«Депривация и ее последствия для психического развития ребенка»
статья на тему

Раннее детство  – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_molchanova.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство  – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. СРЦН «Забота» попадают дети оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Чаще всего это дети из неблагополучных слоев общества. В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, преступности и наркомании среди детей и подростков.

Дети группы социального риска постоянно находятся в стрессовом состоянии, испытывают на себе психическую, эмоциональную, коммуникативную депривацию. Длительное воздействие на ребенка травмирующих ситуаций, нарушение межличностных отношений с взрослыми и сверстниками формирует у него внутреннюю напряженность, тревожность, агрессивность, конфликтность, ощущение неполноценности, ненужности, отверженности. Практически все воспитанники стационарного отделенияцентра  в той или иной степени имеют в свое анамнезе социальную и материнскую депривацию.

Понятие депривации на сегодняшний день широко используется медиками, психологами, педагогами, социологами. Этимологически данный термин восходит к латинскому слову deprivatio, означающее -- потерю, лишение чего-либо. Термин депривация в самом широком смысле применяют для обозначения процессов лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Этот термин стал широко известен благодаря работам Дж. Боулби.

Понимание депривации имеет многоуровневое значение, исходя из психической депривации.:

- депривацию идентичности (социальную) - как ограниченную возможность для усвоения автономной социальной роли;

- депривацию материнскую - как состояние, обусловленного недостатком постоянного, тесного и стойкого отношения к одному лицу, к матери.

Проблема социальной депривации детей, попадающих в реабилитационный центр - проблема дезадаптивного поведения, является весьма актуальной, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту.

Большое число детей, имеет сенсорное недоразвитие, задержку в развитии и интеллектуальную недостаточность, что выражается в целом ряде специфических факторов, наиболее выраженных в особенностях эмоционально-личностной сферы.

В силу ряда специфических факторов (индивидуальных и межличностных) дети, составляют в целом группу риска по нарушенному поведению. Так, если 20 лет назад среди детей и подростков школьного возраста дети с отставанием в интеллектуальном и эмоционально-волевом развитии составляли 0,3-0,5%, то сейчас их 3-5%.

Проблемы психологического характера детей определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника.

Помощь нашим воспитанникам строиться на индивидуально-личностной ориентированности коррекционных педагогических воздействий посредством психологических коррекционно-развивающих занятий на общее психическое и физическое развитие ребенка, имеющего проблемы в поведении.

На сегодняшний день тема социальной депривации недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Распространенное ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием социальной депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта, нарушении поведения. Для ликвидации последствий социальной депривации и дезадаптивного поведения, прежде всего, необходимы устранение и компенсация вызвавших ее условий.

У детей раннего возраста, поступающих в центр чаще всего  отмечается изменение эмоциональных реакций, что выражается в нарастании чувства тревоги, агрессивности.

Указанные изменения являются последствиями социальной и материнской депривации, вызваны трудностями адаптационного периода при переходе от проживания в семье к проживанию в цетре, сложностью усвоения социальных норм, искаженными, нереальными представлениями о формах общения в связи с неблагоприятными условиями в семье, клиническими проявлениями задержки в развитии и сопутствующими соматическими заболеваниями.

Можно выделить ряд основных психологических  причин нарушения социально-эмоционального развития детей.

Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества детей, страдающих врожденной психической и неврологической патологией.

Во-вторых, патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства является безнадзорность. Большинство семей, наших воспитанников, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с психически нездоровыми  родственниками.

Остро в таких семьях стоит проблема жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие). Дети из этих семей лишены родительской любви (дети без любви), недоедают, не посещают организованные детские коллективы, подвергаются истязаниям, что приводит к уходу из дома. Отсюда - признаки сенсорной и социальной депривации, отставание в психическом развитии более чем в двух третях случаев, признаки мозговой дисфункции с неврологическими расстройствами, энурезом, нарушениями познавательной деятельности, расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью ко лжи, патологическому фантазированию, с выраженными невротическими реакциями.

Третьим  мощным дезадаптирующим факторов для ребенка является сам отрыв его от семьи, привычного образа жизни  и помещение в реабилитационный центр. Это обусловлено нарушением образа жизни ребенка – привычное отсутствие режима жизни, правил планирования времени, требований к обязательному посещению учебных заведений, выполнению домашних заданий, отрыв от компаний.

Следовательно, наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации. Нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного -- стихийного влияния среды.  В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит, прежде всего, через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. При этом для каждой категории детей  специалистами разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные. В работе с специалиста центра обязательно придерживается следующих принципов: 1) Создание атмосферы безопасности. 2) Единство, ясность и выполняемость требований. 3) Воспитание личным примером.) Доброжелательное отношение к детям.

        В целом усилия воспитателей и специалистов центра  направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

         Безусловно, что одним из важнейших принципов работы с данной категорией воспитанников является любовь и принятие ребенка, и вместе с тем выработку специалистами общих для всех четких и последовательных требований. Требования должны выражаться в доступной восприятию каждого ребенка форме и быть достаточно легко выполнимыми. Малейший успех должен быть замечен и оценен.

        Одним из механизмов формирования личности является идентификация себя со значимым взрослым, подражание ему. Дети из неблагополучных семей часто демонстрируют плохое понимание моральных норм и асоциальное поведение из-за того, что для них примером являются родители, страдающие от алкоголизма и социально дезадаптированные. Эффективным способом развития у ребенка социальных навыков является выбор идеала для подражания. Хорошо подобранный педагогический состав , открытый для общения с детьми, дающий им эмоциональную поддержку помогает переориентировать поведение детей в соответствии с ценностями взрослых.

Предоставление позитивных моделей для подражания – это еще один принцип коррекционной работы с детьми направленный на преодоление последствий влияния негативных факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

В статье рассматривается связь между развитием речи и интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков....

«Депривация и ее последствия для психического развития ребенка»

Раннее детство  – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,...

«Депривация и ее последствия для психического развития ребенка»

Раннее детство  – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей,...

Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.

Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...

Общение ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии ребенка.

Описание форм развития общения у детей раннего возраста....

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Роль родителя в формировании личности ребенка, особенности взаимодействия с ребенком в данном возрасте.

План: 1. Новообразования дошкольного возраста. 2. Ведущая деятельность. 3. Когнитивное развитие дошкольного возраста. 4. Личностная и эмоциональная сфера. 5. Кризис 7 лет. Новообразования...

Консультация на тему: «Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребенка»

Консультация на тему: «Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребенка»...