Коррекционные мероприятия с детьми РДА
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Обобщение психолого-педагогического опыта
Коррекционные мероприятия с детьми РДА
Психотерапия |
Базовые задачи психотерапии при аутизме: |
Специальная педагогика |
Специальная (коррекционная) педагогика решает задачи обучения и воспитания детей с особыми потребностями. Например, вот одно из упражнений из программы "Язык - понимание". Терапист дает стимул, или задание ("подними руку"), затем дает подсказку (поднимает руку ребенка), затем вознаграждает ребенка за правильный ответ. После несколько попыток (задание - подсказка - вознаграждение) делается попытка без подсказки. Затем, когда ребенок станет выполнять "кивни головой" в 90% случаев, начинают чередовать "подними руку" и "кивни головой": сначала "ПР" - "КГ", потом "ПР" - "ПР" - "КГ", потом в другом порядке. Эти два стимула считаются освоенными, когда ребенок дает 90% правильных ответов при чередовании двух стимулов в произвольном порядке. Затем вводят и отрабатывают третий стимул, затем чередуют все три, затем вводят четвертый, и т.д. Когда у ребенка в запасе много освоенных стимулов, включая такие полезные для ежедневной жизни, как "иди сюда", "дай (название предмета)", "возьми (название предмета)", начинают работать над обобщением, или генерализацией навыков – проводят упражнения в неожиданных местах (в ванной, на улице, в магазине), чередуют людей, дающих задание (тераписты, родители, бабушки и дедушки, знакомые, другие дети). В какой-то момент ребенок не только осваивает те стимулы, которые с ним отрабатывали, но и начинает сам понимать новые задания без дополнительной отработки (например, "закрой дверь" ему показывают один-два раза, и этого оказывается достаточно). В таком случае программа считается освоенной – ребенок дальше может осваивать информацию из окружающей среды, как это делают типично развивающиеся дети. В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов (кладет карточки с вилкой и ложкой в одну стопку, а карточки с кошкой и собакой – в другую), "покажи, как ты... " (делает вид, что причесывается / надевает шапку / крутит руль / тушит пожар / мяукает и ловит мышей), местоимения (правильно употребляет "я иду" – "ты идешь"), ответы на вопросы "что", "кто", "где", "когда", "как", употребление "да" и "нет", и др. Среди более продвинутых программ – "Скажи, что будет, если... " (предугадывает исход действия), "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть", и др. Конечная цель АВА – дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно. Поэлементное разучивание многих десятков действий занимает много времени. Считается, что АВА дает наибольший эффект, если заниматься с ребенком по этой методике 30-40 часов в неделю (при этом проверено, что аналогичное количество часов, проведенное с ребенком без особой методики, далеко не столь результативно). Кроме того, в идеальном варианте надо начинать занятия по этой методике до того, как ребенку исполнится 6 лет (АВА помогает также старшим детям, но чем раньше начать занятия, тем лучше будет результат). Родители, даже при наличии сил и ресурсов, как правило не могут давать ребенку сорок часов интенсивных занятий в неделю на протяжении нескольких лет. Обычно домашняя программа АВА для ребенка организуется силами родителей, плюс несколько человек нанятых и специально обученных терапистов, как правило студентов, и супервайзера – специалиста по программам. Один терапист занимается с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три тераписта, и таким образом ребенок занимается пять-шесть часов в день. Все тераписты записывают в журнал свои действия: над какими программами работали, сколько попыток, какие подсказки, сколько правильных ответов, сколько неправильных. Каждый следующий терапист просматривает записи предыдущего и начинает с того места, где предыдущий остановился. Раз в две-три недели происходит собрание всех терапистов, где супервайзер просматривает журнал, просит терапистов продемонстрировать, что именно они делают, решает, какие стимулы и программы уже освоены, и ставит новые цели. Системность и интенсивность занятий обеспечивают их высокую результативность. Обратной стороной является сложность финансового обеспечения программы АВА. В США стоимость домашней программы по закону покрывает School District. В Украине и странах СНГ стоимость работы сертифицированного Специального семейного тераписта составляет 3-5 у.е. в час. При этом найти такого специалиста крайне сложно. Государство в процессе пока не участвует, родителям приходится рассчитывать на свои силы, участие спонсоров и посильную помощь волонтеров. Рекомендуем также прочитать: - статью практического психолога Т.И.Пуховой "Как «раскрутить» ребенка-аутиста в игротерапии. Практические советы" - статью авторитетного психолога Бернарда Римланда "Интенсивное раннее поведенческое вмешательство: письмо поддержки" - книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!» Гринспан выделяет шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру (достигается к трем месяцам), стадия привязанности (к пяти месяцам), стадия двухсторонней коммуникации (к девяти месяцам), стадия осознания себя (к полутора годам), эмоциональных идей (к двум с половиной годам), эмоционального мышления (к четырем годам). Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задачей "игрового времени" является помочь ребенку пройти через все стадии. Двусторонняя коммуникация достигается, если ребенок реагирует на действия тераписта. Всякий раз, когда такая реакция происходит, закрывается один круг коммуникации. Терапист должен стремиться к тому, чтобы ребенок стал закрывать как можно больше кругов в процессе общения. При этом сам терапист ставит себя в положение помощника, ассистента при ребенке, ребенок ведет, а терапист следует за ним; таким образом ребенок осознает и утверждает себя как личность. Терапист не предлагает новых идей в игре, но развивает идеи, предлагаемые ребенком, а также задает вопросы, прикидывается непонимающим и побуждает ребенка объяснять, а значит, анализировать игровые ситуации. Таким образом в ребенке развивается эмоциональное мышление. Только в том случае, когда ребенок перестает закрывать круги коммуникации, то есть прерывает общение, терапист может вмешаться и предложить новые идеи. Гринспан советует не прерывать ребенка, даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы. Если ребенок таким образом выговаривается, он помогает себе научиться не бояться себя и своих эмоций, а обыгрывать их и таким способом управлять ими. "Игровое время", в отличие от АВА, как считает Гринспан, не требует многочасовых занятий, и может проводиться родителями. Оптимально, чтобы родители прошли обучающий спецкурс. Хорошо также, чтобы родителей консультировал супервайзер, специализирующийся на этой методике. Примеры упражнений: Цели: Разные упражнения с бобовыми пуфами. Цели: |
Диагностика
Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов.
Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях.
Диагностика аутизма должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями.
Наблюдение и осмотр ребенка с подозрением на аутизм следует проводить в условиях, максимально приближенных к его привычному жизненному укладу. Поход в незнакомое учреждение и контакт с новыми людьми зачастую является фактором стресса для аутиста и может исказить диагностическую картину.
В основе диагностики аутизма лежат критерии международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 и DSM-4. Дополнительными вспомогательными средствами для определения вида патологии являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.
Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения:
- опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
- шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
- шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G)
- шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
- поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
- опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).
Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения.
Методы аппаратной диагностики аутизма дают информацию о состоянии и функционировании мозга, вегетатики, сердечно-сосудистой системы:
- электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
- реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
- эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
- магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
- компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
- ультразвуковое исследование – УЗИ, диагностика брюшной полости, поверхностно расположенных органов и сосудов
- кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы
- электрокардиограмма – ЭКГ, исследование сердца, отражающее функциональное состояние миокарда.
Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дисбактериоза. Аутистические расстройства сопровождаются поражением кишечника, регулярными болями при воздействии опиатов. Тесты на пищевую непереносимость и аллергены помогают сформировать индивидуальную диету для ребенка. Введение диеты – это уже начало лечения.
Диагностика детского аутизма до 2-х лет жизни является наиболее проблематичной. Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:
- наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
- часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
- родители, которые замечают "необычность" своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.
Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.
Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.
Развитие и формирование структур мозга в раннем возрасте является самым активным. При патологии это оптимальный период для вмешательства и начала коррекции. Компенсаторные возможности формирующегося организма ребенка велики, и их следует своевременно и оперативно задействовать.
Альтернативные методы |
Основная нагрузка в коррекции и лечении аутизма лежит на психологе. Индивидуальная программа, разработанная психологом, является базой в диагностике, проведении коррекционных упражнений и контроле достигнутых результатов. Обычно она дополняется медикаментозным воздействием, специально организованным питанием или диетой и работой специального педагога. |
Дельфинотерапия |
Дельфинотерапия в различных центрах и дельфинариях организована, исходя из глубины понимания специалистами и владельцами данного конкретного заведения сути процесса лечения и множества "других" факторов. Все, кто профессионально занимается дельфинотерапией знают, что именно эти "другие" факторы и определяют фактический результат лечения. Нахождение ребенка в воде с дельфином не является автоматически целебным фактором, положительный эффект достигается только при комплексном подходе к организации всего процесса дельфинотерапии. Стоимость дельфинотерапии достаточно высокая, родители обычно ожидают высокую эффективность и видимые результаты. Существует много нюансов и профессиональных "секретов", как за короткий период нахождения в воде добиться максимальной отдачи. Такой информацией владеет очень узкий круг экспертов-анималотерапевтов. "Общение ребенка с дельфинами должно начинаться задолго до приезда в дельфинарий. Грамотные родители обычно находят возможность проконсультироваться у независимых экспертов и определяются не только с выбором дельфинария, но и с оптимальным временем проведения терапии, количеством сеансов, их продолжительностью, состоянием и возрастом дельфинов, опытом и особенностями работающих с детьми дельфинотерапевтов. Немаловажно также и время назначенного сеанса, подготовительные и сопутствующие процедуры. То есть все то, что не стоит дорого и не отнимает много времени, но оказывает существенное значение на результат лечения. Следующий этап – знакомство с дельфинотерапевтами и с дельфинами. Перед психологом в отношении родителей стоят следующие задачи: Следует отметить, что диагноз заболевания не всегда определяет прогноз дальнейшего развития, так как каждое заболевание нервной системы может проявляться в различных формах, иметь разную степень тяжести и обусловливать как тяжелые, так и слабо выраженные отклонения в развитии. Так, детский церебральный паралич проявляется в различной степени тяжести как в отношении поражения двигательных, так и интеллектуальных функций. Ребенок с этим заболеванием может быть полностью обездвижен, иметь глубокую умственную отсталость, совершенно не владеть языком и в то же время при этом заболевании, независимо от тяжести поражения двигательной сферы, он может иметь нормальный интеллект и обучаться по программе общеобразовательной школы. Следует помнить, что родители и близкие особого ребенка живут в состоянии продолжительного психического и физического напряжения, опасения и тревоги за будущее своего ребенка. Зачастую они вынуждены ограничивать собственные контакты с миром, встречая непонимание окружающих. Позитивный психологический климат в семье, столь важный для сложного ребенка, вдвойне тяжело поддерживать. За эмоциями теряется иногда положительная динамика развития ребенка. В такой ситуации именно специалист-психолог поможет адекватно оценить движение в развитии ребенка, спланировать совместные действия и шаг за шагом двигаться к цели. В определенных случаях психолог рекомендует родителям не присутствовать на сеансе дельфинотерапии. Это обусловлено специфической реакцией ребенка на присутствие близких в стрессовой ситуации. Так, симбиотическая связь ребенка-аутиста с матерью может препятствовать эффективному проведению сеанса, тут родителям стоить довериться мнению специалистов. Ребенок также может кричать и сопротивляться, отказываясь идти в воду и общаться с дельфинами. Буря эмоций, которую испытывают дети и родители - не лучший помощник, и именно опытный дельфинотерапевт знает, как лучше поступить в данной конкретной ситуации. Сеанс дельфинотерапии длится 15-30 минут. Остальное время дня обычно свободно. Дельфинарий свою непосредственную работу выполнил, а вот оставшееся время желательно использовать грамотно, для закрепления и усиления коррекционного эффекта. Эксперты могут рекомендовать разную программу. Это уже очень индивидуально, в зависимости от специфики заболевания, наличия нужных специалистов в городе, времени года и др. Правильно организованная программа может давать потрясающий эффект. Мы уже не удивляемся, но все равно остается ощущение чуда, когда ребенок, который долго молчал, впервые начинает говорить, общаться с дельфинами и людьми. Дельфины - потрясающие животные, тайны их интеллекта до сих пор не разгаданы. Их воздействие на психику ребенка настолько уникально, что не хватит книги все это описать. Тот импульс и толчок к развитию, который они дают, следует принимать как урок любви и высший дар. Дельфинотерапия может стать пусковым механизмом, если последующая коррекция будет проводиться по составленной лечащим психологом индивидуальной программе. Мозг растущего ребенка в высокой степени адаптивный. Дозированные медикаментозные, пищевые, физические нагрузки в комплексе с программой психологической коррекции в большинстве случаев дают ощутимые и видимые результаты." |
Иппотерапия |
В последние годы практические врачи стали интенсивно внедрять в практику лечения некоторых болезней людей методы зоотерапии. Широко известны "терапевтические" способности кошек, собак, морских свинок, слонов, лошадей и т.д. Одной из разновидностей зоотерапии является метод иппотерапии. Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь). Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением несловесного диалога "язык жестов", с соблюдением тишины, дистанции. Верховая езда требует концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается подавление чувства страха. Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: Использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: Показано, что иппотерапия (райттерапия) оказывает положительное влияние на детей с диспластическом сколиозом, что обусловлено биомеханическими свойствами верховой езды. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов ЛФК является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Иппотерапия вызывает у детей очень сильную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны - испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить свою самооценку. Влияние иппотреапии на организм человека можно разделить на несколько критериев. К медицинским критериям относятся: К социальным критериям относятся: а) Улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом. Противопоказаний к иппотерапии немного. Это гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Иппотерапия - это один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствий полиомиелита и детского церебрального паралича, ишемической болезни сердца, ожирения, простатита, неврастении. Специалисты утверждают, что иппотерапия эффективна при лечении таких малоизученных заболеваний, как ранний детский аутизм (нарушение контакта с внешним миром). Как собаки-поводыри досконально знают свое дело, так и лошади-врачи очень чутко реагируют на все движения маленького седока. В связку инструктор-ребенок-лошадь врачи включают и маму, которая ведет лошадь. Лошадь в этом случае является как бы проводником между матерью и ребенком. Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного, что позволяет подобрать лошадь для лечения конкретного больного с учетом особенностей его заболеваний. Исходя из позиций китайской медицины, на копчике и промежности находятся важные энергетические центры. Обычно восточные эскулапы воздействовали на эти центры путем иглоукалывания. При езде верхом вместо иглы мышечное и механическое раздражение этой области достигается за счет особого ритма движения. В Европе иппотерапия стала развиваться интенсивно в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. Данный метод лечения был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie - Zentriverband der Krankengymnasten). В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра "Живая нить". Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха "Зеленый огонек" под г. Луга. Известно об использовании этого метода реабилитации в Петергофе, в институте для детей с интеллектуальными отклонениями, а также в детском доме в Коломне, в интернате г. Йошкар-Ола. В конноспортивной школе "Озерки" занимаются с группой детей с ДЦП. Иппотерапией занимаются также в Нижнем Новгороде, в Саяногорске. В Сергиев-Посаде организованы занятия иппотерапией на базе общественной организации "Старая школа" с детьми имеющих ампутацию конечностей, ДЦП и страдающими различными психическими патологиями. Пока Минздрав Украины относит иппотерапию к нетрадиционным методам лечения. |
Игровая, песочная и арттерапия |
Игровая терапия - наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки. Занятия проходят в специально оборудованной игровой комнате: индивидуально и в группах. Игрушки подбираются специально для терапии: кукольные домики, различные куклы, машинки, маски, кукольный театр, стол для игры с водой и песком, игрушечные животные, конструкторы и т.д. Игра ребенка происходит под наблюдением и ненавязчивом участии терапевта-психолога, который в процессе игры выявляет проблемы ребенка и их причины и помогает ему справиться с ними. Терапевт зачастую привлекает к игре родителей ребенка, если необходимо научить родителей играть с ним или улучшить их взаимодействие. Песочная терапия представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и перспективное будущее. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто, похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин. Этот метод можно использовать в работе с детьми от трех лет (а также, как один из этапов в работе с подростками и взрослыми), со следующим спектром проблем:
Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 – 6 лет (так как до этого возраста символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Занятия проходят в рамках психоаналитического направления, используются приемы игровой и песочной терапии. Ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей) и вида деятельности. Продолжительность сессии 50 минут. Несмотря на простоту и доступность метода это глубокая и серьезная форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
Факторы, на которые необходимо обращать внимание в игровом взаимодействии с детьми, имеющими проблемы развития.
Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка
Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности. Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо — генератора идей.
Ребенок может выбирать «глупую», «примитивную» с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна). Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре
Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности малой привлекательности). Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек
Необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка в различных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка. Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку. |
Подготовлено педагогом –психологом КУ «Детский противотуберкулезный санаторий имени Е.М. Сагандуковой» Харалгиной Н.А.
2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Коррекционно-профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в физическом и речевом развитии, в летний оздоровительный период".
В настоящее время проблема децелерации (замедленного темпа физического, речевого и интеллектуального развития) приобретает всё большие масштабы, охватывающие не только детей школьного, но и дошкольног...
Открытое мероприятие для педагогов ДОУ «Организация коррекционной работы с детьми в режимные моменты»
Организация детей старшей группы, в режимных моментах, для работы с детьми ОВЗ....
Программа психологического сопровождения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна
Для воспитателей и педагогов психологов...
Конспект открытого мероприятия для педагогов ДОУ в старшей группе. «Организация коррекционной работы с детьми в режимные моменты»
Цель: создание условий для всестороннего развития воспитанника с ОВЗ, обогащение его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников....
Перспективное планирование коррекционно-развивающих мероприятий с детьми с ТНР (подготовительная к школе группа)
Перспективное планированиекоррекционно-развивающих мероприятий с детьми с ТНР (подготовительная к школе группа)...
Конспект мероприятия с детьми коррекционной группы Досуг-развлечение «В гостях у сказки»
Досуг-развлечение...
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста в форме коррекционно-развивающей игры с элементами песочной терапии «Загадочные планеты»
Сценарий педагогического мероприятия с детьмиВолошина Татьяна Игоревна, дефектолог МБДОУ «ДС «Дельфин»,г. МуравленкоТема: «Загадочные планеты»Цель: развития мелкой ...