Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
консультация (старшая группа)
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sovremennoy_literature_est_razlichnye_opredeleniya_detskogo_autizma.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В современной литературе есть различные определения детского аутизма. На мой взгляд, наиболее точное определение дано в книге под редакцией С.А. Морозова «Аутистические расстройства: основы диагностики и коррекции». Авторы этой работы рассматривают детский аутизм как искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении вследствие патологии эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Под центральным моментом патологии понимается нарушение базальной потребности в общении, но не форм общения, включая все известные формы речи - звучащую, письменную, жестовую, тактильную, тактильную.
В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребёнка с РАС практически в каждой образовательной организации. При этом адаптация этих детей крайне затруднена, прежде всего из-за нарушений коммуникации и социализации, а также в связи с наличием дезадаптивных форм поведения. Актуальной проблемой в сопровождении ребёнка с РАС является и то, что родители не всегда понимают и принимают особенности своего ребёнка. При выборе ДОО родители редко обращаются за советом к экспертам, часто скрывают диагноз ребёнка. В свою очередь, сотрудники ДОО заранее не знают об особенностях ребенка, который к ним попадает. Многие специалисты имеют достаточно смутное представление о том, что такое аутизм, не говоря уже о методах работы с такими детьми. Алгоритма поведения воспитателя в таких ситуациях нет. Отдавая ребенка в ДОО, родители считают, что ребенок в достаточной степени владеет навыками, необходимыми, по их мнению, для начала посещения детского сада.
Особенности поведения аутичного ребёнка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение его качества жизни, т.е. достаточный уровень самостоятельности, возможность устанавливать социальные отношения, возможность учиться и работать, доступ к активному отдыху и досугу.
Основной целью сопровождения ребёнка с РАС в дошкольной образовательной организации является подготовка такого ребёнка к школьному обучению. Для этого необходимо:
- выявить особые образовательные потребности каждого конкретного ребёнка с РАС;
создать специальные образовательные условия в ДОО, подобрать команду специалистов' и обеспечить согласованность их действий при реализации образовательной программы;
- организовать работу по социальной адаптации и развитию социальных навыков, коррекции познавательной деятельности, формированию и коррекции социально-эмоциональных, коммуникативных, регулятивных навыков и социально-бытовых компетенций.
Создание специальных образовательных условий для детей с РАС предполагает обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта, наличие упорядоченной пространственно-временной структуры среды, разработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребёнка, дозирование нагрузки и индивидуализация оценки достижений.
Для того чтобы ребёнок с РАС чувствовал себя комфортно, организация пространственная среда должна включать в себя отдельное рабочее место, место в кабинете, где ребёнок может уединиться. Необходимо, так же
учитывать сенсорные особенности ребёнка (возможно использование наушников, утяжелителей и т.п.).
Упорядоченная временная среда предполагает использование и строгое следование расписанию (в ДОО и дома), средств альтернативной коммуникации.
Для успешного взаимодействия специалиста с ребёнком с РАС необходимо соблюдать несколько условий:
- формулировать инструкцию чётко, коротко и понятно для ребёнка;
- соблюдать чёткую последовательность: инструкция-её выполнение;
- контролировать выполнение задания;
- чередовать простые и сложные задания;
- поощрять и подкреплять правильно выполненные действия;
- подбирать такие задания, которые требуют независимого выполнения;
- использовать различные приёмы при привлечении и удержании внимания ребёнка;
- привлекать родителей к реализации коррекционно-развивающих программ.
Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Это проявляется через ознакомление с содержанием образования, технологией, методами и приёмами работы; в продолжении обучения через задания на автоматизацию навыков домашних условиях.
Для более эффективного сопровождения ребёнка с РАС в условиях ДОО необходимо повышать квалификацию и улучшать профессиональные навыки всех сотрудников (не только специалистов, но и воспитателей, младших воспитателей и т.д.), читать современную литературу по психологии, посещать курсы АВА, консультироваться с другими, более опытными специалистами. Улучшать условия в ДОУ для детей с проблемами в развитии. Обеспечивать лучший присмотр и уход, если ребенок посещает сад с обязательным пятидневным пребыванием, терпеливо и внимательно относиться к ребенку. По
возможности помещать ребенка в группу малой наполняемости, обеспечивать большим количеством занятий с логопедом и психологом.
Работать над человеческими качествами. Хотелось бы, чтобы специалисты любили и принимали детей, были добрее, терпеливее, относились к каждому ребенку как к личности и не рассматривали группу, как безликую массу. Стремиться осуществлять индивидуальный подход к детям, подбирать задания по возрасту и по возможностям ребенка, учитывать его особенности и помогать ему. Поддерживать контакт с родителями ребенка.
Родителям можно порекомендовать в первую очередь искать для ребенка специализированное учреждение или вариативные формы образования (лекотека, группа кратковременного пребывания, специализированный детский сад, в котором сотрудники имеют опыт работы с особыми детьми). Прежде чем отдать ребенка в сад, поговорить со специалистами и директором учреждения, узнать, готовы ли они работать с вашим ребенком. Уточнить количество детей в группе и выбрать группу с малой наполняемостью. Соотносить возможности ребенка с возможностями ДОО. Стараться готовить ребенка к посещению ДОО. Обращаться в ПМПК.
Только при соблюдении рассмотренных выше условий, работа с детьми- аутистами будет эффективной.
Список литературы и источников в интернете:
- Морозова С.С. Аутизм. Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. - М.: Владос, 2007.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000.
- Сайт Федерального ресурсного центра «Аутизм» http://autism-frc.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар с педагогами детского сада на тему: «Методика работы с детьми по театрально-творческой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Семинар проведен с целью ознакомления педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.Задачи семинара:1. Дать практические рекомендации по использованию методов и прием...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...
Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для воспитателей Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения»...
Опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время наблдается значительное увеличение количества детей с диагнозом "растройство аутистического спектра" (РАС). Нашу группу кратковременного пребывания для детей с ограниченным...
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной...