Развитие кинестетической чувствительности и речевой активности в процессе игр с манной крупой.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Идея использования манной крупы а арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка (автор арт-терапевтической техники – Н.А.Тараканова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsionnye_igry_s_mankoy.docx | 25.7 КБ |
igry_s_mannoy_krupoy.pptx | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие кинестетической чувствительности и речевой активности в процессе игр с манной крупой.
Идея использования манной крупы а арт-терапевтической работе основана на методологии юнгианской песочной психотерапии. Большой терапевтический ресурс приведенной техники объясняется, прежде всего, свойствами манки, во многом совпадающими со свойствами песка (автор арт-терапевтической техники – Н.А.Тараканова).
Во-первых, это сыпучий материал, слабо поддающийся контролю и предполагающий непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические ощущения. В то же время слабая структурированность и контролируемость манки побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов-символов.
Отметим и некоторые специфические особенности манной крупы. Будучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с агрессивными или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров. Кроме того, она общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом
Манную крупу можно использовать на любом этапе арт-терапевтической работы.
А теперь по порядку. Что такое терапевтическая работа с манкой? Из Белоруссии она к нам пришла, там замечательные арт - терапевты которые занимаются исследованием терапевтической работы с манкой.
• Технология, используемая психологами для развития творческого потенциала детей и взрослых, и для работы с эмоциями и настроениями.
• Разновидность арт-терапии и песочной терапии – современных очень популярных направлений, с помощью которых психология входит в жизнь современных людей, помогает им лучше понимать себя и других людей, и изменять свою жизнь к лучшему.
• Творческая находка людей, умеющих нестандартно подходить к привычным вещам.
• Занятие, приносящее массу положительных эмоций.
Таким образом, работа с манкой позволяет:
- стабилизировать психоэмоциональное состояние;
- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию;
- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;
- разнообразить способы сотрудничества, концентрации внимания;
Мотивационные техники, с которых всегда начинается песочная терапия. С них человек всегда заходит в песочницу и в работу с песком.
Почему важны мотивационные техники?
1. Они вызывают доверие.
2. Они вызывают интерес .
А если есть доверие и интерес, то у вас будет хорошая работа. Без мотивационных игр мы в песок не заходим.
Упражнения.
1. Знакомимся с манкой, исследуем ее возможности.
Из кучки манки предлагаю сделать максимально высокую горку.
Есть три песочных дождя - маленький (низкий), средний и высокий.
Набирая манку в руку, выпускаем песок струйкой и отслеживаем, какой высоты дождь больше всего соответствует вашему состоянию.
2. Из кучки дождя создайте блинчик толщиной в свой мизинец. Постарайтесь, чтобы он был круглый и ровный. Представьте, что это - тарелка, которую нужно расписать. Используя только мизинчики обеих рук украсьте узорами свою тарелку. Старайтесь работать двумя мизинцами одновременно. Разрешается выходить за края песочной тарелки. Посмотрим какие у вас узоры получаться. Сложно? Сейчас работаю у вас сразу 2 полушария головного мозга. Вы чувствуете как меняется ваше отношение к манке, вы уже не взрослые, но и еще и не дети. Происходит мотивация доверия к манке. Важно почувствовать, как меняется отношение к манке.
3. А сейчас из своей тарелке, сделайте квадрат. В реальной жизни кто может сделать квадрат из круга, а в песочной терапии можно.
Используя отпечатки пальцев, создайте образ животного, которое вам нравится. Покажите соседу. Потом спросите у соседа, что за животное у вас нарисовано, желательно чтобы он ответил. Попробуйте сделать его узнаваемым, правдоподобным.
Работа в парах.
4. Придумать по 5 способов перемещения манки. Работа по очереди, сначала один человек показывает способ, потом второй отвечает. Каждый демонстрирует по 5 вариантов.
Смысл - соревнование. Упражнение подходит для работы в парах: ребёнок - родитель, супружеская пара, пара конкурентов.
5. Придумать по 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти в манку.
6. "Действие по образцу"
Работа в паре. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий делает любые действия с песком, ведомый в точности повторяет за ведущим. Упражнение можно использовать в качестве проверки на обучаемость. Задача - чётко, в том же ритме повторять все действия ведущего. Определённое время, например минуту или две, партнёры работают в одну сторону, затем меняются.
7. Упражнение "Обратные действия"
Задача ведущего в паре делать всё время разные, креативные действия, провоцировать партнёра на поиск противоположных действий. Важно учитывать любые детали - темп, ритм, геометрию, собирание-рассыпание и т.д.
Упражнение для здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих. Подходит для клиентов с подавленной мотивацией, апатией. Очень хорошо "оживляет", вводит в контакт. Дает возможность достать что-либо невысказанное.
Техника "Полушарное рисование".
Здесь мы уже будем решать не мотивационные задачи, а больше развивающие упражнения. Много сейчас говорят о балансе правого и левого полушария головного мозга. Автор этой техники Вера Шевченко, она работает в Киеве.
Упражнения для развития обоих полушарий мозга.
1. Наберите манку из кучки в обе руки, таким образом, чтобы свободно сыпалась из кулачков, и нарисуйте одновременно два одинаковых круга. Следите за тем, чтобы обе руки двигались синхронно.
2. Двумя руками соберите манку в кучку. Одной рукой вы рисуете круг, а другой квадрат. Давайте попробуем, редко у кого получается четко одинаково нарисовать их. Сложно?
3. Нарисуйте два одинаковых цветка. Следите, чтобы узоры были чёткие. Если манка закончилась в кулачках, можно набирать ещё и дорисовывать. Затем двумя безымянными пальцами одновременно прорисуйте контур цветка, чтобы он обозначился.
Проверка на креативность: если нарисовали розу, ромашку, тюльпан, то вы - абсолютный стандарт.
После выполненных упражнений отследите, что происходит с вашими эмоциями.
Техника "Пальчиковые походы". (Работа в паре)
Данная техника может продолжать мотивационные игры, но может использоваться и как релаксационная. Очень хороша для "перезагрузки" мозга, обнуления, когда мы сбрасываем лишний балласт.
Может использоваться как для развития мелкой моторики, так и мотивационная техника.
Выполняются следующие задачи:
1. Исследовательская деятельность;
2. Интерес к манке;
3. Мелкая моторика;
4. Стратегическое мышление.
Делаем круг из манки толщиной в мизинец. Выбираем 2 или 3 маленькие игрушки (можно брать игрушки из киндер-сюрприза). Показываем их партнёру, чтобы он потом смог определить, что это за игрушки. Партнёр закрывает глаза, а мы ставим игрушки в разные места круга из манки. За пределами круга ставить нельзя. Партнёр с закрытыми глазами отправляется в поход на поиски игрушек. Для этого нужно поставить его пальцы на вход в круг.
Задача: микрошагами, используя два пальца, исследовать поле и найти игрушки.
Очень хорошо использовать данную технику в работе с детьми, когда они устают от большой нагрузки. Развивается мелкая моторика, чувство пространства, тактильные ощущения, скорость движения, стратегия работы. Можно модифицировать данную технику. Если работа происходит в большой песочнице, то можно использовать маленькое ситечко для поисков игрушек, чем интересней будет работа, тем большего положительного результата вы добьетесь.
Работа с манкой уникальна, она всегда работает на положительное развитие самооценки.
Манка очень похожа на песок, а работая с песком мы сразу вспоминаем, пляж, море, отдых. Здесь происходит релаксационная идея, перезагрузка мозга. В терапии это называют «обнуление», когда мы сбрасываем ненужный груз, а все что нужно остается для дальнейшей работы. Такие занятия будут полезны не только ребёнку, но и нам, взрослым. В наше время любой человек испытывает колоссальные нагрузки, стресс, переживание.
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. сыпучий материал предполагающий непосредственную работу руками приятные кинестетические ощущения
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Будучи пищевым продуктом, этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, способными по неосторожности взять крупу в рот, а также— с агрессивными или расторможенными детьми, у которых нередко возникает желание кинуть ее в партнеров
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Что такое терапевтическая работа с манкой? Технология, используемая психологами для развития творческого потенциала детей и взрослых, и для работы с эмоциями и настроениями. Разновидность арт-терапии и песочной терапии – современных очень популярных направлений, с помощью которых психология входит в жизнь современных людей, помогает им лучше понимать себя и других людей, и изменять свою жизнь к лучшему.
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Работа с манкой позволяет: стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую, пространственную ориентацию; стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор; разнообразить способы сотрудничества, концентрации внимания;
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Мотивационные техники Упражнения Горка. Дождь. Блинчик . Квадрат . Работа в парах . 5 способов перемещения манки. 3 оригинальных способа зарывания разных частей кисти. Действие по образцу. Обратные действия.
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Техника « Полушарного рисования» Автор данной техники арт-терапевт Вера Шевченко. Важен баланс между правым и левым полушарием головного мозга.
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Техника "Пальчиковые походы" Может использоваться как для развития мелкой моторики, так и мотивационная техника. Выполняются следующие задачи: 1. Исследовательская деятельность; 2. Интерес к песку; 3. Мелкая моторика; 4. Стратегическое мышление.
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку.
Мотивационные техники. Они вызывают доверие к песку; Они вызывают интерес к песку. Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития тактильно-кинестетической чувствительности "Поздоровайся с водичкой"
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека....
Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию в средней группе с применением нетрадиционного рисования манной крупой.
Конспект образовательной декятельности по ФГОС по системно деятельному методу в средней группе....
Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...
Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры...
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста
Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нерв...
Мастер-класс: «Чудеса из манной крупы». Нетрадиционная техника - рисование манной крупой.
Мастер – класс рассчитан для педагогов и родителей. Рисование манной крупой - интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим веселым делом можно не ...