Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния
консультация (младшая группа) по теме

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры на песке 47.36 КБ
Файл Игры на песке21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Ведерко, формочки, совок — первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для  игр в песочнице, не нужны сложные или дорогостоящие пособия  и игрушки — вы вполне обойдетесь теми предметами, которые есть у каждого ребенка, так же можно использовать природный материал, который есть на улице в каждом дворе.

С уважением

педагог-психолог:

Бойцева Анжелика Андреевна

Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности,  мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния

Игра «Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?"
пескотерапия

С уважением

педагог-психолог:

Бойцева Анжелика Андреевна

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Многим известна пляжная игра "Мина". Рука одного играющего превращается в "мину": она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, "сапера",— откопать "мину", не дотрагиваясь до нее. "Сапер" может действовать руками, дуть на "мину", помогать себе любыми предметами. В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано. Любой из вариантов игры ребенку можно предлагать в виде сказки. Например:

В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром и всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему неподалеку. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон превратил ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!.."Откопай разгадку».

С ребенком можно выполнить следующие упражнения:

1.Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки).

2.Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

3."Пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

4.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и прочими предметами).

5.Пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками.

6. «Поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

7.Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

В песочнице может имитироваться и жизнь других планет: лунный ландшафт, поверхность Марса. Побывать на  других планетах нам помогут камни, детали конструкторов (например, «Лего»), фигурки кукол. Это уникальная для нас возможность использовать современную детскую субкультуру в познавательных целях. 

С уважением

педагог-психолог:

Бойцева Анжелика Андреевна



Предварительный просмотр:

Кто из нас в детстве не играл в песочнице? Ведерко, формочки, совок — первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это — традиционные игры с песком. Мы же с вами посмотрим сейчас на иные возможности использования песочницы.

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее доступной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для  игр в песочнице, не нужны сложные или дорогостоящие пособия  и игрушки — вы вполне обойдетесь теми предметами, которые есть у каждого ребенка, так же можно использовать природный материал, который есть на улице в каждом дворе.

С уважением

педагог-психолог:

Бойцева Анжелика Андреевна

Совместные игры на песке родителей и детей направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности,  мелкой моторики рук и стабилизации эмоционального состояния

Игра «Отпечатки наших рук». На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.

Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"

Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ и тем чаще необходимо повторять эту игру. Не беда, если в начале игры ребенок в точности воспроизводит ваши слова, рассказывая о своих ощущениях. Постепенно, накапливая собственный чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что ваши ощущения будут различны, но постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: "Я перевернул руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?"

С уважением

педагог-психолог:

Бойцева Анжелика Андреевна

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности. Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Многим известна пляжная игра "Мина". Рука одного играющего превращается в "мину": она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, "сапера",— откопать "мину", не дотрагиваясь до нее. "Сапер" может действовать руками, дуть на "мину", помогать себе любыми предметами. В нашей игре взрослый вместо руки в качестве такой мины закапывает любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано. Любой из вариантов игры ребенку можно предлагать в виде сказки. Например:

В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром и всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители сказочной страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему неподалеку. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда больше не могла дарить радость людям, Дракон превратил ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того: смельчак, который решится спасти Принцессу, своим прикосновением может погубить ее. И тогда она навеки останется заколдованной.

Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!.."Откопай разгадку».

С ребенком можно выполнить следующие упражнения:

1.Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка, санки).

2.Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром;

3."Пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

4.Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и прочими предметами).

5.Пройтись" по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после — двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом — средними, затем — безымянными, большими, и наконец — мизинчиками.

6. «Поиграть" пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

7.Сгруппировав пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы. (Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?

В песочнице может имитироваться и жизнь других планет: лунный ландшафт, поверхность Марса. Побывать на  других планетах нам помогут камни, детали конструкторов (например, «Лего»), фигурки кукол. Это уникальная для нас возможность использовать современную детскую субкультуру в познавательных целях. 

С уважением

педагог-психолог:

Бойцева Анжелика Андреевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие тактильно-кинестетических ощущений детей раннего возраста в процессе экспериментирования с песком."

Основная направленность психологической работы с малышами - эмоциональные наполнения жизни ребёнка и оказание помощи в их регуляции....

Мастер-класс для педагогов "Стабилизация эмоционального состояния с использованием техники "Рисование цветным песком"

Тема: «Рисование цветным песком»Подготовил: педагог-психолог Кирьянова Н.В.Материалы: цветной песок, шаблоны картинок (пирамидка, зонтик, мячик, петушок, мишка, гусеница),  клей ПВА, ...

Рекомендации по стабилизации эмоционального состояния детей для родителей и педагогов

Описание конкретных рекомендаций по стабилизации эмоционального состояния детей, находящихся в состоянии эмоционального перевозбуждения, негативных поведенческих реакций. Рекомендуются для педагогов и...

Выступление "Стабилизация эмоционального состояния с помощью техники рисования песком"

Выступление на родительской конференции в рамках проекта "Волшебный песок"...

Игры на песке, направленные на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры детей на песке, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук...

Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры...

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста

Песок – это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нерв...