Проект Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы )
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Аносова Ирина Владимировна

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть - семь   лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

По моему наблюдению, последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре и творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Проект

Тема: «Мир эмоций и чувств»

(Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)

Автор проекта:

Аносова Ирина Владимировна,

воспитатель I категории

2015 – 2016г.г.

Проект

Тема: «Мир эмоций и чувств»

Автор проекта: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I категории, МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка».

Обоснование темы.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть – семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

По моему наблюдению, последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности – игре и творчестве.

Проблемно – ориентированный анализ

Анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает, что для них свойственна структурная примитивность. Дошкольники больше не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не в состоянии самостоятельно сочинить или додумать рассказ или сказку. То есть, «благодаря» занятости родителей и подмена их телевизором, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы.

А ведь эмоциональная система у детей дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей шести  - семи лет существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников. Это запреты: на громкий смех, шум, беготню, прыжки, на слезы (особенно у мальчиков), на выражение страха, агрессии, обиды, гнева. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх , агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.

Вследствие этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.

Эти неадекватные эмоциональные реакции вызваны тем, что зацикливаясь на телевизорах, компьютерных играх, мобильных телефонах дети стали меньше общаться, а ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы дошкольника, очень актуальна и важна. Нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребёнку со всей детской непосредственностью отдаваться ей.

Поэтому мы стараемся, прежде всего, снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый ребёнок чувствовал: именно его ждут и с радостью встречают. Почувствовав себя нужным, дошкольник легче переживает любые перемены в своей жизни. Мы стараемся установить эмоционально положительные отношения с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Данный проект написан на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная  общеобразовательная программа / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 336С.

Тип проекта – практико - ориентированный

Участники: Воспитатели группы, педагог - психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.

Целевая группа: Дети 6 - 7 лет, родители детей.

Срок реализации: долгосрочный - учебный год (сентябрь – май)

Цель: Расширение представлений у детей   мира эмоций и чувств.

Задачи:

  • Создать условия развития для эмоциональной сферы детей;
  • Учить  различать эмоции по схематическим изображениям;
  • Учить  передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные  выразительные средства;
  • Развивать самоконтроль и самооценку над своими эмоциями.

Эмоциональная  сфера  —  это  важная  составляющая  в  развитии  старших  дошкольников.  Эмоциональное  состояние  представляет  собой  особый  класс  психических  процессов  и  состояний,  который  составляют  переживаемые  в  различной  форме  отношения  ребенка  к  предметам  и  явлениям  действительности.

Важным  основанием  для  эмоционального  развития  старших  дошкольников  является  овладение  социальными  формами  выражения  эмоций,  формирование  чувства  долга,  развитие  эстетических,  моральных  чувств.  Эффективными  в  работе  со  старшими  дошкольниками  являются  методы  и  средства  арттерапии.

Арттерапия  —  это  один  из  психотерапевтических  методов,  основанных  на  искусстве  и  творчестве,  способствующий  социальной  адаптации  дошкольника.  Проблемами,  которые  эффективно  решает  арттерапия  являются:  развитие  познавательно-речевой  активности,  коррекция  поведения,  гармонизация  эмоционального  состояния  дошкольников,  выявление  творческого  потенциала,  развитие  оригинальности  мышления,  улучшение  внимания  и  памяти,  рост  самооценки,  развитие  коммуникативных  способностей.

Использование  в  практической  деятельности  методов  и  средств  арт - терапии  (библиотерапия (сказотерапия) , музыкотерапия, игротерапию, изотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.) способствует  снятию  эмоциональной  напряженности,  учит  понимать  эмоциональное  состояние  других  людей,  свободно  выражать  свои  эмоции.  Творческое  использование  различных  арттерапевтических  методик  направлено  на  обогащение  практического  эмоционально творческого  опыта  дошкольников.

Слово «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Использование арт-терапии в практике позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Именно «арт-терапия» позволяет добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми. Арт-терапия предоставляет  ребѐнку  возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько,  насколько  человек готов к еѐ  переживанию. Арт - терапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. 

Наиболее эффективные средства развития проявлений эмоций  являются:

  • игровая  деятельность (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина);
  • игровая психогимнастика (М.И. Чистякова);
  • игровые драматизации (Г. Барднер, И.П. Воропаева).

Организуя такие игры - их мы назвали эмоционально - экспрессивными,  педагог должен учитывать:

  •  Специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;
  • Последовательность в усложнении игр, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
  • Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики.

Провоцируя ребенка к эмоциональному самовыражению, эти игры создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Они вводятся в содержание совместной деятельности педагога с детьми.  Таким образом, складывается определенный личностный опыт, они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого (выразительности речевой интонации, телодвижений, поз).
Академик А.В. Запорожец считал, что выразительные движения представляют собой внешние проявления сложных внутренних эмоциональных процессов. Если мы будем руководствоваться этим выводом, тогда целесообразно это направление педагогической работы реализовывать  опираясь на образное мышление и воображение.
Достаточно подробно динамика протекания эмпатийного процесса развития – способности эмоционально откликаться на переживания людей – представлена Л.П. Стрелковой.

Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента:
I. сопереживание – в его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого, как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние);
II. сочувствие – ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно – следственных связей, понимание позиций объекта, эмпатии, что связанно с уровнем развития ценностных ориентации, морального сознания);
III.  импульс к содействию или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку;
IV. реальное содействие, оказание помощи. Изучение эмпатийной цепочки приводит к заключению: результативность разрешения эмпатийных ситуаций зависит от того, овладел ли ребёнок механизмом идентификации, умением понимать позиции объекта эмпатии, выражать сочувствие.

Работу с детьми целесообразно строить с использованием схематической формы организации знаний. Схема служит универсальным способом структурирования информации, характеризуется наличием аффективно-оценочного элемента, который хранится внутри её. В когнитивных схемах эмоций обобщенно концентрируются знания о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлений (Н.Д.Былкина, Д.В.Люсин). Поскольку когнитивная схема эмоций отражает отнюдь не реальное протекание эмоциональных процессов, я форму, в которую организованы знания об эмоциях (Н.Д.Былкина, Д.В.Люсин) важно используя их, привлекать личный опыт субъективного переживания детьми подобных ситуаций путем идентификации эмоций. В таком единстве можно достичь осознанного отношения к формируемым знаниям.

Когнитивные схемы эмоций конструируются на следующих положениях: отражение наиболее ярких форм эмоционального поведения в контексте знакомых жизненных ситуаций; наличие причинно-следственных связей; возможность активного участия самих детей в анализе ситуаций, оценке эмоциональных проявлений.

Важное место следует отвести жизненным ситуациям, побуждающим детей к отождествлению себя с визуально-воспринимаемыми состояниями других. Их использование позволяет, по данным А.Д.Кошелевой, достичь значительного эффекта в обогащении детских представлений об эмоциях.

Повышение образного понимания эмоциональных состояний служит начальным этапом развития эмпатии, одним из условий усвоения словесных обозначений эмоций.

Методы развития у дошкольников эмоций

Методы

Цели и задачи

Средства

Сюжетно-ролевые и подвижные игры

Цель: активное применение мимики и пантомимики в игровой деятельности детей.

 - Знакомством  опыта сверстников;

 - Литература;  

- сюжетными картинами, картинами, иллюстрациями;

 - Художественными и документальными фильмами;

 - Мультфильмами;

 -  Спектаклями;

 - Музыкой;

 - ИКТ (видеоролики, презентации);

 - Картотеки игр на формирование здорового  образа жизни.

Которые пробуждают эмоции и чувства.

Психогимнастика

Цель: обучение элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков ауторелаксации.

Задачи:

- фиксация внимания ребенка на чужих проявлениях эмоций;

 - подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;

 - анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;

 - повторное воспроизведение этих эмоций, контролируя ощущения;

 - приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;

 - развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в различных ситуациях.

Цветотерапия

Цель: воздействие цветом на человека для восстановления его деятельности.

Сказотерапия и

музыкотерапия

Цель:  эффективность использования метода сказкотерапии и музыкотерапии путем интеграции их в воспитательно-образовательный процесс для развития эмоций у ребенка.

Театрализованная игра или разыгрывание этюдов

Цель: создание условий для детей в театрализованной техники выразительных движений.

Задачи: 

  •  - формировать умения детей создавать нужные эмоции;
  • обеспечить поэтапное освоение детьми видов творчества;
  •  - совершенствовать артистические навыки детей;
  • формировать умения регулировать свои эмоциональные состояния;
  • - работать с детьми над речью, интонацией;
  • - пробуждать способность живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать. 

Формы работы

Цикл ООД

«Мы дружные ребята», которые знакомят детей с формами и способами поведения в отношениях с другими людьми в различных ситуациях. Педагог помогает детям понять, что делать что-то совместно не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, прислушиваться к мнению товарищей.

Игры и игровые упражнения

 - Картотека игр – знакомств «Здравствуй, это я»;

 - Картотека игр  - разминок на развитие эмоций у детей;

 - Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей;

 -  Картотека игр – «Калейдоскоп эмоций»;

 - Картотека игр по формированию здорового образа жизни.

Картотеки игр и игровых упражнений, игр – ситуаций и этюдов см. приложение.

Проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций, элементы сказотерапии «В группу пришел новенький», «Я нечаянно...», «Что делать, если...».

В результате дети понимают, что дружба дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому человеку.

Работа с родителями

Семинары-практикумы, тренинги, индивидуальные консультации, оформляется стендовая информация по проблемам развития эмоциональной сферы детей.

Система работы включает ряд этапов:

Этапы

Цель

Целевое направление

1этап. Подготовительный 

Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций.

-первичная диагностика детей

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

-консультации со специалистами ДОУ

2 этап. Мотивационно - практический

Формирование  способ адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Цикл мероприятий по реализации проекта: 

- ООД;

-  Игры и игровые упражнения;

 - Проблемные ситуации или сюжеты для игр-драматизаций;

 - Работа с родителями.

3 этап. Заключительный

Развитие самоконтроля и самооценки над своими эмоциями.

- Итоговая диагностика эмоционального развития.

 - Сравнительный анализ.

-Рефлексия

-Отчет о реализации проекта

-Сбор полученного материала по проекту, презентации

 Риски:

1.        Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути преодоления:

 Преподносить материал  на позитиве, не перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность проектом, делиться результатами работы проекта. Пригласить  родителей на итоговую организованную образовательную деятельность. Создать папку для родителей «Мир эмоций и чувств».

2.        Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути преодоления:

Индивидуальная работа с детьми и родителями.

Критерии проекта:

  • Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
  • Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.

Стратегия и механизмы реализации проекта (сентябрь – май)

Этапы

Мероприятия

1этап. Подготовительный

Сентябрь – ноябрь

 -  игры и игровые упражнения;

- этюды и элементы сказкотерапии с импровизацией;

- дыхательная гимнастика;

- мимическая гимнастика;

- музыкатерапия.

Сентябрь

Развитие дошкольников средствами эмоционально-волевых игр: «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу», «Обзывалки», «Подушечные бои», «Необычное сражение», «Повтори движения», «Час тишины – час можно», «Молчание», «ДА и НЕТ», «Говори», «Цветочек и солнышко», «Пиктограммы», «Упрямые барашки», «Нехочуха», «Угадай эмоцию», «Как ты себя сегодня чувствуешь?» и др.

Задачи игр: познакомить детей с различными видами эмоций, учить их управлять своими эмоциями и настраивать детей на положительные эмоции.

Октябрь

Развитие дошкольников средствами эмоционально-сенсорных игр: «Гусеница»; «На прогулке»; «Поймаем бабочку»; «Рисуем загадки», «Карлики и великаны», «Как много запахов вокруг», «Дождь и дождик» и др.. Задачи игр: расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения широкого диапазона сенсорных стимулов, имеющих более тонкую нюансировку, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно – слухо - осязательные и т.д.).

Ноябрь

Развитие дошкольников средствами эмоционально-экспрессивных игр: «Кошка и котята», «Цирк», «В гостях у царя зверей», «Живые картинки», «Там, на неведомых дорожках» и др. Задачи игр: развитие эмоциональной экспрессии, её моторных механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слово, звук, фраза); заложить основы выразительности, внешних эмоциональных проявлений, интерес к моторному звену эмоционального отклика, имитационным действиям.

2 этап. Мотивационно - практический

Декабрь – апрель

-  беседы;

 - игры;

 - упражнения;

 - этюды;

 -элементы сказкотерапии с импровизацией;

- дыхательная гимнастика;

 - мимическая гимнастика;

- релаксация.

Декабрь

1. ООД: «Наши чувства» Цель: создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами и состояниями; развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.

2. ООД «Выразительные движения»

Цели: создать в группе эмоционально благоприятный фон. Обучение элементам техники выразительных движений. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышечная тренировка.

3. ООД  «Учить изображать и понимать эмоцию радость»

Цели: учить изображать и понимать эмоцию радость.

  1. 4. ООД  «Радость»

Цели: обучение распознаванию эмоции радость по мимике. Развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.

  1. ООД  «Удивление»

Цели: снять эмоциональное напряжение, учить изображать и определять эмоцию удивление, способствовать принятию детьми друг друга.

Январь

  1. ООД  «Удивление»

Цели:  снять эмоциональное напряжение, способствовать принятию детьми друг друга. Учить изображать и определять эмоцию удивление, продолжать учить соотносить цветовую гамму с образом.

  1. ООД  «Интерес»

Цели:  снять эмоциональное напряжение и конфликтность в группе. Учить изображать и определять состояние интерес.

  1. ООД  «Интерес»

Цели:  снять эмоциональное напряжение и конфликтность в группе. Преодоление барьеров в общении. Продолжать учить изображать и определять состояние интерес. Учить рисовать с помощью шаблона человека в эмоциональном состоянии интерес.

Февраль

  1. ООД  «Грусть»

Цели:  создать положительный эмоциональный фон. Сплотить группу. Учить изображать и определять эмоцию грусть.

  1. ООД  «Грусть и страдание»

Цели:  создать в группе атмосферу безопасности, отрабатывать выразительные движения, развивать внимание и память, учить изображать и определять эмоции грусть и страдание, отличать грусть от страдания.

  1. ООД  «Грусть и страдание»

Цели:  развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Развитие памяти. Продолжать учить изображать и определять эмоции грусть и страдание, отличать грусть от страдания. Пробуждение активности, умения подчиняться определенным правилам, организации, дисциплине, сплочению играющих, созданию бодрого настроения.

12. ООД  «Обида»

Цели:  способствовать принятию детьми друг другом. Содействовать доброжелательной обстановке в группе. Изучить чувство обиды. Научить конструктивным способам работы с этим чувством.

Март

13. ООД  «Обида»

Цели:  способствовать принятию детьми друг другом. Содействовать доброжелательной обстановке в группе. Совершенствование памяти. Продолжить работу с чувством обида. Научить конструктивным способам работы с этим чувством. Обучение приемам саморасслабления.

14. ООД  «Отвращение»

Цели:  снять двигательную расторможенность, негативизм, развивать выразительность движения, учить распознавать и изображать эмоцию отвращение, развивать память, продолжать обучать приемам саморасслабления.

15. ООД  «Гнев»

Цели:  учить распознавать и отображать эмоцию гнев, активизировать ассоциации детей, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции. 

16. ООД  «Гнев»

Цели:  учить распознавать и отображать эмоцию гнев, активизировать ассоциации детей, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции.

Апрель

17. ООД  «Вина и стыд»

Цели:  учить распознавать и отображать чувства вины и стыда, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, продолжить приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, способствовать взаимопониманию в группе.

18. ООД  «Вина и стыд»

Цели:  учить распознавать и отображать чувства вины и стыда, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, продолжить обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, способствовать взаимопониманию в группе.

19.  ООД  «Страх»

Цели:  способствовать сплочению группы, снять психомышечные зажимы, учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию страх.

20. ООД  «Страх»

Цели:  способствовать сплочению группы, снять психомышечные зажимы, учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию страх.

3 этап. Заключительный

Май  

Май

21. ООД  «Мои эмоции»

Цели: закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать; развивать воображение, эмпатию.

22. ООД  «Эмоции»

Цели:  закрепление воспроизведения отдельных эмоций.

23. ООД  «Самоконтроль и самооценка»

Цели: учить детей владеть своими чувствами и устранять конфликты. Продолжать развивать у детей выразительные движения.

24.ООД «Я и мои эмоции»

Цели: подвести итоги работы, повысить уверенность в себе, развивать позиции эмоционального принятия себя и другого человека, укрепить групповые отношения.

Ожидаемые результаты.  

        В результате работы эмоции детей становятся предметом осознания, предметом их душевной работы. Дети научатся понимать свои чувства, рассказывать о них другому, адекватно дифференцировать их (в соответствии с возрастными возможностями). Дети научаться распознавать эмоции, как на телесном уровне, так и на символическом (например, в изображении, вычленяя значимые элементы, изменение которых выполняет сигнальную функцию). Упражнения позволят детям быть открытыми, доверчивыми и бесстрашными в «мире эмоций». В результате работы по данной теме возрастает групповая сплочённость, уменьшается конфликтность детей. Знание социальных норм позволяет детям адекватно строить общение как со сверстниками, так и со взрослыми.

Метод  сказкотерапии  выполняет  важнейшую  роль  в  развитии  воображения,  способствует  развитию  у  ребенка  сопереживания  и  сочувствия,  радости  и  сострадания. Старшие  дошкольники  на  примере  героя  узнали,  как  можно  справиться  со  своим  страхом,  справиться  с  трудностью.  Вместе  с  героем  сказки  научились  приемам  не  накапливать  обиды  и  огорчения,  научились  проговаривать  свои  переживания,  чувства,  мысли  и  т.  д.  ООД развивают  творческое  воображение,  способствуют  раскрытию  творческого  потенциала.

Использование  метода  изотерапии  помогает  старшим  дошкольникам  преодолевать  эмоциональные  проблемы,  развивать  уверенность  в  себе,  воображение,  смекалку,  но  и  давать  возможность  получать  огромную  радость  от  общения  друг  с  другом,  а  так,  же  развивать  художественные  способности,  технические  навыки.  В организованной образовательной изобразительной деятельности  дошкольники  разнообразными средствами (краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки) в нетрадиционных техниках рисования,  лепили  из  пластилина,  соленого  теста и т.д.

Метод  игротерапии  способствует  осознанию  своих  эмоций  и  пониманию  эмоций  других  людей.  Занятия  способствовали  развитию  творческих  способностей,  развитию  словаря,  дети  приобщились  к  искусству,  испытали  чувство  удовлетворения  от  совместных  игр.  В  ходе ООД  произошло  установление  эмоционального  контакта  со  всеми  участниками,  снятие  напряжения  и  создание  положительного  фона.

В качестве основных методик можно выделить «Игровую драматизацию». Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.

Метод музыкотерапия  способствовала  развитию  у  детей  познавательных  процессов,  коммуникативных  навыков  и  навыков  сотрудничества,  доброжелательного  отношения  к  окружающим,  научило  понимать  чувства,  переданные  в  музыке,  различать  оттенки  настроения,  сопереживать,  радоваться,  заряжаться  положительными  эмоциями.  В  ходе  ООД дети  слушали  музыку,  определяли  ее  характер,  пели,  танцевали,  импровизировали  на  музыкальных  инструментах.

Вывод:

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников процесса. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с нарушениями речи в среду нормально развивающихся сверстников.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  2. Бадамен, ЛО. Эмоции и характер детей / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 1976 - №1 - с. 27.
  3. Бондаренко, А. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
  4. Бражас, В. Развитие эмоций в раннем детстве и их проявление в выразительных движениях / В.Н. Бражас // Вестник психологии.1913 - вып. 1.
  5. Воробьева, П. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного
  6. Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы [Текст]/ Н. Григорьева// Дошкольное воспитание, №2, февраль 2010г.
  7.  Горлова, Н. Современные дошкольники: какие они?  [Текст]/ Н. Горлова// Обруч, №1, январь 2009г.
  8. Денисова, З. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.П. Денисова. - Л., 1978.
  9.  Додонов, Б. В мире эмоций /Б.И. Додонов - М.,1987.
  10. Захаров, А. Как помочь нашим детям избавиться от страха/ А.И. Захаров. - СПБ., 1975.
  11. Ильин, Е. Эмоции и чувства /Е.П. Ильин.- СПБ.: Питер. 2003. /Серия Мастера психологии.
  12. Костандов, Э. Восприятие и эмоции / Э.А. Костандов. - М.,1997.
  13. Кошелева, А. О возможности развития эмоций в игре. /А.Д. Кошелева, Л. Абрамян. // Дошкольное воспитание. - 1982 - № 3 - с. 30.
  14. Кряжева, Н. Мир детских эмоций детей 5-7 лет / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  15. Кряжева, Н. Развитие эмоционального мира у детей / Н.Л. Кряжева. Ярославль 1996.
  16. Пазухина, И.А. Обогащение эмоционального опыта дошкольника [Текст]/ И.А. Пазухина// Дошкольная педагогика,№3, март 2009г.
  17. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
  18. Стрелкова, Л. Войди в тридевятое царство. Начало пути. Кн.1 /Л.П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1995.
  19. Стрелкова, Л. Теоретико - методологический подход к проблеме эмоционально - эмпатической регуляции поведения дошкольника /Л.П. Стрелкова // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М.: Одесса, 1995.
  20. Стрелкова, Л. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-яй. / Л.П. Стрелкова. - М.: Интерпрайс, 1995.
  21. Фопель, К. Психологические технологии для образования [Текст]/ К. Фопель// Обруч,№3, март 2002г
  22. Эмоциональное развитие дошкольника / А.Д. Кошелева: Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.

Интернет ресурсы

  1. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac131.htm 
  2. 1.http://mdouzolushka2.ucoz.ru/blog/razvitie_ehmocionalnoj_sfery_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/2011-05-03-9 - шаблон
  3. 2. http://doc4web.ru/uploads/files/15/14853/hello_html_5c9b49cb.png - мальчик удивляется
  4. 3 http://doc4web.ru/uploads/files/15/14853/hello_html_m1cd49ede.png -мальчик веселый
  5. 4 http://forchel.ru/uploads/posts/2011-04/1303103196_1.jpg - картинки эмоции - грибы
  6. 5 http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07/330026694634_1267633246_ris3.jpg
  7. http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07/330026694634_1267633290_ris6.jpg
  8. http://mistergid.ru/image/upload/2011-08-07/330026694634_1267633266_ris7.jpg - эмоции - котята
  9. 6.http://forchel.ru/uploads/posts/2011-04/1304089054_1.jpg  - эмоции тучки
  10. http://mdouzolushka2.ucoz.ru/blog/razvitie_ehmocionalnoj_sfery_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/2011-05-03-9   
  11. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/20/rabochaya-programma-po-psihogimnastike-dlya-starshih-doshkolnikov   

http://doc.geum.ru/work/206776/22-ref.html - Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/14/igry-na-razvitie-emotsionalno-volevoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta -  Игры на развитие эмоционально-волевой сферы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Я помню! Я горжусь!» для детей подготовительной к школе группы

Пояснительная запискаПроект: средней продолжительности, групповой, творчески-поисковый. Актуальность проектаИсторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском ...

Цикл ООД к проекту Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)

организованная образовательная деятельность  на развитие эмоционально - волевой сферы у детей...

Конспект ООД по рисованию Тема: «Подарок папе к Дню защитника Отечества» (для детей подготовительной к школе группы)

Конспект отрытого занятия по рисованию нетрадиционной техникой, а именно методом граттаж....

Развитие познавательной сферы детей подготовительной к школе группы

Данная программа разработана для детей 6-7 лет с недостаточным развитием произвольных познавательных процессов. Группа детей сформирована по результатам психодиагностики. Психолого-педагогическая корр...

Образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет Тема: «Почему мы носим вещи из шерсти» для детей подготовительной к школе группы.

Автор: Лебедева Татьяна Петровна, воситатель (высшая квалификационная категория) МДОУ "Детский сад" №2 "Теремок" поселка Новоорск, Оренбургской области.Конспект занятия "Почем...

Диагностика познавательной сферы детей подготовительной к школе группы (начало года , автор Горбунова)

Диагностика познавательной сферы подготовительной группы (начало года) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________Возраст ______ Группа № _____ Детский сад № ____...