не бездефектном речевом материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звукослогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
- Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Содержание данных занятий определено программой:
- проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
- повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
- упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
- повторение лексико-грамматических упражнений;
- упражнение на развитие внимания, памяти, мышления.
5. Занятия по программе (в соответствии с календарным планом логопедической работы).
Отличительной особенностью занятий воспитателя в логопедической группе является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
6. Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ
РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
Логопед | Воспитатель |
- на групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; - руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время. | - проводит занятия по развитию речи, ознакомлением с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем; - пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.); систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними. |
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Цель: | Цель: |
Логопед: исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. | Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. |
Подготовительный этап | |
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали | Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата «Сказки о веселом язычке». |
Этап появления звука | |
Логопед ставит звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата. | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания. |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) | |
Логопед автоматизирует поставленные звуки, первично дифференцирует на слух и в произношении, последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь). | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом. |