Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_logopeda_i_vospitatelya_v_korrekcionno-razvivayushchem_processe.doc | 376.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь логопеда и воспитателя в
коррекционно-развивающем процессе.
(подготовительная к школе группа)
Примерные варианты заданий и упражнений для воспитателей
Составила учитель-логопед
Ковалёва Ирина Николаевна
Особенности работы воспитателя в коррекционных группах.
Специфика работы воспитателя в логопедических группах определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальчиковой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы.
- Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
- Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
- Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
- Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
- Развитие памяти, внимания, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном материале.
- Формирование связной речи.
- Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Основные направления коррекционной работы воспитателя.
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Выполняется в течение дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.
- Коррегирующая мини-гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.
Работа проводится воспитателем по индивидуальным тетрадям детей.
Содержание данных занятий определено программой:
А) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
Б) повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов;
В) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
Г) повторение лексико-грамматических упражнений;
Д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.
- Подгрупповые занятия по программе ДОУ (в соответствии с календарным планом логопедической работы).
Отличительной особенностью этих занятий воспитателя в логопедической группе
Является то, что кроме образовательных и воспитательных задач перед ним стоят и коррекционные задачи, непосредственно связанные с темой каждого занятия.
- Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
Индивидуальная работа.
День недели | Ф.И.ребёнка | Виды работы | Примечания |
Понедельник | |||
Вторник | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
Осень. Деревья.
Овощи. Труд людей на полях и огородах.
Напрвление работы | Содержание |
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширение и уточнение словаря по теме «Овощи». Беседа по лексич. теме. Пересказ текста «Кто как одет» Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одежек, она холода не боится! Э. Шим |
Развитие мелкой и общей моторики | Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца) Вырос у нас чесночок, указательный Перец, томат, кабачок, средний Тыква, капуста, картошка, безымянный Лук и немножко горошка. мизинец Овощи мы собирали, мизинец Ими друзей угощали, безымянный Квасили, ели, солили, средний С дачи домой увозили. указательный Прощай же на год, большой палец левой руки Наш друг – огород! большой палец правой руки |
Развитие ОРН, | Выучить наизусть стихотворение Ю. Тувима « Хозяйка однажды с базара пришла» (Нищева. Система работы… стр.258-259) Е. Стюарт «Огород» (Нищева. Система работы… стр.255-256) * на усмотрение воспитателя |
Развитие языкового анализа и синтеза | Повторить: звук У гласный. Обозначаем красным цветом. Складываем букву У из палочек, из пластилина. !!! закрепить зрит. образ буквы (в какую сторону смотрит) Определение наличия звука в слове. ( улица, улитка, мак, улей, лук, свекла, … и т.д.) Где спрятался звук? (нач. сер. кон.) Придумать слова со звуком У в разных позициях. Делим слова – названия овощей на слоги. |
Фрукты. Сад .
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Обогащение и расширение словарного запаса по теме « Фрукты» Образование относительных прилагательных д/и « Повар» Пересказ текста « Как собирают яблоки». … Я увидкл лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят. Б. Житков. | ||
Развитие мелкой и общей моторики |
| ||
Развитие ОРН, | Выучить стихи по выбору воспитателя. Работаем над выразительностью речи, умением декламировать стихи перед аудиторией. | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Повторить: звук О гласный. Обозначаем красным цветом. Складываем букву О из палочек, из пластилина. !!! Определение наличия звука в слове. ( обруч, окно, ослик, пальто, … и т.д.) Где спрятался звук? (нач. сер. кон.) Придумать слова со звуком О в разных позициях. Делим слова – названия фруктов на слоги. |
Насекомые. Пауки
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Обогащение и расширение словарного запаса по теме « Насекомые.Пауки.» Пересказ « Насекомые осенью» В конце сентября исчезает большинство насекомых. Одни отложили яички и погибли, а другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку под кору ил зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки. По В. Строкову. Назови ласково: Муравей – муравьишка, Комар - комарик, Гусеница – гусеничка, Пчела – пчелка, Жук – жучок, Паук – паучок. Игра с мячом: Сосчитай насекомых: 1 маленький комар, 2 маленьких комара и т.д. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика «Насекомые»:
| ||
Развитие ОРН, | Произносим скороговорки: У осы не усы, не усищи, а усики. Жутко жуку жить на суку. Золотистый, как из бронзы. Жук кружится возле розы. И жужжит: «Жу-жу.жу-жу! Очень с розами дружу!» | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Закрепление понятия «Гласный звук», «Звук», «Буква», Назови слово, которое загадали: Воспитатель называет гласные звуки в слове, а дети по картинкам должны назвать загаданное слово. (_О_А_, _У_А, О_А, _О_ _ А, Составление звуковых и слоговых схем слов: Муха, комар, оса. Деление слов на слоги. |
Перелетные птицы.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Обогащение и расширение словарного запаса по теме « Перелетные птицы.» Пересказ «Улетают журавли»
Чьи крылья? Чья стая? У журавля- журавлиные, стая журавлей – журавлиная и т.д. У лебедя – … У гуся – … У утки - … Считай и называй: Дети по очереди бросают кубик и составляют предложения по образцу с использованием названия птицы : У меня два аиста. У меня пять грачей. У меня семь ласточек. И т.д. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика «Птички»:
| ||
Развитие ОРН, | Диалог: -Улетели сегодня стрижи… Повтори скороговорку: Летели лебеди с лебедятами. - А куда улетели, скажи? - А туда улетели они, Где на солнышке греются дни, Где совсем не бывает зимы. Но милее им все-таки мы! И они прилетят по весне И опять засвистят в вышине. Е Благинина | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Раздели на слоги: Грач, скво-рец, а-ист, ле-бедь, ут-ка, гусь, жу-равль, со-ло-вей, жа-во-ро-нок. «Ловишки» (хлопни в ладоши, если услышишь звук И) «Отгадай слово» воспитатель называет 1 и последний звук в названии птицы, а дети должны отгадать эту птицу. (напр.1-й звук Л, посл. – А ласточка) Звуковой и слоговой анализ слов: аист, утки, гуси. (определить, где находится в этих словах звук И) |
Ягоды. Грибы. Осенний лес.
Напрвление работы | Содержание | ||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Игры с мячом:д/и «Один – много», д/и « Назови ласково», д/и « Какое варенье? Какой компот?» Обогащение и расширение словарного запаса по теме « Ягоды.» Пересказ Где растет ягода Кислая клюква растет на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растет – её видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху. Объяснение смысла пословиц: Осень – запасиха, а зима – подбериха. Назвался груздем – полезай в кузовок. | ||||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика КОРЗИНА С ЯГОДАМИ
Координация речи с движением «МЫ ИДЕМ В ОСЕННИЙ ЛЕС»
| ||||
Развитие ОРН, | Кто быстрее и правильнее произнесет скороговорку: У пеньков опять пять опят. | ||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Придумать слова со звуком Ы, Разделить слова на слоги (названия грибов и ягод). Назвать звуки по порядку в словах: грибы, лист, рыжик, малина, Составить предложения про грибы (ягоды), назвать, сколько слов в предложении. |
Домашние животные
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Дид. упр-я: Какое дом. животное: лает-…. Ржет - …, мычит -…, блеет - …, хрюкает – ; Сосчитай до 5. ; Назови семью; Пересказ с дополнительным заданием: «Кролик» Пап купил кролика. Кролик очень красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвост. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку. (пересказать, употребляя слово кролик во мн. ч.) | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика: Почему не спят котята?
| ||
Развитие ОРН, | Пропоем гласные. (громко, тихо) АУ, АОУ, ИУОА, и .т.д. Скороговорка: Дядя Коля дочке Поле Подарил щеночка колли Но щенок породы колли Убежал от Поли в поле. | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Назови гласные звуки в слове.(домашние животные) кошка, лошадь, бык, баран,овцы, Отгадай животное, которое я загадала: С…А (по 1 и посл. звуку) Раздели на слоги названия дом животных |
Дикие животные.
Напрвление работы | Содержание | ||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширение словарного запаса по теме «Дикие животные. Подготовка к зиме.»
| ||||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика Подвижная игра «На водопой» « Есть у каждого свой дом » Координация речи с движением, развитие творч. воображения и подражательности, закрепление в речи сущ. с суф. – ОНОК, -ЕНОК
| ||||
Развитие ОРН, |
Загадки про диких животных. Кто лишний ? (с картинками дикие и дом. животные ) | ||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Определи 1 звук в слове: ночь, нитка, небо, ножницы, Надя, Нина, Нева, нога и т.д. … Последний звук в слове: сон, кабан, день, лень, диван, аккордеон, и т.д…. Назови звуки по порядку в слове: СОН, НИНА,КАБАН, Раздели слова-названия диких животных на слоги. Какое слово получится из слогов: КИ, НОС; БАН, КА; ГА, КНИ; НИ, КО; |
Одежда, обувь головные уборы.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить словарь по теме « Одежда, обувь, гол. уборы», уточнить названия деталей одежды, обуви, гол. уборов. д/и Кто подберет больше слов: Отвечаем на вопросы: Что можно сшить? … связать?... завязывать?...надеть?... обуть? Назови ласково: Юбка – юбочка и.т.д. Скажи наоборот: Чистый – грязный мокрый - сухой Большой - маленький теплая – легкая Длинный – короткий новый – старый Толстый – тонкий. Какая одежда? Из меха – меховая, из шелка - … Из кожи - … из фланели -... Из шерсти - … из ситца - … Из джинсы - … из драпа - … Сосчитай Одна шапка, две шапки и т.д. одно пальто, два пальто, три пальто и т.д. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | (Застегиваем пуговицы, завязываем шнурки, приклеиваем липучки на одежде, гол.уборах, обуви. Пальчиковая гимнастика СТО ОДЕЖЕК
| ||
Развитие ОРН, | Работа над четкостью дикции: (скороговорки) Сшит колпак, связан колпак . да не по-колпаковски. Стеша спешила, рубашку шила, Да поспешила – рукав не дошила. | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Определить1 (последний звук в словах): машина, манишка, макасины, мишка, Делим слова – названия одежды на слоги. Составляем предложения с заданным словом. |
Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить словарь по теме Мебель. д/и «Что это?» Ножки, крышка – стол. Спинка, ножки, сиденье – стул. Сиденье, ножки – табурет. Дверцы, полки, ручки – шкаф, Сиденье, ножки, спинка, подлокотники – кресло (диван) Один – много. ( с мячом) Большой – маленький (с мячом) Отгадай загадку: составление описательных рассказов о мебели по опорной схеме. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика НАША КВАРТИРА.
| ||
Развитие ОРН, | Д/и «Чего не стало?» ( с картинками ) Загадки | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Придумать слова со звуками К и Кь. Делим слова-названия мебели на слоги. Отгадай предмет мебели по 1 и посл. звуку. |
Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.
Напрвление работы | Содержание |
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить словарь по теме «Транспорт».Д/у «Один – много(игра с мячом)», «Сосчитай» «Назови одним словом машину, которая:» Возит молоко- молоковоз Мешает бетон – бетономешалка Возит воду – водовоз Черпает землю – землечерпалка Укладывает трубы – трубоукладчик Дробит камни – камнедробилка. «Объясни словечко:» Снегоуборочная (машина), же-лезнодорожный, подземный, международные (перевозки),сухопутный, вездеход, внедорожник. Кто сильнее? (текст для пересказа) Алеша всегда пристает к Антону с разными вопросами: - А сколько километров до неба? -А что глубже: море или океан? -А кто сильнее всех? - Посмотри вон туда, - говорит Антон. – Видишь кран? Какую тяжесть он поднимает – целый вагон. - А кто сильнее крана? -Видишь поезд? Впереди - синий электровоз. Он тянет целых пятьдесят вагонов. И они доверху нагружены. Он посильнее крана. -А кто сильнее электровоза? - Вон, смотри, говорит Антон. Видишь, грузят корабль. У него огромное брюхо. Туда влезут 25 таких поездов. - А кто самый сильный? – не унимался Алёшка. - Думай сам! Кто заставляет работать кран, бежать по рельсам электровоз, плыть корабль? -Люди. -Значит, кто самый сильный на земле? -А! Догадался! Человек! В.Суслов |
Развитие мелкой и общей моторики | Игра с пальчиками. Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного, на каждый ударный слог: Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них на улице не забывай (смена рук). В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. Речь с движением: Мы летаем высоко. Мы летаем низко. Мы летаем далеко. Мы летаем близко. |
Развитие ОРН, | Скороговорки. Загадки Трамвай травмировал троллейбус. Мчтся бешено машины – По шаоссе шуршат их шины. И в несущейся лавине Слышен шепот – шу,шу,шу. Это шина шепчет шине : « Я спешу, спешу, спешу!» Везет Сенька Соньку на санках. Санки – скок, Саньку – с ног, Сонька – бух В сугроб. |
Развитие языкового анализа и синтеза | Определение 1 и последнего звука в словах – названиях транспорта. Деление слов наслоги. Назвать слова со звуком С и Сь из последней скороговорки. Придумать слова со звуками С и Сь. Звуковой анализ слов: Сила, насос. Сосна, коси, косы. |
Профессии. Трудовые действия.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Читаем: Маяковский Кем быть?, С Михалков А что у вас?, С Баруздин Кто построил этот дом?, С Маршак Почта. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика: Профессии.
| ||
Развитие ОРН, | Диалог : - был сапожник? - Был! -Шил сапожки? - Шил! - Для кого сапожки? -Для соседской кошки. Б. Заходер. | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Определение 1 и последнего звука в словах. Придумывание слов со звуками З и Зь в начале. В середине и в конце. Звуковой и слоговой анализ слов: ЗОНТ, ЗИМА, ПОВАР, ВАЗА, ЗИНА, ЗЕФИР*, ЗЕЛЕНЬ* Деление слов – названий профессий на слоги. |
Инструменты.
Напрвление работы | Содержание | ||||||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Уточнить и расширить словарь по теме: «Инструменты» Пересказ На верстаке лежит дубовая доска. Она вся в трещинах. Цвет у нее, как у гнилого сена. Но Алеша видит не только это. Он видит, что в доске скрыт столик на острых точеных ножках. Началась работа. Инструменты в порядке. Алеша первый раз в жизни строгал брусок. Рубанок полз тяжело. Дерево сопротивлялось. Но как приятно чувствовать, как рождается новая вещь. По Э. Шиму Работа над грамматическим строем речи:
| ||||||||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика «Инструменты»:
| ||||||||
Развитие ОРН, | Загадки:
| ||||||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Где звук спрятался? Фокус, кофта, пуф, софа, факир, фотография и т.д. д\у «Светофор» (Если слышишь твердый звук – поднимай синий сигнал, если мягкий – зеленый) филин, конфета, фокус, фонарь, конфетти, телефон и т.д. Делим слова – названия инструментов на слоги. |
Наша Родина – Россия. Столица России - Москва.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Текст для пересказа: НАШЕ ОТЕЧЕСТВО. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. По К. Д. Ушинскому Объясняем смысл пословиц о Родине, о Москве. Подбираем родственные слова к слову Родина. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Координация речи с движением: « Родина»
| ||
Развитие ОРН, |
| ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Делим слова на слоги: Москва, Тверь, Самара, Тула, Новгород, Псков, Мурманск, ростов, Воронеж, Сочи. Назвать звуки по порядку в словах: Ваня, совы, вафли, вилы. Придумать слова со звуками В и ВЬ (по командам) |
Наш город – Санкт- Петербург. Моя улица. Дом. адрес.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Сосчитай до пяти: Большой город, старая деревня, мраморная статуя. Игра: « Как назвать улицу?» Продолжи предложение: Дома бывают одно и многоэтажные (кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые и т.д.) Продолжи предложение: В нашем городе много улиц, (домов, площадей, каналов, людей, музеев и т.д.) В СПб много фонарей. На улице – уличный В театре - … На бульваре - … На вокзале - … В парке - … | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Подвижная игра «Каменный лев»:
Пальчик. гимнастика (со схемой метро) Те же рельсы, поезда, Только скучная езда. Смотрим мы с тобой в окно – Днем и ночью там темно, Ведь над нами – острова, Сотни улиц и Нева. Но зато в метро легко Ехать очень далеко. | ||
Развитие ОРН, | Выразительное чтение стихов (Нищева Н.В. стр. 500-502) | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Звуко-слоговой анализ слов: Эрмитаж, река, Нева, улица. Придумать слова со звуком Ш. |
Наша армия. День Защитника Отечества.
Напрвление работы | Содержание | ||||||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширение и обогащение словарного запаса по теме : Наша армия. Защитники Отечества. Как называется человек, который: Летает на вертолёте - … Ездит на танке - … Служит в пехоте - … Прыгает с парашютом - … Служит на подводной лодке - … Назови, какой? Какая? Защитник Отечества (какой?) – храбрый, смелый, отважный, мужественный и т.д. Служебная собака (какая?) – верная, преданная, смелая, умная… Сосчитай до пяти (легкий танк, отважный солдат, подводная лодка ) Продолжи предложения: В армии служит много …(десантников, солдат, офицеров и т.д.) Наши защитники умеют … (воевать, сражаться и т.д.) Объясни пословицы : Бой красен мужеством, а товарищ – мужеством. Бой отвагу любит. | ||||||||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика.
| ||||||||
Развитие ОРН, | Развитие слухового внимания: Подскажи словечко:
Найди различия, Чтение стихов об армии наизусть. | ||||||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Делим слова на слоги: танк, самолет, корабль, парашют, ракеты, танкист , моряк, парашютист, ракетчик. Анализ предложений: Пограничник несет службу Родине. Летчик совершает перелет. Самолет нужен летчику. Танк нужен танкисту. Летчик летает на самолете. Повторяем правило: ЖИ пиши с буквой И. Назови звуки по порядку в слове: жук, пижама, жаба. Придумать слова со звуком Ж, |
Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Уход за ними.
Напрвление работы | Содержание | ||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширение и обогащение словарного запаса по теме «Комнатные растения» -----познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки; — объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль; — обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений; — выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений; — объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вил утром и вечером. ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:Назови ласково, Посчитай от1 до 5, Один – много. (бутон, стебель, лист, корень, цветок) Где спряталась божья коровка? (составление предложений с предлогами) 1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью. 2-й-Божья коровка летает над геранью. 3-й-Божья коровка спряталась под листок герани. 4-й-Божья коровка летает вокруг герани. 5-й-Божья коровка сидит около герани. 6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: Составление описательных рассказов о комнатных растениях; ПЕРЕСКАЗ: АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК Оля и Юля — близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось шесть лет. Они получили много подарков. Мама подарила им Барби, папа — дом для нее, дядя — мяч, дедушка — «Волшебные сказки». А бабушка принесла каждой по маленькому горшочку с землей и сказала: — Поставьте горшочки на окно, поливайте раз в неделю, и произойдет чудо. Оля сделала все так, как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок. — Аленький цветочек! — закричала Оля. Бабушка улыбнулась и сказала: — Он отблагодарил тебя за заботу. — А где же мой цветочек? — спросила Юля. — А твой цветочек погиб, потому что ты не ухаживала за ним, — вздохнула бабушка. | ||||
Развитие мелкой и общей моторики | Физ. Минутка Цветы
| ||||
Развитие ОРН, | Учимся произносить названия комнатных растений: Камнеломка, толстянка, кактус, герань, пеларгония, алоэ, столетник, амариллис, традесканция, хлорофитум, колеус, примула, фиалка Загадки:
| ||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Повторяем парные глухие и звонкие согласные Делим слова – названия комнатных растений на слоги: Фонетический анализ слов: кактус, фиалка, алоэ |
Тема недели: Ранняя весна. Первые весенние цветы.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса. д/у «Исправь ошибки» Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки – начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее ), а ночи длиннее ( короче ). Возвращаются зимующие (перелетные ) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах) – сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки.), пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы – колокольчики (подснежники) Пересказ МАРТ Март- говорит наш народ – парник, капельник. Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег – уж не тот, что был зимой, - сдает! Знать по цвету, что дело идет к лету. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть… Весна прилетела к нам на солнечных крыльях… В.Бианки Учить монологическому высказыванию: Весна торопится на старт. В ручьях весенних месяц март. Из старых листьев вылез шмель, Цветет подснежником апрель. На луг Бурёнку выгоняй – Пришел с травой зеленой май. Вопросы и задания:
Перечисли весенние месяцы по порядку. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика «Весна»
| ||
Развитие ОРН, | Работа над выразительностью речи: Диалог - Ну, весна, как дела?- У меня уборка. - Для чего тебе метла? – Снег мести с пригорка. - Для чего тебе ручьи? – Мусор смыть с дорожек! - Для чего тебе лучи? – Для уборки тоже. Все помою, просушу, вас на праздник приглашу. | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Придумать слова со звуком Ц (в нач., в сер., в конце) Определить кол-во слогов в словах- названиях первоцветов: подснежник, мимоза, нарцисс, тюльпан и т.п. Назвать 1-й, последний звук в словах: снег, проталина, день, сосулька и т.д. |
Тема недели: Животные жарких стран. Повадки. Детеныши.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить и обогатить словарный запас по теме «Животные жарких стран» Грамматические упражнения: Сосчитай до пяти: Одна полосатая зебра,…,Один пятнистый жираф…,Один двугорбый верблюд… Образование притяжательных прилагательных: У верблюда хвост – верблюжий, У слона – слоновий, У обезьяны – обезьяний, У льва – львиный, У тигра – тигриный (тигровый), У крокодила – крокодилий (крокодиловый) Связная речь: Пересказ СЛОНЫ. Слоны – очень крупные животные высотой до трех метров. Самое удивительное у слона – хобот. Это - сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру. Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониа. Матери заботятся о малышах до 10-15 лет. Питаются слоны травой, ветками. Корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10ведер воды. Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причиненное им, они помнят всю жизнь. | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Пальчиковая гимнастика:
| ||
Развитие ОРН, | Подними руку, если услышишь названия животных: ЖИРАФ, ГРАФ, ПРОХОДИЛ, КРОКОДИЛ, ЗЕБРА, ШВАБРА, ПАПХА, ЧЕРЕПАХА, ГАЗЕЛЬ. ГАЗОН, ПОПУГАЙ, КАРАВАЙ. Слух. внимание: Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. – Кто быстрее всех, а кто медленнее? Львица ждет льва. – Кто задержался? Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица. – Кто впереди, а кто последний? | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Делим слова – названия животных на слоги. Придумать как можно больше слов со звуками Р и Рь в разных позициях. (по командам) Звуковой анализ слов : рука, рубашка, мир, Рита, рис, |
Тема недели: Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.
Напрвление работы | Содержание | ||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить словарь по лексической теме. Грамматические упражнения: сосчитай-ка: 1 скат, 2 ската и т.д. Нет 1 ската, нет двух скатов и т.д. Я встретил 1 кита, я встретил двух китов и т.д. ( кит, медуза, акула, краб и т.д.) Один-много: В море много … (акул., медуз и т.д. Пересказ ЛЕВУШКА – РЫБАК. Смотрел-смотрел Левушка, как старшие братья в озере рыбу ловят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку. Дедушка дал ему удочку, дал банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова. «Спасибо, - ответил Левушка, - я большую рыбу поймаю». Начал он удить – сразу большая попалась. Тянул он её, тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит – а это и не рыба вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился. Шел Левушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?» И.Гурвич | ||
Развитие мелкой и общей моторики | Подвижная игра СОМ.
| ||
Развитие ОРН, | Диалог В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала. - Здравствуй! - Здравствуй! - Как дела? - На рыбалке я была. Я удила рыбака, дядю Петю – чудака. - Где же твой рыбак? Попался? - Нет, ушел хитрец, сорвался! Е. Череповецкий. Скороговорка : В озере – карп, а в море краб. (Л. Ульяницкая ) В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. ( А. Левшин ) Был кашеваром кашалот, а кашеедом – кит. Но простудился кашалот, стал сильно кашлять он, и вот – Стал кашеедом кашалот, а кашеваром - кит. (И. Токмакова) | ||
Развитие языкового анализа и синтеза | Определение места звука Л в слове: Плотва, голавль, акула, камбала. Отгадай слово по 1 и посл. звукам: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом. |
Тема недели: Тело человека. Неделя здоровья.
Напрвление работы | Содержание | ||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить и уточнить словарный запас по теме: « Тело человека». Что можно делать: Глазами – глядеть, присматриваться, высматривать, читать. Смотреть телевизор Руками - … шить, мастерить, рисовать, вязать, вышивать, писать и т.д. Ногами - … двигать, шевелить, ходить, прыгать, бегать и т.д. Зубами - … жевать, скрежетать, скрипеть и т.д. Назови большой и маленький: Зуб – зубик – зубище; глаз – глазик – глазище; нога – ножка – ножища; голос – голосок – голосище. Чем мы: Смотрим – глазами, слушаем -… ушами, хлопаем - …руками, едим - …ртом, нюхаем - … носом, жуем - … зубами. Связная речь: Опиши портрет. (описываем своих друзей по фотографии) | ||||
Развитие мелкой и общей моторики | Речь с движением (дети четко указывают на часть тела, упоминающуюся в стихотворении). Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, голень и голеностоп. Есть колени и спина, но она всего одна. Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! | ||||
Развитие ОРН, | Какое слово не подходит? Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ. Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий. Палец, палка, пальчик, пальцевой. Голова, головушка, голый, головастик. Загадки
| ||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Звуковой и слоговой анализ слов ЧАШКА, ДАЧА, ЧАСЫ,ЧУДО, ЧУЛОК. Делим слова –названия частей тела на слоги. |
Тема недели: Наша планета. Космос. День космонавтики.
Напрвление работы | Содержание | |||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить и уточнить словарный запас по теме: «Наша планета. Космос.» Грамматика: Сосчитай до 5: Искусственный спутник, большая звезда, яркое солнце, яркое созвездие, космическая станция. В космосе много планет, звезд, спутников, комет, галактик, астероидов и т.д. Подбери семейку: Космос - космонавт, космодром. космический, космонавтика. Планета- планетарий, инопланетянин, межпланетный. Пересказ текста: Солнце. Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще в глубокой древности и почитали Солнце как божество. Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло. Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше , то Земля покрылась бы льдом. Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звезд, которые гораздо больше Солнца. М. Бул | |||||
Развитие мелкой и общей моторики | Координация речи с движением: планета Земля
| |||||
Развитие ОРН, | Загадки:
| |||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Звуковой анализ слов: ЩУКА, ПЛАЩ, РОЩА. Деление слов (по лексической теме) на слоги. Собери предложение: Луна, это, Земля, спутник. Луна, Земля, меньше. Луна, вращаться, Земля, вокруг |
Тема недели: Наш дом. Бытовая техника.
Напрвление работы | Содержание | |||||
Развитие лексико-грамматич.. строя речи. Связная речь | Расширить и уточнить словарный запас по теме: «Наш дом. Бытовая техника» Грамматика: Сосчитай до 5: (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): Один фен, два фена, пять фенов. (утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка) «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме) чайник – чайничек (фен, пылесос, мясорубка, телефон, плита, утюг, холодильник, кофемолка, магнитофон) Составление описательного рассказа о бытовом приборе. | |||||
Развитие мелкой и общей моторики | Речь с движением (дети выполняют действия в соответствии с содержанием стихотворения) Что за шум на кухне этой? Будем жарить мы котлеты. Мясорубку мы возьмем, Быстро мясо провернем. Миксером взбиваем дружно Все, что нам для крема нужно. Чтобы торт скорей испечь, Включим мы электропечь. Электроприборы – это чудо! Жить без них нам было б худо. Е. Игнатьева | |||||
Развитие ОРН, |
Чтение стихотворения по ролям: -Пылесос, пылесос, Ты куда суешь свой ноос? -Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я порядок навожу. А. Масленникова | |||||
Развитие языкового анализа и синтеза | Звуковой анализ слов: ЧАЙ, МАЙ, МАЙКА, Деление слов (по лексической теме) на слоги. Собери предложение: Мама, чайник, чай, налить, из. Пылесосить , папа, пылесос, ковер, новый. Холодильник, брат, из, доставать, колбаса. |
Речь с движением «Капуста»
Тук! Тук! Тук! Тук! Ритмичные удары ребром ладоней по столу.
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, Хватательные движения обеими руками.
Посолили Указат. и средний палец трутся о большой.
И набили плотно в кадку. Удары обеими руками по столу.
Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.
Пересказ текста ЕЖ
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы. Трудно находить жуков, лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе еж теплое зимовище, таскает в нору сухие листочки и мягкий мох. Скоро он заберется в логово на всю долгую зиму.
По И. Соколову-Микитову
Разучивание стихов по лексической теме.
*Составление описательного рассказа про одежду (обувь, гол.убор)
*Развитие творческого воображения: Обувь, одежда, гол.убор будущего.
* НА ВЫБОР ПЕДАГОГА
*Лиф – верхняя часть женского платья.
Байка – мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань.
Фуфайка – 1. теплая вязаная рубашка. , 2. то же, что ватник.
Шаль – большой вязаный или тканый платок.
Диалог: Шапка.
- Шапка, шапка, где была?
-Я была в кино.
- Что ж ты, шапка, видела?
- Было там темно…
Задремала я нечаянно
На коленях у хозяина.
- Шапка, шапка, где была?
-В цирке шапито.
- Что ж ты в цирке видела?
- Шапки да пальто,
Номерки, зонты и палки –
Все, что было в раздевалке.
В. Берестов.
д/и Подскажи словечко
Костя в комнату вошел и поставил сок …НА стол.
Всем детишкам по конфете взял из вазочки … В буфете.
Маша в комнату впорхнула, шарф и плащ взяла … СО стула.
Катя вынула жирафа, мяч и гномика … ИЗ шкафа.
Закатала барабан наша Оля …ПОД диван.
На портрете - Аня с бантом, а портрет тот … НАД сервантом.
Книжку новую Ивана я достал …ИЗ-ПОД дивана.
Если хочет Миша спать, он приляжет … НА кровать.
Чтобы ноги отдохнули, посидит чуть-чуть …НА стуле.
Почитать хотим мы если, то развалимся … НА кресле.
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней. Обувь носит из резины, Называется …(машина) | У нас в семье веселье – Отмечаем новоселье! Переехали за миг! А помог нам … (грузовик) | Как блестит на солнце рама! Удивляется сосед: - Целый день учусь упрямо Я водить …(велосипед) | Без деревьев мы ни шагу, Мебель делаем, бумагу! И для этого привез Их из леса … (лесовоз) |
Выезжаем на природу! Будем изучать погоду! Собираем карты, глобус И садимся мы в … (автобус) | Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется … (трамвай) | Под большими городами Всё подземными ходами Перепутано хитро – Возит там людей .. (метро) | Эта сильная машина Едет на огромных шинах! Сразу полгоры убрал Семитонный … (самосвал) |
Связная речь:
Д/и « Кем быть?»
Детям предлагается дополнить рассказ:
Однажды в детском саду дети мечтали о том, кем они будут, когда станут взрослыми. Петя сказал:
- Я хочу лечить людей. Я буду (кем?)… .
- А я, - сказала Юля, - когда вырасту, стану воспитывать маленьких детей. Я буду (кем?)… .
- Это что! – ответил Вася. – Вот я скоро стану людей из огня спасать, с пожаром бороться. Я буду (кем?)… .
-Подумаешь, пожарный! – засмеялась Катя. – Я вот картины писать начну. Я буду (кем?)… .
Самый маленький мальчик Олег посмотрел на ребят и тихо сказал:
-А я буду готовить для вас еду. Я буду (кем?)… .
С Чешева
Грамматические упражнения:
Сосчитай:
1 повар, 2 повара и т.д.
Один – много.
Строитель - строители – много строителей.
д/и « Кому что нужно для работы»
д/у « Угадай, кем я хочу быть?»
- Мне нужны такие инструменты: ножницы, расческа, бритва, фен.
- Ты хочешь быть парикмахером.
Объяснение смысла пословиц:
Ремесло - не коромысло, плеч не оттянет. Были бы руки, а работу дадут. Поработаешь до поту, так и поешь в охоту. Работай смелее- будешь жить веселее
Составление описательного рассказа по теме профессии.
Стихи – небылицы: (найди ошибки)
Ловко дом возвел учитель,
Учит нас читать строитель.
Пишет музыку певец,
Шьет одежду продавец.
С. Чешева
Скороговорки :
Кран протекший очень хочет подкрутить водопроводчик.
Ткет ткач ткани на платок Тане.
В поле Поля-Полюшка
Полет поле – полюшко.
Сорняков не будет в поле.
Если полет поле Поля.
Составь небольшой рассказ о своем любимом городе по плану:
1.Как называется твой любимый город?
2. Кем и когда он был основан?
3. Главная улица, площадь, река в твоем любимом городе.
4. Главные достопримечательности твоего любимого города.
5. Твое отношение к этому городу.
Составь небольшой рассказ по плану:
- Назови адрес, по которому ты живешь.
- Почему нужно знать свой адрес?
- Кому можно говорить свой адрес, а кому - нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
Особенности работы воспитателя в коррекционной группе....
Рекомендации по взаимосвязи логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе
В статье отражена работа воспитателя в коррекционной группе, основные направления, координация работы....
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Совместная работа логопеда и воспитателя...
Педагогический проект «Взаимосвязь логопеда и воспитателя в коррекционно-развивающем процессе».
Создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста....
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. ....
«Взаимосвязь логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающем процессе»
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя. Вопросы координирования работы логопеда и воспитателя особе...
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ...