Влияние эмоций на гармоничное развитие ребенка. Психическая депривация.
статья на тему
Установление эмоциональных связей - важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воспитательных воздействий взрослого на ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_emotsiy_na_garmonichnoe_razvitie_rebenka.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние эмоций на гармоничное развитие ребенка. Психическая депривация.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1868г.) вывел концепцию, в которой большое значение придавал месту и роли эмоций в развитии и формировании человека. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности. По мере развития человека его эмоциональное отношение к действительности становится более дифференцируемым, более соответствующим значимости и роли воздействий на него окружающей действительности для его жизненных запросов и устремлений. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущения, восприятие, воображение, память, мышление. Характерной закономерностью является то, что в связи с развитием чувств и эмоций детей наблюдается и рост познания действительности, социальных отношений, углубление познавательных процессов.
Немаловажным фактором, определяющим все дальнейшее развитие детей, является осознанное желание родителей иметь ребенка. Именно оно - самый главный момент в формировании психоэмоциональной структуры личности ребенка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у него еще в пренатальный период. «Меня любят и ждут» - эта формула, записанная в подсознании, и определяет дальнейшее развитие ребенка.
Установление эмоциональных связей - важнейшее условие, обеспечивающее эффективность воспитательных воздействий взрослого на ребёнка. Это аксиома педагогики, принятая во всех традициях воспитания. В литературе описываются факты, позволяющие утверждать, что своевременное установление правильных эмоциональных отношений между ребёнком и взрослым обуславливает успешное физическое и психическое развитие ребёнка, в том числе и его познавательной деятельности (Н. М. Щелованов, Н. М. Аспарина, 1955 и др.). Отношения доверия и уважения не просто удовлетворяют соответствующие потребности, но и вызывают активную деятельность ребёнка, благодаря которой формируется потребность в самоактуализации, воспитывается стремление к развитию своих способностей.
Итак, в первую очередь ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами. При нормальных обстоятельствах каждый ребенок стремится также к определенному оптимальному уровню стимуляции, а его воспитатели, если у них имеется требующаяся эмпатия, этот уровень также обеспечивают. Все воспитательные системы содержат также правила, определяющие снабжение кинестетическими, тактильными, визуальными и акустическими раздражителями (качание, держание на руках, ласкание, успокаивание, пение и т. п.). По-видимому, определенный уровень активации: бодрствование, внимание, интерес и усилия, - связан со стимульностью среды. «Депривационная ситуация» - это такая жизненная ситуация ребенка, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.
Лангмейер И. и Матейчек З. определяют следующие основные (жизненные) потребности ребенка:
1) потребность в определенном количестве изменчивости в виде стимулов;
2) потребность в основных условиях для действенного учения;
3) потребность в первичных общественных связях (особенно с материнским лицом); обеспечивающих возможность действенной основной интеграции личности;
4) потребность в общественной самореализации, предоставляющей возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями.
Психическая депривация является особой, индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достиг ребенок в депривационной ситуации, и является психическим состоянием. Внешне данное психическое состояние проявляется поведением, отличающимся некоторыми характерными признаками, так что в контексте имеющегося развития детской личности предоставляет возможность распознать депривацию.
Стимульный дефицит или стимульная перегрузка оказывают влияние также на физиологические процессы ребенка. Венгерскими психологами было доказано, что сенсорная депривация воздействует на уровень и флюктуацию кожного сопротивления, частоту дыхания и пульса, десинхронизацию ЭЭГ и т. п.
...Некоторые депривированные дети отличаются определенными неврологическими нарушениями, характерными для детей с органическим поражением мозга (например, гипотония и сохранение архаичных рефлексов, или гиперкинетический синдром) (Й. Лангмейер, Я. Лготак, 1960). Некоторые экспериментальные работы свидетельствуют о том, что определенные виды сенсорной депривации (например, недостаток прикосновений и движений) имеют результатом пораженное развитие ЦНС (Д. У. Прескотт, 1974).
Различные дети, подвергаемые одной и той же «депривационной ситуации», будут вести себя различно и вынесут из этого различные последствия, так как они вносят в нее раздельные предпосылки своей психической конституцией и имеющимся развитием своей личности. Психически депривированный ребенок, вырастает, нередко, в гигиенически образцовой среде, с первоклассным уходом и надзором, однако его умственное и, в особенности, эмоциональное развитие бывает серьезно нарушено. Следовательно, под понятием «психическая депривация» подразумеваются различные неблагоприятные влияния, которые в естественных жизненных ситуациях встречаются совместно.
Лангмейер И. и Матейчек З. приводят следующие четыре формы психической депривации и причины их возникновения:
1. Депривация стимульная (сенсорная): пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.
В отечественной психологии выделяются следующие виды депривации (Андреева, 1977, 1988): сенсорная депривация связана с дефицитом новых впечатлений, разностороннего сенсорного опыта, отсутствием или недостатком материала, поставляемого ощущениями и восприятием; эмоциональная депривация возникает, если не удовлетворяется потребность в живых, теплых человеческих контактах; социальная депривация означает отсутствие у ребенка знаний о культурных нормах и правилах, принятых в обществе, и опыта применения этих правил в своей жизнедеятельности.
Далее, мы можем предположить, что недостаточно изменчивая среда будет возбуждать ограниченный интерес ребенка и будет углублять его пассивность, тогда как слишком изменчивая, хаотичная среда будет стимулировать чрезмерный и постоянно ненасыщенный интерес. Подобно этому можно ожидать, что среда с выраженной эмоциональной безучастностью приведет к возросшей независимости от людей (к социальному равнодушию) и, напротив, что среда, где возможности эмоциональной связи превысят условия для создания собственной автономии, будет способствовать чрезмерному требованию внимания и вечно неудовлетворенному голоду в смысле проявлений любви.
Таким образом, происходит формирование следующих «типов» детей, которые подверглись той или иной депривации (Лангмейер И., Матейчек З., 1994):
1. В среде относительно ультраустойчивой и аффективно безучастной развитие ребенка будет направлено к постоянно углубляющейся апатии и к незаинтересованности в общении с людьми. Подобный ребенок будет, таким образом, в целом пассивным и социально гипоактивным. Он будет удовлетворенным при сохранении неизменности его среды, а протестовать он будет лишь в случае принуждения к изменению или когда его от чего-либо будут отрывать (что-либо от него требовать или отбирать игрушку). Аутистические черты этих детей с низким уровнем игры, с педантичным придерживанием очередности и с отказом от социального контакта бывают у различных индивидов более или менее выраженными. Так как во взаимодействии с воспитателями, педагогами и с остальными детьми они, в основном, бывают непримечательными и нетребовательными, причем они как будто смотрят «сквозь людей», то у педагогов и воспитателей преобладает тенденция не обращать на них внимания и оставлять их и в дальнейшем без стимуляции и без социальной «пищи». Поэтому пассивность и социальная незаинтересованность этих детей обычно еще углубляется с проекцией на задержку развития речи и всего психического развития вообще.
2. В среде избыточно изменчивой (хаотично необозримой) и аффективно также безучастной развитие ребенка будет отличаться избыточной, нерегулируемой гиперактивностью и недифференцированным интересом ко всему происходящему. Подобный "в целом гиперактивный" ребенок находится в постоянном движении и непрестанно переносит свое внимание. Он ищет все новых стимулов без направленного выбора, лишь бы "что-то происходило". С воспитательной точки зрения такой ребенок по причине своего постоянного беспокойства бывает трудным, он постоянно отвлекает воспитателя, не предоставляя ему при этом удовлетворения, которое обычно от ребенка ожидается. Он вызывает, поэтому, во взрослых скорее отрицательные, ведущие к наказаниям, позиции. Во многих отношениях картина данных детей пересекается с клинической картиной детей с минимальной мозговой дисфункцией, в действительности же они обе нередко сочетаются, как это уже было нами указано. Беспокойство и несосредоточенность этих детей препятствуют у них развитию конструктивных игр и развертыванию осмысленной социальной коммуникации - их психическое развитие с заметной неравномерностью обычно запаздывает.
3. В среде избыточно изменчивой, однако предлагающей возможность эмоциональной зависимости, развитие ребенка будет направляться к «социальной гиперактивности»: ребенок данного типа стремится к все новым и новым контактам, причем безразлично от кого они случайно будут исходить. В отличие от в целом гиперактивных детей, активность у данных детей отличается социально-эмоциональной окраской, они любят с каждым поласкаться, прижимаются к случайному человеку, лезут ко всем на колени и т. п. Взаимодействие, которое при этом возникает, характеризуется изменчивыми, хотя и положительными контактами.
4. В среде относительно устойчивой с выраженной повышенной зависимостью развитие ребенка будет отличаться «гиперактивностью в специфической направленности». В данном случае ребенок, как правило, находит одно постоянное лицо, к которому он льнет, предпринимая всевозможные усилия для сохранения связей с данным лицом, даже за счет «социальных провокаций»: дурачеств, шалостей и т. п. Так как в условиях детских учреждений эти дети могут с трудом добиться исключительного внимания воспитательницы или учителя, то они бывают по своему также «трудными»: их нередко характеризуют как крайне «ревнивых» и «эгоистичных». Если, однако, они остаются со своей воспитательницей одни, то бывают чрезвычайно милыми и послушными.
Недостаток чувственных переживаний тоже является своего рода информационным голодом и может порождать обычные для сенсорной депривации последствия. Однако, следует заметить, что эмоциональный голод, в отличие от физического голода, значительно труднее выявить в повседневной жизни. Но большинство депрессивных состояний, чувство одиночества, социальных проблем личности и развития комплексов - в основе своей имеют в числе прочих причин и эмоциональную депривацию какого-либо типа.
Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.
И страдание от одиночества - не что иное, как проявление сенсорной депривации в том или ином виде (проще говоря - нехватка того или иного вида информации или впечатлений). Каких угодно - зрительных, вербальных (словесных) и даже тактильных (прикосновений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)
Сказочные занятия, как условие для гармоничного развития ребенка (материал по самообразованию)...
Влияние национальных подвижных игр на гармоничное развитие ребенка.
Так как мы живем на территории народов Крайнего Севера, прежде всего, обязаны чтить и уважать их культуру. Играя в национальные игры, дети узнают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и ...
Влияние национальных подвижных игр на гармоничное развитие ребенка.
Так как мы живем на территории народов Крайнего Севера, прежде всего, обязаны чтить и уважать их культуру. Играя в национальные игры, дети узнают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои и ...
Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов
Эмоции выражают особую значимость для ребенка объектов иситуаций с точки зрения его потребностей и мотивов. Эмоции — тозвено, с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и не...
Значение развития мелкой моторики для гармоничного развития ребенка
Начинать формирование гармоничного развития ребенка надо с раннего детства....
Влияние современной игрушки на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.
Статья посвящена вопросу о влияние современных игрушек на гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок активно развивается, а т.к. большую часть своего времени он и...
Физическое развитие – часть гармоничного развития ребенка.
В раннем возрасте, в период от 2-х-3-х лет, у детей закладываются основы здоровья, физического развития, и наша задача, чтобы этот процесс протекал гармонично. Следовательно н...