Психическая депривация
презентация по коррекционной педагогике на тему
Особбенности, виды психической депривации. Комплексные психолого-педагогические мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психическая депривация | 469.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психическая депривация - психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, при которых человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.
Термин « депривация » происходит от латинского слова deprivatio – потеря, лишение.
Материнская депривация - дефицит внимания и ласки со стороны родителей. Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке . Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот.
Разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.
Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.
О пыт американского ученого Х. Харлоу.
Патернальная депривация - отсутствие отца. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок страдает от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом.
Обобщению многочисленных эмпирических данных, касающихся проблемы депривации в указанном смысле, посвящена обстоятельная монография чешских авторов Й . Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте».
Согласно Лангмейеру и Матейчеку для полноценного развития ребенка необходимы: многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр .,) их недостаток вызывает сенсорную депривацию ; удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию ;
социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации ; возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию .
Клиническая картина любой из форм психической депривации проявляется бедностью словарного запаса . Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения . Имеют место нарушения звукопроизношения. Н арушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту . Степень снижения может быть от легкой до значительной.
Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра .
Комплексные психолого-педагогические мероприятия, включают : Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.
Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой , других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией по теме: "Животные"
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и обучения произношению с детьми раннего возраста со слуховой депривацией Тема занятия: "Животные"(различение звукоподража...
Развитие движений у детей второго года жизни в условиях двигательной депривации.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности....
«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».
В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....
«Депривация и ее последствия для психического развития ребенка»
Раннее детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,...
«Депривация и ее последствия для психического развития ребенка»
Раннее детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,...
«Депривация и ее последствия для психического развития ребенка»
Раннее детство – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,...
Влияние эмоций на гармоничное развитие ребенка. Психическая депривация.
Установление эмоциональных связей - важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воспитательных воздействий взрослого на ребёнка....