Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике на тему
В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с диагнозом ранним детским аутизмом, на данный момент в группе– 5 детей с данным диагнозом. Дети приезжают из разных населенных пунктов: поселок Псебай, село Шедок, поселок Мостовской, село Унароково.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 37.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра
В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с диагнозом ранним детским аутизмом, на данный момент в группе– 5 детей с данным диагнозом. Дети приезжают из разных населенных пунктов: поселок Псебай, село Шедок, поселок Мостовской, село Унароково.
Когда в детском саду открылась такая группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, то у нас не было опыта работы с такими детьми. Мы сами изучали литературу, через интернет ресурсы получали нужную информацию, касающуюся работы с детьми РДА. Посетили детский сад № 214 «Кораблик детства» Лекотеку в городе Краснодар. Прошли курсы «Организация коррекционной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС» в городе Армавир. Но как говориться: «Теория - это хорошо, а практика – лучше».
Сейчас мы хотим поделиться с Вами своим опытом работы с детьми РДА.
Слайд № 2 - 3
Основная цель нашей работы:
Оказание своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, консультативно - методической поддержки их родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребёнка, социальной адаптации детей и формирования предпосылок учебной деятельности
Психологическая коррекция (ранний детский аутизм)
Цели:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным
ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального
дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Слайд №4
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
1.Диагностическая
2.Коррекционно-развивающая
3.Консультативная
4.Информационно-просветительская
Воспитание и обучение детей с аутизмом, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных коррекционно-развивающих занятиях.
Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу и педагогу-психологу.
Слайд №5
В своей коррекционно-развивающей работе мы опираемся на следующие программы: «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. «Маленькие ступеньки - программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии», М. Питерси, Р. Трилор.
При первых встречах мы совместно с родителями наблюдаем Слайд № 6 за поведением детей в свободной деятельности, и параллельно ведем беседы Слайд №7 с родителями о
- режиме дня ребёнка;
- основных видах занятий и игр дома;
- какие игрушки больше всего любит;
- с кем из членов семьи ребёнок больше всего проводит времени;
- взаимодействие со сверстниками, взрослыми;
- эмоциональное состояние ребёнка,
- и конечно же сбор анамнестических данных: как протекала беременность, роды, раннее развитие ребенка (гуление, лепет, первые слова, речь фразой, когда начал сидеть, стоять, ходить).
Во время беседы выявляем, какие трудности возникают в воспитании и обучении ребёнка. В ходе обследования заполняются диагностические карты на каждого ребёнка (Н.В. Верещагина) Слайд №8-9 и составляются индивидуальные образовательные маршруты. Слайд №10-11
Слайд №12
Основные этапы психологической коррекции
1.Установление контакта (требует достаточно длительного времени).
2. Усиление психологической активности (от простого к сложному, от манипулятивной игры к сюжетной).
Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр с постоянным использованием зрительно-моторного кoмплекса.
3. Организация целенаправленного поведения.
Решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям.
Первым и главным этапом в работе с детьми РДА является установление эмоционального контакта. Слайд №13
Для установления эмоционального контакта с ребенком РДА надо быть очень осторожным, так они гиперчувствительны к окружающим раздражителям: звук, свет, прикосновение и даже прямое обращение является сильнейшим раздражителем и вызывает у них чувство дискомфорта. Поэтому мы соблюдаем некоторые правила:
Не говорим громко,
Не делаем резких движений
Не смотрим пристально в глаза ребенку
Не обращаемся прямо к ребенку
Ведем себя не слишком активно и навязчиво.
В противном случае ребенок может проявлять своего рода знаки протеста: кричать, закрывать глаза, затыкать уши, проявлять аутоагрессию (бить себя ладошкой, щипать себя и взрослых, прятаться, падать, биться головой об стол, стенку).
Когда нас ребенок начинает принимать, идти на контакт, то у него это проявляется различными способами: нюхает волосы, обнимает, чувствуют наш эмоциональный настрой. Ну и конечно мы не должны забывать, что к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Эмоциональный контакт
может происходить очень длительное время, только через родителей.
Слайд №14-17
Интеллектуальное развитие
Задачи интеллектуального развития определяются в зависимости от образовательного маршрута ребенка.
-У детей ранний интерес к сенсорным эталонам (цвет, форма, величины).
-Отмечается ранний интерес к знакам: цифрам, буквам.
-Развитие психических процессов: внимание, память, мышление, речь.
Также для установления контакта и дальнейшей коррекционно-развивающей работы с детьми РДА используем метод Холдинг-терапии Слайд №18, но только с разрешения родителей и другие методики: куклотерапию, музыкатерапию, танцетерапию, изотерапию.
Куклотерапия – Слайд №19
В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички.
Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром.
От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей
Музыкатерапия и танцтерапия – Слайд №20
Наши специалисты: музыкальный руководитель и педагог дополнительного образования по хореографии при помощи музыки и танцев помогают детям с РДА наладить коммуникацию, контролировать свое поведение. Методики музыкотерапия и танцтерапия способствуют вербальному общению между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта.
На каждом занятий специалисты ДОУ используют детские песни, музыкальные инструменты (металлофон, музыкальный треугольник, бубен, колокольчики, шумовые инструменты).
Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Дети любят танцы с флажками, цветами, ленточками.
Изотерапия – Слайд №21
Изотерапия - развивает у детей художественно эстетическое восприятие, воображение и сенсорные эталоны, общую и мелкую моторику, восприятие и воображение.
Родители использовали в воспитании и обучение своих детей другие методы, как: АВА-терапию - Слайд №22, Дельфинотерапию - Слайд№23, Канистотерапия.
Слайд №24
Свои занятия мы строем по принципу от простого к сложному учитывая индивидуальные способности ребенка. Чтобы ребенок на занятие не уходил в себя переход от одного задания (игры) к другому должен быть быстрым, органичным и не присутствовать лишние раздражители (лотки с наглядными и раздаточным материалом).
Занятия строятся на практическом повторение упражнений и систематических требований. При обучении ребенка используем схемы, модели, наглядный материал (картинки, игрушки, предметы обихода). Причем на первых порах мы (взрослые) действует за ребенка, управляя его руками.
Чтобы на занятие создать и закрепить ситуацию успеха у ребенка мы прибегали к поощрению, это были сладости - конфеты, печенье, затем начали заменять другими действиями (похлопать себе, погладить себя, сказать «Молодец!»). В некоторых случаях мягкий стиль воспитания совершенно не «работает». «Работает» только авторитарный стиль.
Эффективность психокоррекционного процесса дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром, а значит происходит коррекция поведения.
Слайд №25
В содержание каждого занятия входят:
- приветствие (эмоциональный настрой)
- развивающие игры;
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- развитие графических навыков
- домашнее задание
- прощание.
Благодаря коррекционно-развивающим занятиям у детей имеющие стереотипные действия (перекатывания камушка, перебирание пальцами ватную палочку), патологические привязанности к предметам (палочка, веревочка, камушки), постепенно заменились другими предметами (карандашами, пластилином, красками), стали проявлять интерес к некоторым игрушкам (машинке, мячу, животным). Таким образом у ребенка расширяется представление об окружающем мире.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса определяется по итогам обследования детей на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ в середине и конце года, и вносятся изменения в индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Совместно с родителями готовятся и проводятся мероприятия и праздники – «Осенняя ярмарка», «Новый год», 8 Марта, Дни рождения - Слайд №26-27, «День Дружбы» в рамках дня инвалида Слайд №28 - 31, , в тематических выставках детского сада: «Юные художники» - Слайд №32 , «Мама, папа, я – счастливая семья».
Данные виды деятельности являются итогом всего коррекционно-развивающего процесса с детьми за определенный период.
Слайд №33-38
На протяжении всего коррекционно-развивающего процесса ведётся активная, многообразная и всесторонняя работа с семьями, что побуждает и поддерживает у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребенком.
С родителями проводятся:
-беседы;
-консультации;
-круглые столы;
-родительские собрания;
-тренинги;
- патронаж на дому (составление социально-демографического паспорта)
-совместные праздничные мероприятия.
Консультации: «Организация пространственно-развивающей среды дома», «Режим дня ребёнка», «Обучение ребёнка отдельным бытовым навыкам», «Семейные привычки и традиции».
Круглые столы - обмен опытом, дискуссии: «Как помочь ребёнку обращаться с просьбой?», «Формирование временных представлений», «Использование дидактических игр дома.
Родительские собрания: «Организация работы в группе «Особый ребенок»», «Чему я научился за лето?», «Во что играть с «особым ребенок»!».
Психологические тренинги: «Познай себя», «Поддержание и укрепление психического здоровья», «Мостик понимания между родителями и ребенком», тренинг для релаксации и снятия эмоционального напряжения
Патронаж на дому осуществляется с целью выявления социально бытовых условий, в которых живет ребенок. С кем проживает ребенок, если своя комната или уголок. Как организована предметно-развивающая среда (литература, развивающие игры, игрушки). Итогом является заполнения-социального паспорта семьи.
Практика нашей работы свидетельствует о том, что встречи родителей со специалистами, включение их в живой процесс взаимодействия «ребенок-родитель-специалист» оказываются наиболее полезными и эффективными для всех участников коррекционно-развивающего процесса. Данные формы эффективны тем, что способствуют пониманию и осознанию у родителей ответственности за воспитание и развитие детей.
Данные формы работы с родителями способствуют:
1.Снижению эмоциональной напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли;
2.Появлению ощущения самоконтроля и уверенности, взрослый более реалистично смотрит на свои ролевые обязанности в связи с особенностями ребенка и строит более реалистичные ожидания по отношению к нему;
3.Осознанию направленности ролевого поведения, они ставят реальные цели в воспитательном процессе, учитывая особенности ребенка;
4.Повышению самооценки.
Мы помогаем родителям осознать, что жизнь с рождением ребенка с ограниченными возможностями в развитии не останавливается, надо жить дальше – принимая активное участие в его развитии. Помнить, что он – такой же ребёнок как и все, обладающий своим внутренним миром,
своими талантами и потребностями; и не инвалид, а особый ребёнок, доверенный им жизнью.
Слайд 39
А свои пожелания уважаемые, коллеги, хочется выразить словами педагога и философа Райнхольда Шнайдера: «Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год Составитель:педаг...
Рабочая программа коррекционно-развивающей направленности для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Цель: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте уме...
Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ
Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми с расстройством аутистического спектра по теме «Осень»
АннотацияВ данном конспекте индивидуального коррекционно-развивающего занятия для детей со сложной структурой дефекта (РАС) мы предлагаем обобщить и систематизировать представления детей по теме &laqu...