КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА «ХУДОЖНИК РУССКОГО ЛЕСА»
Домашенко Л.А., ГБДОУ №31 Пушкинского и Павловского районов города Санкт-Петербурга
Предмет (направленность): Образовательная область «Познание», формирование целостной картины мира
Возраст детей: подготовительный возраст 6-7лет (логопедическая группа)
Место проведения: групповая комната.
Интеграция:
• Социализация
• Коммуникация
• Познание
• Художественная литература
• Музыка
Цель: продолжить процесс установления связи ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, миром искусства.
Задачи:
Развивающая: продолжать развивать монологическую, диалогическую речь; развивать умение использовать средства выразительности.
Обучающая: обобщить знания детей о творчестве И.И. Шишкина; развивать умение соотносить художественный образ с поэтическим.
Воспитывающая: воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.
Оборудование и материалы: видеопрезентация, мультимедийное оборудование.
Предварительная работа: беседа «О чем говорит живопись»; выбор произведений живописи и создание в групповом пространстве «Зала искусства»; выставки детских работ «Мы взяли краски в руки», «Как прекрасен этот мир»; прогулка-экскурсия в парк; экскурсия в музей-дачу П.П. Чистякова; посещение с родителями Русского музея; составление творческих рассказов «Что понравилось в музее», «Самая красивая картина», разучивание стихов русских поэтов
Содержание
- Жизнь русских людей издавна была связана с лесом. Как вы думаете, как лес помогал людям? (Люди рубили дрова, строили избы, резали посуду, ходили по грибы, ягоды), (Слайд: деятельность людей в лесу).
Но не было человека, который мог бы нарисовать эту красоту. (CD – звучит музыка).
И наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него лесная – Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Жил художник в городе Елабуга, город был окружен непроходимыми лесами. Впечатления детства отразились в живописных работах художника. Да и после, до конца своей жизни он больше всего любил лес, находил в нем радость и красоту. Поэтому Шишкина называли лесным богатырем: «лесище уволок целиком из натуры да и вставил в картину». Целыми днями бродил Иван Иванович Шишкин с этюдником по лесу, изучал и рисовал русскую природу.
В одной из таких прогулок рядом с Шишкиным был другой известный художник Иван Николаевич Крамской. Он написал об этом картину (Слайд: репродукция портрета Шишкина И.И.).
- Как вы думаете, мог ли этот портрет быть создан в родных местах Шишкина, под Елабугой? (Мог, потому, что изображен огромный, большой и дремучий лес).
- Что этот портрет помогает узнать о Шишкине? Каким вы его представляете художником? (Он внимательный, наблюдательный, любуется природой) Каким вы представляете его человеком? (Сильным, большим).
- Наверное, сейчас он задумал новую картину. А что же художник будет делать потом?
Дальше пойдет в лес, выберет место, расчистит кустарники, обрубит сучья, отогнет ветки деревьев, чтобы ничего ему не мешало видеть выбранную картину. Так вот создавалась эта картина (слайд: картина «Утро в сосновом лесу»).
- Какое настроение вызывает эта картина, что вы видите, ощущаете? (Сырость, холод, туман, нет ярких цветов. Человеку неуютно, страшно, не радостно. Едва освещены солнцем верхушки деревьев сосен. Только медведям хорошо в глухом лесу)
- Как бы вы её назвали? Почему? («Утро в сосновом лесу», «Медведи в чаще», «Утренняя чаща»).
- Кто знает секрет этой картины? (Медведей написал художник К.А. Савицкий).
- В Москве, в Третьяковской галерее рядом с картиной «Утро в сосновом лесу находится другая картина»
- Сейчас Маша словами напишет вам картину, а вы её представьте и скажите название (Жаркое солнце, просторы полей, голубое небо, золотая рожь, травка, цветочки, сосны-великаны посреди поля )(слайд: картина «Рожь» ).
- Подберите красивые слова к слову «поле». (Бескрайнее поле, раздолье, простор, поле-море, русское поле, золотое поле, златогривое поле.)
- Иногда темы для картин подсказывала Шишкину поэзия. (Слайд: картина «На Севере диком»). Картина «На Севере диком» создана по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
- Похожи ли настроения у картины и стихотворения? (Сосна одинокая на горе и в стихотворении и на картине).
- Посмотрите и скажите как художник изобразил ночь. (Темные краски, небо, луна).
- Какие краски использовал И. И. Шишкин. (Холодные, голубой снег, розовый, фиолетовый, зеленоватый).
-Что снится сосне? (Жаркое лето, подруги с картины «Корабельная роща», звери, которые играют у сосны).
(Слайд: картина «Корабельная роща») Вот знакомая вам репродукция.
- Давайте устроим конкурс: «Кто задаст самый интересный вопрос к этой картине» (В каком музее находится картина? Почему корабельная роща? Как можно назвать сосны? Почему день солнечный, а в середине леса темно?)
- Чей вопрос был интереснее?
- И.И. Шишкина называют поэтом природы. Почему? Он же не стихи писал, а картины. (Смог поэтично, необычно изобразить простые вещи: деревья, колосья, травинки. Прорисовывал каждую веточку. Создавал картину красками, как поэт - стихи).
- Давайте еще раз полюбуемся на репродукции картин И.И. Шишкина и почитаем известные вам стихи русских поэтов (дети читают наизусть стихи А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского)(Слайды с изображением репродукций – см.выше).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение
Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме.Задачи: 1. Подбор прилагательных к существительным....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе (Формирование целостной картины мира) «Перелетные птицы Санкт-Петербурга»
Цель: закрепить знания о перелетных птицах, обитающих в парках и садах Санкт-Петербурга и Лен. области. Провести сравнение строения тела дикой утки и лебедя.Задачи: Образовательные:-Закреплять знания ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по формированию целостной картины мира с использованием ЭОР и технологии ТРИЗ Тема «Лесная прогулка»
Направление развития: познавательно-речевое.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Ху...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Тема: «Откуда хлеб берется?»
Познавательная ценность занятия заключается в том, что дети приобретают определённый объём знаний о сложном пути, который проходит хлеб от зерна в поле до стола.Воспитательная ценность занятия заключа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в средней группе по формированию целостной картины мира на тему: " Осенние гости".
Государственное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцовый район Санкт-Петербурга Конспек...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ КРАЙНЕГО СЕВЕРА»
методическая разработка проводится с использованием мультимедийного оборудования...