Цикл ООД к проекту Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
организованная образовательная деятельность на развитие эмоционально - волевой сферы у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_ood_k_proektu_mir_emotsiy_i_chuvst.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл
Цикл ООД
к проекту
Тема: «Мир эмоций и чувств»
(Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)
Автор проекта:
Аносова Ирина Владимировна,
воспитатель I категории
2015 – 2016г.г.
Цикл ООД с детьми подготовительной к школе группы:
1. ООД: «Наши чувства»
Цель: создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами и состояниями; развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.
1. Ритуал . Приветствие
Игра «Соберем цветок настроения»
Цель: выявить актуальное эмоциональное состояние детей.
Ход игры: предложить детям лепестки желтого, красного, синего, фиолетового, зеленого, коричневого, черного цветов. (Количество лепестков каждого цвета не меньше, чем присутствующих на занятии детей). Предложить детям выбрать лепесток того цвета, который им нравится сейчас. Собрать общий цветок из лепестков, выбранных детьми. Взяться за руки и представить себя таким большим цветком.
Разминка
Игра «Назови свое имя»
Цель: помочь детям запомнить имена друг друга.
Игровая ситуация: познакомить со щенком Тотошкой
Ход игры: ребенок, держащий щенка - игрушку называет ему свое имя.
Игровая ситуация: Предложить детям путешествие на поезде.
Игра «Флажок»
Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Игровая ситуация: Пойдем на железнодорожный вокзал, чтобы сесть в поезд
Ход игры: дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Игра «Покажи жестом»
Цель: познакомить детей с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой), развитие выразительности жеста.
Игровая ситуация: покажите, кого мы увидели на вокзале.
Ход игры: ведущий предлагает детям жестом показать: высокий дядя, маленький ребенок, там, я, здесь, толстый и т.д. Произвольно принять условную позу: показать человека, которому холодно, когда болит живот, несет тяжелую сумку.
3. Основная часть
Игровая ситуация: зайдем в вагон, займем свои места и посмотрим, кто едет в поезде вместе с нами.
Упражнение: « Гномы»
Цель: познакомить детей с разными чувствами и состояниями, развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.
Детям показывают гномов - грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого.
Ведущий задает вопросы:
- Кто из гномов пассажиров тебе больше нравится?
- С кем бы ты хотел познакомиться и потом поиграть? Почему?
Рассмотреть каждого из гномов. Обсудить: почему у него может быть такое настроение?
Далее дети подбирают одежду для гномов того цвета, который подходит, по их мнению, к данному эмоциональному состоянию.
При обсуждении ведущий обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.
Этюд «Поза покоя»
Цель: освоение позы покоя и расслабления мышц.
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки положить на колени, ноги слегка расставить. Можно закрыть глаза и представить где едет наш поезд, мимо чего мы проезжаем. Спросить каждого ребенка, что представил.
Игра: «Поезд мчится и грохочет чух - чух – чух»
Цель: сплочение группы.
Под строчки стихотворения дети двигаются по группе поездом. На каждой станции отцепляется ребенок - вагончик. Все прощаются, громко называя свое имя.
Подведение итогов по вопросам:
- Какая игра понравилась, какая нет?
- С кем вы повстречались в поезде?
- Каким гномам вы подобрали одежду ярких цветов? Почему?
- Каким гномам вы подобрали одежду темных тонов? Почему?
3. Заключительная. Прощание.
Игра: «Соберем цветок настроения»
2. ООД «Выразительные движения»
Цели: создать в группе эмоционально благоприятный фон. Обучение элементам техники выразительных движений. Преодоление двигательного автоматизма. Психомышечная тренировка.
- Ритуал. Приветствие
Игра: «Соберем цветок нашего настроения»
Разминка
Игра: «Флажки»
Цель: развитие внимания.
Ведущий показывает зеленый флажок - дети ходят по залу. Желтый флажок - прыгают как зайчики. Красный - останавливаются.
Игра: «Передай флажок»
Цель: сплочение группы.
Ведущий предлагает передать флажок другому ребенку так, чтобы надо было пройти через середину круга. Обязательное условие: передавая, надо назвать ребенка по имени так, чтобы ему было приятно. Следить, чтобы флажок побывал у каждого ребенка.
Игра: «Зеркало»
Ведущий показывает движения, дети повторяют их как можно точнее. Точно выполнивший с тановится ведущим. Побуждать детей использовать в показываемых движениях мимику и пантомимику.
- Основная часть
Игра: «В магазине игрушек»
Ведущий предлагает детям разделиться на две подгруппы: одни - игрушки, другие - покупатели. Игрушки занимают место на полках (садятся на стулья, становятся на скамейки). Ведущий - продавец просит каждую игрушку продумать движения, которые она будет выполнять перед покупателем. Игрушка продается в том случае, если покупатель дает ей правильное название.
Этюд «Тише!»
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: Тише!.
Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови идут вверх.
Этюд «Отдай!»
Игровая ситуация: один мышонок нашел кусочек сыра, а другой отнял. Мышонок требует отдать ему.
Выразительные движения. Руки вытянуты вперед ладонями вверх.
Этюд «Уходи!»
Игровая ситуация: мышонок отталкивает обидчика. Выразительные движения. Кисти рук расположены вертикально, ладонями наружу.
Упражнение: «Насос и мяч»
Ведущий - насос. Дети стоят в круге. Каждый их них - мяч. Мячи стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус несколько наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков. Мяч надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается и из мяча с сильным шипением выходит воздух. Тело возвращается в исходное положение.
- Заключительная. Прощание
Игра: «Соберем цветок настроения»
3. ООД «Учить изображать и понимать эмоцию радость»
Цели: учить изображать и понимать эмоцию радость.
- Ритуал. Приветствие
Игра: «Соберем цветок нашего настроения»
Разминка
Игровая ситуация: прогулка в лес.
Игра: «Зайцы, аисты, лошадки»
Цель: стимулирование внимания, связанного с координацией слухового и двигательного аппарата, преодоление двигательного автоматизма.
Дети шагают по кругу. Затем ведущий произносит какое - нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове зайчики - прыгать, на слове лошадки - ударять копытом об пол, аист - стоять на одной ноге.
Игра: «Кого не стало»
Цель: развитие внимания, выразительности жеста.
Дети гуляют по лесу. На слова Кто - то потерялся надо присесть и закрыть глаза. Ведущий прячет одного из детей. Затем предлагает открыть глаза и оглядеться: кто же потерялся. Дети хором зовут потерявшегося. Например, Ау, Настя, иди к нам. При этом дети зовут потерявшегося ребенка жестом.
2. Основная часть
Игра: «Дождь»
Цель: помочь детям испытать радость, определять эмоцию радость.
Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение нескольких минут делают дождь. Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои капельки, стараясь полить ими как можно больше окружающих. По окончании ведущий подводит итог: дети испытали радость и подтверждение тому их улыбки и веселые лица.
Этюд «После дождя»
Выполняется по тихую, спокойную музыку.
Обращается внимание на выразительные движения, мимику.
Жаркое лето, только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходя вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Обсуждение в круге:
- Как называется чувство, которые мы испытали в нашей совместной деятельности?
- Как узнать, что другой человек радостный?
Игра: «Клубочек»
Отвечая на вопрос, ребенок наматывает нитку на палец и передает клубочек следующему. Все видят нити, связывающие участников игры в единое целое. Делается вывод о том, что это чувство испытали все.
Игра: «Кулачки»
Дети зажимают в кулачки игрушки из киндер - сюрприза. Руки лежат на коленях.
Инструкция: сожмите пальцы в кулачок покрепче. Сожмите их сильно - сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Расслабьте руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Раскройте ладошку. Что мы чувствуем? Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох - выдох.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики!
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Соберем цветок настроения»
4. ООД «Радость»
Цели: обучение распознаванию эмоции радость по мимике. Развивать умение соотносить цветовую гамму с образом.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Соберем цветок нашего настроения»
Вопросы детям:
- Какая игра понравилась?
- С каким чувством мы играли?
- Кто сможет поделиться, что в вашей жизни радостного произошло с прошлого мероприятия?
Разминка
Игра: «Слушай звуки»
Цель: развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного аппарата.
Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра - дети становятся в позу плакучей ивы: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верхнем регистре, дети становятся в позу тополя: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.
Игра: «Не ошибись»
Ведущий дает задания, но не всегда правильно их выполняет. Например, дотроньтесь до плеча, похлопайте себя по коленям, погладьте себя по голове, потрите носик и т.п.
Подвести итог: во время игры нам было весело, мы радовались. Отметить, в чем это выражалось.
2.Основная часть
Этюд «Цветок»
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Беседа
Спросить у детей: когда люди радуются? Что такое радость? сделать акцент на мимике, выражающей радость. Попросить детей показать радостное лицо. Попросить из трех пиктограмм выбрать радостную. Обсудить, как узнали. Как нарисован рот, брови, глаза. Показать в воздухе, как бы нарисовали радостное лицо. Попросить подумать (можно закрыть глаза, чтобы лучше представить) какого цвета платье подошло бы человеку с таким настроением.
Рисование
Детям предлагается нарисовать лицо и закрасить платье фигурки радостного человека. Выполняется по музыку П.И. Чайковского Новая кукла.
Игра: «Петрушки прыгают»
Выполняется по веселую музыку.
Дети изображают Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Колени, корпус и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Соберем цветок настроения»
5.ООД «Удивление»
Цели: снять эмоциональное напряжение, учить изображать и определять эмоцию удивление, способствовать принятию детьми друг друга.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Соберем цветок нашего настроения»
Разминка. Мимическая гимнастика
Выполняется перед зеркалом. Поднять высоко брови, чтобы нахмурился лобик. Выше, еще выше. Зажмурим глазки. Сильно - сильно. Откроем. Откроем широко - широко, посмотрим вверх, вниз, только глазками, а голова остается на месте. Теперь посмотрите влево, вправо как можно дальше. Поднимите носик вверх, вправо, вниз. Губы вытяните вперед, влево, вправо, вверх, вниз, растяните в самую широкую улыбку.
Игра: «Зеркало»
Ведущий показывает движения. Дети угадывают и повторяют. Акцент смещается с демонстрации физкультурных упражнений, одевания, умывания, других действий на показ эмоциональных состояний. Точнее всех выполнивший показанное действие ребенок становится ведущим.
2.Основная часть
Этюд «Фокусник»
Фокусник посадил в чемодан кошку, закрыл его и сразу же открыл. Там вместо кошки сидел петух! Вот это да! Мальчик очень удивился тому, что произошло.
Этюд «Пятерка»
Витя учился плохо, в основном на тройки. Однажды он пришел домой какой - то загадочный. Папа забеспокоился: уж не случилось ли чего? Дай - ка твой дневник, - строго сказал папа. И вдруг его глаза округлились: в дневнике у Вити было две пятерки!
Беседа
Дети вспоминают случаи, когда они больше всего удивлялись.
Подведение итогов по вопросам:
- Какое одинаковое для всех героев и нас состояние мы изображали?
- У кого удивляться получается лучше всех?
Игра: «Все спят»
В комнату входит ведущий и видит:
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот как вкопанный сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
В.А. Жуковский
Ведущий подходит к детям, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки и тормоша, но все бесполезно: дети не просыпаются.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Соберем цветок настроения»
6.ООД «Удивление»
Цели: снять эмоциональное напряжение, способствовать принятию детьми друг друга. Учить изображать и определять эмоцию удивление, продолжать учить соотносить цветовую гамму с образом.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
Дети в круге. Предложить поздороваться друг с другом глазками. Когда глаза встречаются ребенок ребенку улыбается.
Разминка
Игра: «Слушай хлопок»
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая прижата, руки в стороны), на два хлопка - позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка возобновить ходьбу.
Игра: «Ошибка»
Каждый раз, когда ведущий ошибается при назывании игрока, дети удивляются.
3.Основная часть
Этюд «Круглые глаза»
Однажды первоклассник увидел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ : Я шел из школы. Зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок. Взрослый предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Упражнение: «Зеркало»
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что - то сказочное, и удивиться.
Беседа
Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления есть всегда что - то похожее. Спросить у детей: когда люди удивляются? Чему бы они удивились? Сделать акцент на мимике, выражающей удивление. Попросить детей показать удивленное лицо. Попросить из трех пиктограмм выбрать ту, которая выражает удивление. Обсудить, как это узнали. Как нарисован рот, брови, глаза. Показать в воздухе, как бы нарисовали удивленное лицо. Попросить подумать (можно закрыть глаза, чтобы лучше представить), какое платье подошло бы человечку с таким настроением.
Рисование
Детям предлагается нарисовать лицо и закрасить платье фигурки удивленного человека.
Упражнение: «Олени»
Представить себе, что мы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох - выдох.
Посмотрите: мы олени, рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих, расправил плечи, руки снова на колени.
А теперь немножко лени
Руки не напряжены и расслаблены.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
7. ООД «Интерес»
Цели: снять эмоциональное напряжение и конфликтность в группе. Учить изображать и определять состояние интерес.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
Разминка
Игра: «Зеваки»
Цель: развитие внимания.
Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Допустивший ошибку выходит из игры.
Игра: «Кошка и котята»
Вначале роль кошки выполняет воспитатель, затем можно привлекать к осуществлению этой роли детей. Суть игры заключается в повторении котятами различных действий, показанных кошкой. Например, кошка учит котят охотиться: бесшумно подкрадываться, вытягивать лапы; убегать и прятаться от различных опасностей и т.д.
Этюд: «Вот он какой!»
Цель: развитие выразительности жеста.
Ребенок должен без слов рассказать о форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, круглый, крупный, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
3.Основная часть
Этюд «Собачка принюхивается»
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно вытягивает приятный и дразнящий запах.
Этюд «Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставлять ухо), взгляд направлять в другую сторону, рот приоткрыть. Поза: ногу выставить вперед, корпус тоже слегка наклонить вперед.
Игра: «Прогулка по лесу»
Дети гуляют по воображаемому лесу, заглядывают с интересом под кустики: что там? Может быть, гриб? А кто найдет красивый цветок? И т.п.
Обратить внимание детей на несколько различное отображение детьми эмоции интерес, отметить общее в позе, лице, что позволяет понять, какое именно чувство показано.
Упражнение: «Загораем»
Представьте, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на солнышке). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженный ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдохнут, расслабятся. Как хорошо, приятно стало. Вдох - выдох.
Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем!
Держим, Держим, Напрягаем, Загораем!
Опускаем (резко опустить на пол).
Ноги не напряжены, а расслаблены.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
8. ООД «Интерес»
Цели: снять эмоциональное напряжение и конфликтность в группе. Преодоление барьеров в общении. Продолжать учить изображать и определять состояние интерес. Учить рисовать с помощью шаблона человека в эмоциональном состоянии интерес.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
Разминка
Игра: «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания.
Играющие стоят в кругу. Ведущий объясняет условия: На слово земля все должны опустить руки вниз, на слово вода - вытянуть вперед, на слово воздух - поднять руки вверх, на слово огонь - произвести вращение в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.
Игра: «Муха»
Цель: разогреть мышцы лица с помощью мимической гимнастики.
Играющие стоят в кругу. Ведущий объясняет условия: Представьте, что волшебник дотронулся до каждого волшебной палочкой и лишил возможности двигаться. Но лицо осталось подвижным. Прилетела муха. Села на нос. Попробуйте ее прогнать, двигая только носом. А теперь муха села на правый глаз. И т.п.
3.Основная часть
Игра: «Кузнечик»
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянет руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет в другом месте.
Звучит музыка А. Александрова Кузнечик.
Выразительные движения: шею вытянуть вперед, ступать на пальцы, пристальный взгляд, туловище наклонить вперед.
Этюд «Что там происходит?»
Мальчики стояли в тесном кружке. И что - то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановились девочки.
Что там происходит? - думала каждая, но ближе подойти не решалась.
Выразительные движения: голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Беседа.
Вопросы:
- Какое состояние, общее для всех героев, мы сегодня проиграли?
- Почему вы так решили?
- Найдите на фотографиях детей, изобразив свой интерес/
- Найди на таблице человека, испытывающего чувство интерес (поза).
Рассмотреть, как рисуется поза, лицо заинтересовавшегося человека. Объяснить способ рисования с использованием трафарета. Предложить выбрать необходимый трафарет из нескольких для рисования человека в состоянии интерес.
Рисование
По окончании рисования сделать выставку рисунков. Обсудить использованные детьми выразительные средства.
Игра: «Пружинки»
Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
9. ООД «Грусть»
Цели: создать положительный эмоциональный фон. Сплотить группу. Учить изображать и определять эмоцию грусть.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Подарим улыбку друг другу»
Разминка
Игра: «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания
Дети идут по кругу. По команде Карлики! дети приседают. По команде Великаны! встают. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
Упражнение Головы дракона
Каждый ребенок - голова дракона. Ему необходимо загадать и изобразить одно из настроений, причем нельзя повторять предыдущую голову. Остальные угадывают.
2.Основная часть
Игра: «Песнь гуся»
Жил гусь. Рано утром выплыл он на середину озера и увидел в воде самого себя. Очень гусь сам себе понравился. Встрепенулся, расправил крылья и спел про себя песню: Ах, какой я красивый, какой я прекрасный, тополя стройнее, снега белее, выше самой высокой горы, лапки мои солнца краснее, глаза чище северной воды!
Дети изображают героя в действии. Показывают, как гусь размышляет о себе. Как меняется его поза во время внутреннего монолога.
Этюд «Царевна – лягушка»
Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава, танцует.
Дети под музыку стараются показать танец царевны. Самый удачный танец ведущий отмечает.
Беседа.
Вопросы:
- Какое одинаковое для всех состояние мы испытали?
- Кто из вас испытывал это состояние, почему вы были горды собой?
Упражнение: для мышц ног и корпуса «Штанга»
Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь. Возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Вдох - выдох.
3.Заключительная. Прощание
Детям предлагается попрощаться, передав в словах «До свидания!» состояние гордости, гордо попрощаться.
10. ООД «Грусть и страдание»
Цели: создать в группе атмосферу безопасности, отрабатывать выразительные движения, развивать внимание и память, учить изображать и определять эмоции грусть и страдание, отличать грусть от страдания.
1.Ритуал. Приветствие
Детям предлагается поприветствовать, передав в словах здравствуйте, добрый день состояние гордости, гордо поздороваться.
Разминка
Игра с султанчиками: «Займи свое место»
Цель: развитие памяти, внимания, быстроты реакции, умения действовать вместе, согласовывая свои действия.
В зале разложены султанчики. Дети занимают свои места так, чтобы у каждого султанчика было два ребенка. Под музыку дети двигаются. С окончанием музыки возвращаются к своему султанчику. Поднимают его вверх и вместе машут.
Этюд «Игра в снежки Зима».
Дети играют в снежки.
Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
2.Основная часть
Игра: «Стрекоза замерзла»
Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:
Холодно, холодно,
Ой - ей - ей - ей!
Голодно, голодно,
Жутко зимой!
Мне некуда деться,
Сугробов не iесть.
Пустите погреться
И дайте поесть.
Звучит музыка В. Герчика Песня Стрекозы (из детской одноактной пьесы Стрекоза). Мимика: приподнять и сдвинуть брови, стучать зубами.
Этюд «Маленькая обезьянка»
Плохо, очень плохо маленькой мартышке
Руки посиневшие спрятала по мышки,
Съежилась на ветке, кашляет, чихает,
А холодный ветер все не утихает.
Беседа.
Вопросы:
- Что чувствует человек, когда ему больно, одиноко, неприятно?
- Почему человек плачет?
- В каких ситуациях мы печалимся, а в каких страдаем?
- В каких ситуациях вы испытывали такие чувства?
Далее ведущий предлагает, смотрясь в зеркало, изобразить сначала печальное, а потом страдающее лицо.
Вопрос:
- Как можно справиться с подобным состоянием?
Игра: «Рассмеши царевну Несмеяну»
Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, показывает состояние с помощью мимики и пантомимики. Дети должны рассмешить его. В роли царевны должны побывать все дети.
Танцевальная техника «Джаз тела»
звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает или объясняет порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем к ним присоединяются плечи. Далее - движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее - ступнями. Затем двигаются все части тела одновременно. Выход из упражнения происходит в обратном порядке.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Подарим друг другу улыбку»
11. ООД «Грусть и страдание»
Цели: развитие лучшего понимания себя и других, способности к самовыражению. Развитие памяти. Продолжать учить изображать и определять эмоции грусть и страдание, отличать грусть от страдания. Пробуждение активности, умения подчиняться определенным правилам, организации, дисциплине, сплочению играющих, созданию бодрого настроения.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Соберем цветок настроения»
Игровая ситуация: у нас получился цветик - семицветик. Предложить детям путешествовать с его помощью.
Разминка
Игра: «Запомни свою позу»
Цель: развитие памяти.
Дети стоят в разных местах комнаты. Каждый ребенок должен встать в какую - нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются. С окончанием они должны вернуться на свои места и встать в свою позу.
Игра: «Фотография»
Ведущий показывает своей мимикой (можно и телом) задуманное эмоциональное состояние. Дети в точности повторяют его и называют. Желательно, чтобы в роли ведущего побывали се дети.
3.Основная часть
Этюд «Ой, ой, живот болит»
Два медвежонка съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:
Ой, ой, живот болит!
Ой, ой, меня тошнит!
Ой, мы яблок не хотим!
Мы хвораем, Том и Тим!
Жалоба медвежат сопровождается музыкой М. Красева Жалобная песенка (из музыкальной сказки Тим и Том).
Выразительные движения: брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.
Этюд «Северный полюс»
У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела она попасть на северный полюс. Оторвала один лепесток и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север на юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по - моему вели
Вели, чтобы я была на Северном полюсе!
И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна - одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!
Беседа.
Вопросы:
- Как называется настроение девочки, оказавшейся на Северном полюсе?
- Какое настроение было у медвежат, съевших грязные яблоки?
- Покажите грустную девочку, а теперь страдающую.
- Найди среди пиктограмм грустное лицо.
Рассмотреть с детьми, как рисовать мимику грустного лица (брови, глаза, рот). Предложить нарисовать по желанию рисунок на тему Грусть или нарисованному человечку дорисовать грустное лицо и платье цветом, соответствующим его настроению
Рисование
Рассмотреть все рисунки, обсудить использованные детьми выразительные средства.
Игра: «Забавные человечки»
Дети под музыку расслабляют тело, изображая кукол, которые двигаются с помощью ниток. По окончании музыки они замирают.
3.Заключительная. Прощание
Ведущий ласково прикасается к каждому ребенку, говорит до свидания, желает всего доброго.
12. ООД «Обида»
Цели: способствовать принятию детьми друг другом. Содействовать доброжелательной обстановке в группе. Изучить чувство обиды. Научить конструктивным способам работы с этим чувством.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Поздоровайся от лица сказочного героя»
Игровая ситуация: Дети выбирают иллюстрации к сказке, где сказочные герои в различных изученных эмоциональных состояниях. И приветствуют всех от лица этого сказочного персонажа с его настроением.
Разминка
Игра: «Разведчики»
Цель: тренировка памяти.
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути отряд и т.п.
Игра: «Тень»
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой н два - три шага сзади. Второй ребенок - это тень первого. Тень должна точно повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из - под руки и т.д.
2.Основная часть
Детям рассказать сказку.
Жили два брата лисенка - старший и младший, друзья их так и называли: старший лисенок и младший лисенок. Однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогали старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники двойки. Обиделись на нее лисята, но по - разному: старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой, и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. На старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше надулся. К вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. Доктор быстро разобрался, что дело в обиде и дал лисятам совет: если обиделись, не надо терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, тогда обида растает сама по себе, как мороженое в жаркий день. Рассказали лисята о своей обиде маме, а утром учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: Ты обиду не держи. Поскорее расскажи.
Беседа
Вопросы:
- Почему обиделись лисята?
- Как тони вели себя и что из этого получилось?
- Какой совет доктора им помог?
- Как ты ведешь себя, когда обижаешься и что при этом чувствуешь?
- В чем её польза и в чём её вред?
- В какой цвет можно раскрасить обиду?
Комплекс «Медвежата в берлоге»
Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной поляне и смотрят в след уходящей маме - медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой. Точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в кроватки и ждут, когда мама - медведица поиграет с ними перед сном.
Игра с шишками (на напряжение и расслабление рук)
мама - медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела - лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра с пчелкой (на напряжение и расслабление мышц ног)
медведица зовет пчелу поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелка пролетает под коленями. Мама говорит: Летит! и медвежата дружно распрямляют ножки.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра «Холодно – жарко»
(на напряжение и расслабление мышц туловища)
Мама ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки - греются. Стало жарко. Опять подул ветер.
Повторить игру 2 - 3 раза.
Игра с шарфиком (на напряжение шеи)
Мама пришла и раздала медвежатам шарфики, чтобы они не замерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфик на шейку.
Пчелка мешает спать (игра лицевых мускулов)
В берлогу снова прилетела пчелка. Решила она сесть кому - нибудь на язычок, но медвежата крепко стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка открыли рот. Язычок отдыхает. Пришла мама и зажгла свет. От яркого света медвежата зажмурились и сморщили нос. Снова прилетела пчела. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее у себя на лбу, двигая брови вверх - вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела.
Отдых
Мама - медведица спела медвежатам колыбельную (Колыбельная медведицы). Медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. Вернулась и стала рассказывать медвежатам, что им снится. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как - будто они сидят в кустах и смотрят на играющих детей (этюды, пройденные на занятии. Закрепление полученных навыков и впечатлений). (Пауза).
Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, обращаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснутся (П.И. Чайковский Сладкая греза).
Потом она предупреждает медвежат, что скоро, когда будет утро, они проснутся (Песня жаворонка). Дети быстро и энергично (или медленно и спокойно) встают.
С удовольствием и любопытством медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму проспали в берлоге.
Ведущий предлагает медвежатам превратиться в детей.
3.Заключительная. Прощание ласковым прикосновением.
13. ООД «Обида»
Цели: способствовать принятию детьми друг другом. Содействовать доброжелательной обстановке в группе. Совершенствование памяти. Продолжить работу с чувством обида. Научить конструктивным способам работы с этим чувством. Обучение приемам саморасслабления.
1.Ритуал. Приветствие
Общее рукопожатие
Разминка
Игра: «Угадай - ка»
Дети сидят полукругом. Ведущий в тайне, от других дает одному из участников задание. Ребенок воплощает. Дети пытаются отгадать продемонстрированный им образ. (Задания: изобрази свирепого медведя, обиженного зайца, веселого лягушонка и т.д.)
Игра: «Запомни движение»
Цель: развитие моторной памяти, координации движений. Дети повторяют движения за ведущим. Запомнив очередность движений, повторяют их в обратном порядке.
2.Основная часть
Вспомнить с детьми сказку, рассказанную на прошлом занятии.
Разыгрывание сказки
Сначала так, как она прозвучала в сказке. Попросить детей придумать новую сказку. Как бы поступили лисята теперь, когда запомнили совет доктора?
Комплекс «Медвежата в берлоге»
3.Заключительная. Прощание
Общее рукопожатие.
14. ООД «Отвращение»
Цели: снять двигательную расторможенность, негативизм, развивать выразительность движения, учить распознавать и изображать эмоцию отвращение, развивать память, продолжать обучать приемам саморасслабления.
1.Ритуал. Приветствие
Общее рукопожатие.
Разминка
Игра: «Веселые человечки»
Ведущий показывает детям картинки с изображением веселых человечков, их движения надо повторить.
Игра: «Вот так позы»
Цель: развитие памяти.
Играющие принимают различные позы. Ведущий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся в исходное положение.
2.Основная часть
Игра: «Разговор игрушек»
Ведущий делит детей на две подгруппы: одна подгруппа - игрушки - толстушки (матрешки, барабаны, медведи, мячи), другая - игрушки - худышки (зайцы, дудочки, белки, куклы Барби).
Предлагают воспроизвести движениями различные переживания игрушек. Читает текст:
Собрались возле новогодней елки игрушки - толстушки и игрушки - худышки. Ходят, смотрят друг на друга. Раскрыли рты худышки, удивляются: Ах, какие вы, толстушки, неуклюжие, толстые!. Расстроились толстушки, заплакали: Не хотим с вами лежать, худышки, в одном мешке для подарков. Пусть нас Дед Мороз в другой мешок поместит.
А худышки не унимаются. Сморщили нос, поджали губы: Ну и не надо! Фу, какие вы отвратительные, плаксивые!
Перестали плакать толстушки, надулись и стали еще толще. Хмурят брови: Мы очень сердитые и недовольные. Не хотим на вас смотреть, худышки!.
Тут загорелась елка, приближался новогодний праздник, и худышкам вдруг стало стыдно за то, что они дразнили своих друзей - игрушек - толстушек. Худышки опустили глазки, стоят, чуть не плачут. А толстушки улыбаются, протягивают худышкам ладошки: Ладно, уж! Простим вас, худышки! Худышки обрадовались. И все стали веселиться, смеяться и танцевать парами - худышки с толстушками.
Игра: «Соленый чай»
Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.
Игра: «Грязная бумажка»
На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив. Ему кажется, что бумажка из туалета. Наконец, он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отводя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора. (Грязная бумажка делается из чистой и закрашивается акварельной краской в неопределенный цвет и затем мнется).
Беседа
Вопросы:
- О каком чувстве мы говорили сегодня?
- Как узнать, что человек испытывает отвращение?
Комплекс «Медвежата в берлоге»
3.Заключительная. Прощание любым жестом.
15. ООД «Гнев»
Цели: учить распознавать и отображать эмоцию гнев, активизировать ассоциации детей, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Здороваются русские, китайцы, африканцы»
Дети делятся на три команды: африканцы, китайцы, русские. Каждая здоровается своим способом. Русские - рукопожатием. Китайцы - поклоном. Африканцы трутся носами. Представитель каждой расы должен поздороваться с каждым ребенком своим способом.
Разминка
Игра: «В гостях у царя зверей»
Ведущий предлагает детям выбрать царя зверей - льва, остальным участником игры подготовить небольшой этюд, образно передающий повадки определенного животного. Дети подходят к сидящему на стуле льву со словами:
Здравствуйте, лев, царь зверей!
Нужны Вам работники?
Лев: Нужны!
Звери: Выбирайте!
Дети по очереди изображают различных животных. Лев пытается отгадать. Верно названное животное становится львом.
Игра: «Найди свою половину»
Детям раздаются полукруги различных цветов, предлагается подвигаться. По сигналу каждый должен соединиться с ребенком, имеющим полукруг того же цвета и стать спина к спине.
2.Основная часть
Этюд «Сердитый дедушка»
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет серый волк, что будет с Петей?
Мимика: нахмуренные брови.
Во время этюда звучит музыка С. Прокофьева из симфонической сказки Петя и волк, тема дедушки.
Этюд «Король Боровик не в духе»
Ведущий читает стихотворение, дети действуют в соответствии с текстом.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Беседа
Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.
Игра: «Зеркало»
Предложить детям перед зеркалом изобразить свой гнев.
Комплекс «Медвежата в берлоге»
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Здороваются русские, китайцы, африканцы»
16. ООД «Гнев»
Цели: учить распознавать и отображать эмоцию гнев, активизировать ассоциации детей, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Дождь и дождик» (проводится под музыку)
Воспитатель с помощью волшебной палочки превращает детей в капельки дождя и напоминает о том, что дождь может быть очень разным (злой и страшный; грустный и тоскливый; веселый и озорной). Дети изображают дождь в соответствии с
заданием, меняя выражение лица.
Разминка
Игра: «Кто пришел?»
Дети показывают героев изученных этюдов. Все угадывают.
2.Основная часть
Игровая ситуация: Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот - вот подерутся. Этюд выполняется под музыку Е. Ботлярова «Драчуны».
Вова пришел в детский сад. Заходит в группу, но тут на него почему - то налетел Никита, стукнул его и обозвал. Вова имеет право…
Разыграть ситуацию и обсудить, что имеет право делать Вова. Именно имеет право, а не должен, к чему это может привести. Обсудить, что чувствуют мальчики.
Беседа
Вспомнить случаи, когда люди или животные могут злиться. Рассмотреть пиктограммы, найти злое лицо. Обсудить, как художник изобразил эту мимику.
Рисование
Подгруппа детей (по желанию) рисует мимику и платье человеку разозлившемуся. Вторая подгруппа рисует сюжетный рисунок Когда я сержусь.
Игра: «Пылесос и пылинки»
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок - пылинка садится на пол спина и плечи у него расслабляются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит.
3.Заключительная. Прощание
Простись, выразив то настроение, которое у тебя сейчас.
17. ООД «Вина и стыд»
Цели: учить распознавать и отображать чувства вины и стыда, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, продолжить приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, способствовать взаимопониманию в группе.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Здороваются русские, китайцы, африканцы»
Дети делятся на три команды: африканцы, китайцы, русские. Каждая здоровается своим способом. Русские - рукопожатием. Китайцы - поклоном. Африканцы трутся носами. Представитель каждой расы должен поздороваться с каждым ребенком своим способом.
Разминка
Игра: «Металлофон»
Цель: упражнять в различии и запоминании звуков, развитии внимания.
Ведущий воспроизводит последовательно три тона на металлофоне. Дети запоминают их, потом воспроизводят при их звучании разные действия (по договоренности).
А) Хлопают в ладоши.
Б) Топают ногами.
В) Встают и садятся.
Игра: «Хоровод»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений. Закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, снятие напряжения.
Дети встают в круг и по команде ведущего показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, задумчивую сову, iастливую лису, подслушивающую лисичку, удивленного ежика.
2.Основная часть
Этюд «Провинился»
Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он чувствует свою вину. Этюд выполняется под музыку В. Дорохина «В углу».
Выразительные движения: голова наклонена вперед, втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела.
Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
Этюд «Ваське стыдно»
Жила - была девочка Галя. У нее была кукла. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала. Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: Зачем, Васька, мою куклу уронил?. А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему.
Прослушав рассказ дети по очереди показывают как было стыдно коту Ваське.
Беседа.
Вопросы:
- Найди среди предложенных фотографий принадлежащую мальчику из первого этюда.
- Назови какое чувство испытал мальчик.
- Вспомните, когда вы испытывали такое же чувство?
- Как себя вели?
- Как изобразить это состояние?
- Можно ли долго жить с этим чувством?
Упражнение: «Волшебный сон»
Дети ложатся на ковер, который лежит на полу. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Взрослый дает установку: Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра Волшебный сон. Ты не заснешь по настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока не проснешься. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу: Открыть глаза. Внимание: наступает Волшебный сон.
Реснички опускаются
Глазки закрываются
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают (2 раза)
Шея не напряжена
И расслаблена
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко
Длительная пауза.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Подтянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
3.Заключительная. Прощание
Простись, выразив то настроение, которое у тебя сейчас.
18. ООД «Вина и стыд»
Цели: учить распознавать и отображать чувства вины и стыда, закрепить в мимике и пантомимике изученные эмоции, продолжить обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения, способствовать взаимопониманию в группе.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Принц и принцесса»
Под музыку Энтина Золушка мальчики подходят к девочкам. Кланяются. Девочки делают реверанс.
Разминка
Дети показывают действие, которое называет ведущий и свое отношение к происходящему.
Ведущий идет первым и показывает (ведущие меняются) движения: дети идут по лесной тропинке, перелезают через бревно,
идут по болоту, по кочкам, опять по тропинке, она стала мокрой после дождя, ноги разъезжаются, надо пройти под низкой веткой и т.п.
2.Основная часть
Игра: «Говорящие руки»
Ведущий обращает внимание детей на то, что руками можно многое сообщить людям: благодарить, приветствовать, выражать недовольство, любовь многое другое. Далее побуждает детей к общению жестами. Просит выразить руками радость, стыд, обиду, удивление, гнев, усталость.
Затем предлагает поиграть: один передает руками какую - либо информацию, остальные дети пытаются отгадать.
Этюд «Стыдно»
Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель сломал его маленький брат. Брата наказали. Старшему стало стыдно.
Выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
Беседа.
Вопросы:
- С каким животным, растением, музыкой, цветом, можно сравнить состояние вины и стыда?
- Как поступить если тебе стыдно?
Рисование
Дети перерисовывают схемы человечков, чувствующих вину, и дорисовывают сюжетный рисунок.
Упражнение: «Волшебный сад»
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Принц и принцесса»
19. ООД «Страх»
Цели: способствовать сплочению группы, снять психомышечные зажимы, учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию страх.
1.Ритуал. Приветствие
Игра: «Принц и принцесса»
Под музыку Энтино Золушка мальчики подходят к девочкам. Кланяются. Девочки делают реверанс.
Разминка
Игра: «Маленький народ»
Содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Ведущий просит детей обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения:
Тра - та - та - та - тра - та - та - та,
Растворились ворота,
И оттуда, из ворот,
Вышел маленький народ
Один дядя вот такой,
Другой дядя вот такой,
Третий дядя вот такой,
А четвертый вот такой.
Одна тетя вот такая,
А вторая вот такая,
Третья тетя вот такая,
А четвертая такая.
3.Основная часть
Игра: «Лисенок боится»
Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.
Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать встряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Игра: «Собака лает и хватает за пятки»
Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.
Во время игры звучит музыка Г. Фрида Появление большой собаки.
Беседа.
Ведущий подчеркивает нормальность переживания страха и даже его необходимость в некоторых ситуациях. Далее он осуществляет психологическую поддержку: ребенок не одинок в своих переживаниях, его чувства принимаются окружающими. Дети делятся своими страхами и опасениями.
Вопросы:
- Как человек ведет себя, когда боится?
- Что вы чувствовали, когда изображали героев?
- Как меняется наш голос, когда мы боимся?
- Чего боятся дети на этих рисунках? (показ рисунков)
Упражнение: «Волшебный сон»
3.Заключительная. Прощание
Дети прощаются сначала тихими, прерывистыми от страха голосами, а потом уверенными и сильными.
20. ООД «Страх»
Цели: способствовать сплочению группы, снять психомышечные зажимы, учить преодолевать давление извне и не бояться трудностей; учить распознавать и изображать эмоцию страх.
1.Ритуал. Приветствие
Дети приветствуют друг друга сначала тихими, прерывистыми от страха голосами, а потом уверенными и сильными.
Разминка
Игра: «Гуси – лебеди»
Дети гуляют по залу, представляя, что они на полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчиками.
Игра повторяется несколько раз.
2.Основная часть
Этюд «Гроза»
За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.
Звучит музыка М. Раухвейгера Гром.
Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают страшное зрелище.
Упражнение: «Найди свою пиктограмму»
Дети выбирают пиктограмму страха из заранее приготовленных. Рассмотреть выбранную пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот. Поговорка
Обсудить с детьми поговорку У страха глаза велики. Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.
Рисование
Рисование существа, вызывающего у детей страх. Обыграть рисунок. У этого существа заболели зубы, он (она) плачет: нарисовать слезы. Предложить детям полечить: нарисовать повязку, доктора и т.п.
Игра: «Брыкалочка»
Дети лежат на спине и отталкивают спускающуюся на них легкую материю.
Звучит спокойная музыка.
3.Заключительная. Прощание
Общее рукопожатие.
21. ООД «Мои эмоции»
Цели: закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать; развивать воображение, эмпатию.
1.Ритуал. Приветствие
Дети приветствуют друг друга сначала тихими, прерывистыми от страха голосами, а потом уверенными и сильными.
Разминка
Игра: «Фруктовый салат»
Дети делятся на груши, яблоки, бананы. Меняются местами те, чей фрукт называет ведущий. На слова фруктовый салат меняются местами все.
Ведущий показывает пиктограмму, дети принимают позу, соответствующую этой пиктограмме.
2.Основная часть
Игра: «Облака»
Воспитатель читает стихотворение Н.А. Екимовой, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака, Вот облачко веселое
А я на них смотрел. Смеется надо мной:
И два похожих облачка Зачем ты щуришь глазки так?
Найти я захотел. Какой же ты смешной!
Я долго всматривался ввысь Я тоже посмеялся с ним:
И даже щурил глаз, Мне весело с тобой!
А что увидел я, то вам И долго - долго облачку
Все расскажу сейчас. Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко Пустилось наутек.
Расстроилось всерьез: А маленькое облачко
Его от мамы ветерок Над озером плывет,
Вдруг далеко унес. И удивленно облачко
И каплями дождинками Приоткрывает рот:
Расплакалось оно Ой, кто там в глади озера
И стало грустно - грустно так, Пушистенький такой,
А вовсе не смешно. Такой, мохнатый, мягонький?
И вдруг по небу грозное Летим, летим со мной!
Страшилище летит Так очень долго я играл
И кулаком громадным И вам хочу сказать,
Сердито мне грозит. Что два похожих облачка
Ох, испугался я, друзья, Не смог я отыскать.
Но ветер мне помог: Рисование облаков.
Так дунул, что страшилище
Предложить детям нарисовать облака. На соответствующей форме нарисовать мимику и подчеркнуть цветом это настроение.
Для анализа разместить рисунки так, чтобы разные настроения были отделены. Обратить внимание детей на то, как по - разному они изобразили радостный, гневные, грустный, удивленные облака. Найти самое радостное, самое грустное, самое гневное, самое удивленное облако.
Игра: «Третий лишний»
Ведущий готовит 12 - 15 картинок, на которых изображены люди, животные в разных эмоциональных состояниях. Раскладывая перед каждым ребенком по три картинки предлагает убрать то изображение, которое не соответствует по настроению двум другим. Просит пояснить свои действия.
3.Заключительная. Прощание
Попрощаться от имени одного из облаков.
22. ООД «Эмоции»
Цели: закрепление воспроизведения отдельных эмоций.
1.Ритуал. Приветствие
Игра – кричалка: «Я - очень хороший, ты - очень хороший»
Дети произносят фразу Я - очень хороший, ты - очень хороший. Первое слово шепотом, второе - нормальным голосом, третье - громко. Вторая часть произносится также: первое слово, второе, третье.
Разминка
Игра: «Сурдопереводчики»
Ведущий предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов мимика и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод. Важно следить за выразительностью движений. Предлагает рассказать такие сказки как: Курочка ряба, Колобок, Рукавичка и др.
Упражнение: «Волны»
Ведущий по очереди называет детям то или иное чувство и предлагает с помощью морских волн (ленты 1 м) показать волны радости, волны грусти, волны гнева, волны страха.
2.Основная часть
Игры: «Живые картинки»
Для проведения этой игры оформляется занавес и возвышение типа театральной сцены.
Воспитатель просит детей подготовиться к показу живых картин, а именно, продумать сюжет, позы, жесты, выражение лица, одежду, украшения, т.д. По мере необходимости оказывает помощь.
Во время проведения игры дети сидят на стульчиках. Занавес открывается только тогда, когда ребенок полностью готов к показу. Зрители, рассматривая живые картины, пытаются определить их название.
Этюд «Поссорились и помирились»
Два ребенка изображают поссорившихся детей.
Выразительные движения: двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают ногой; руки на поясе или за спиной.
Затем изображают помирившихся.
Выразительные движения: дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.
Звучит музыка Т. Вилькорейской Помирились.
Беседа
Рассмотреть сюжетные картинки из Азбуки настроения. Обсудить: какое настроение у каждого из героев, причину такого настроения.
На картинках нарисован сюжет, но у героя нет изображения лица.
Рисование
Дети дорисовывают персонажам лица, подходящие к их ситуации.
Игра Раз, два, три, нужное место найди
Ведущий устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.
3.Заключительная. Прощание
Игра – кричалка: «Я - очень хороший, ты - очень хороший»
23. ООД «Самоконтроль и самооценка»
Цели: учить детей владеть своими чувствами и устранять конфликты. Продолжать развивать у детей выразительные движения.
1.Ритуал. Приветствие
Игра – кричалка: «Я - очень хороший, ты - очень хороший»
Дети произносят фразу Я - очень хороший, ты - очень хороший. Первое слово шепотом, второе - нормальным голосом, третье - громко. Вторая часть произносится также: первое слово, второе, третье.
Разминка
Этюд «Вежливый ребенок»
Дети сидят на стульях. Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым (дети по очереди играют роль вежливого ребенка).
Игра «Передай голосом»
Ведущий просит детей произнести предложение с различной интонацией, выражая радость, удивление, страх, злость, грусть, обиду, удовольствие и т.д.
(Кате подарили щенка, Дети играют с мячом, Мама увидела рисунок сына).
2.Основная часть
Ведущий рассказывает: «У каждого дома есть хозяйка или хозяин. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам. Дом хорошо служит хозяину. Если плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны, где попало. Хозяин то и дело ищет какую - нибудь вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же чувствами. Один человек может быть хозяином своих чувств, управлять и распоряжаться ими. Другой, не может, поэтому чувства управляют и распоряжаются этим человеком, что доставляет ему много хлопот.
Дети обсуждают, задумываются о том, кто хозяин в их доме.
Далее ведущий рассказывает детям следующий рассказ: Мальчику Ване мама купила красивую машину. Он очень обрадовался. Первый прибежал домой и крикнул: У меня машина! А в это время его бабушка отдыхала. Его громкий крик разбудил ее и даже напугал. Мама застыдила его. Но почему? - грустно подумал Ваня.
Беседа.
Вопросы:
- Почему мама застыдила Ваню?
- Что чувствуют Ваня после покупки машины и что потом?
- Был ли Ваня хозяином своих чувств, умел ли владеть ими?
Упражнение: «Возьми себя в руки»
Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого - то стукнуть, что - то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди - это поза выдержанного человека. Упражнение Врасти в землю
Попробуйте сильно - сильно надавить пятками на пол, руки сложите в кулачки, сцепите зубы. Вы - могучее крепкое дерево, у которого сильные корни, и никакие ветры не страшны. Это поза уверенного человека.
Упражнение: «Хочу»
Ведущий кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую - нибудь геометрическую фигуру. Дети должны угадать фигуру, а, угадав, не закричать тут же правильный ответ, а преодолев свое хочу выкрикнуть, дождаться команды и прошептать правильный ответ.
Игра: «Поговорим о настроении»
Ведущий обращает внимание детей на то, что очень разные выражения лиц можно увидеть в магазине, автобусе, парке и т.д. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующую пиктограмму. Предлагает задания типа. Собери человечков: веселого, обиженного, злого.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Пожелание»
Дети, бросая мячик, говорят добрые пожелания.
24. ООД «Я и мои эмоции»
Цели: подвести итоги работы, повысить уверенность в себе, развивать позиции эмоционального принятия себя и другого человека, укрепить групповые отношения.
1.Ритуал. Приветствие
Игра – кричалка: «Я - очень хороший, ты - очень хороший»
Дети произносят фразу Я - очень хороший, ты - очень хороший. Первое слово шепотом, второе - нормальным голосом, третье - громко. Вторая часть произносится также: первое слово, второе, третье.
Разминка
Игра: «Газета»
На пол кладется газетный лист. На него должны стать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо человек.
Игра: «Дарим подарок»
Дети в кругу. Первый без слов, глядя в глаза, дарит подарок. Второй, получив подарок, благодарит первого.
Какие подарки понравились больше и почему?
Что приятнее делать: дарить или получать подарки?
2.Основная часть
Игра: «Снежная королева»
Дети вспоминают сказку Снежная королева, ведущий рассказывает детям ее продолжение. Помните, в сказке было зеркало, которое все доброе и прекрасное уменьшало, а все дурное и безобразное делало еще больше и заметнее. Сколько бед натворили осколки того зеркала! Но, оказывается, когда Кай и Герда выросли, они сделали волшебные очки, в которых можно было разглядеть то хорошее, что есть в человеке.
Ведущий предлагает детям примерить эти очки, посмотреть внимательно на каждого из ребят и увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть то хорошее, что обычно не замечается.
Игра: «Любимый сказочный герой»
Ведущий просит детей вспомнить любимые сказки и их героев. Затем предлагает превратиться в сказочных героев и от их имени представиться, например: Я - Буратино, Я - Золушка и т.п. Потом войти в круг и подвигаться, как двигается этот герой, немного пожить его жизнью. Далее дети могут задавать герою самые необычные вопросы, например, Золушка, а какие цветы ты любишь? Что тебя порадовало? и т.п. Далее ведущий предлагает посмотреть на каждого и найти сходство с выбранным героем.
Беседа.
Вопросы:
- Чему вы научились совместной деятельности, что узнали нового?
- Что изменилось в вашей жизни изображая эмоции и чувства.
- Что понравилось, а что нет?
Упражнение: «Свободный танец»
Детям предлагается придумать и выразить в танце какой - нибудь образ - станцевать как птица, лошадка, зайчик и т.д.
3.Заключительная. Прощание
Игра: «Пожелание»
Дети, бросая мячик, говорят добрые пожелания.
Приложение №1
Диагностика:
Диагностическая методика №1. «В лесу»
Цель: изучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Ход обследования: обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ребенка вводили в игровую ситуацию: экспериментатор рассказывал ребенку рассказ о том, как зайчик гулял по лесу и встретил волка. По ходу рассказа ребенку предлагалось изобразить испуганного, удивленного, радостного, грустного зайчика и злого волка.
Экспериментатор фиксировал мимические, пантомимические, речевые проявления детей. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначали "+".
Диагностическая методика №2. «Угадай настроение».
Цель: выявить умение понимать эмоциональное состояние другого у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: круг со стрелкой, на котором изображены злой волк, грустный кот, веселый поросенок, испуганный заяц, удивленный медведь.
Ход обследования: эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор с закрытыми глазами крутил стрелку и по сигналу ребенка останавливал ее движение. Затем ребенок называл в каком эмоциональном состоянии находился персонаж, на котором останавливалась стрелка.
Экспериментатор правильно выполненное ребенком задание обозначал знаком "+".
Диагностическая методика №3. «Определи настроение лица».
Цель: изучение восприятия детьми графического изображения эмоций.
Оборудование: карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления.
Ход обследования: Эксперимент проводился с каждым ребенком
индивидуально. Экспериментатор предлагал ребенку карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, злости, удивления. Он предъявлял их по одной, задавая вопросы: «Какое это лицо?», «Почему ты так считаешь?».
Экспериментатор правильно выполненное ребенком задание обозначал знаком "+".
Диагностическая методика №4. «Подбери картинку к своему настроению».
Цель: изучение понимания детьми своего эмоционального состояния и умения идентифицировать его с изображением.
Оборудование: карточки с изображением животных разного настроения.
Ход обследования: Эксперимент проводился с каждым ребенком индивидуально. Экспериментатор предлагал посмотреть на картинку и подобрать ту, которая подходит к его настроению. Просил ребенка объяснить, почему он выбрал эту картинку.
Экспериментатор правильно выполненное ребенком задание обозначал знаком "+".
Для изучения особенностей экспрессивных проявлений (мимических, жестикуляционных, пантомимических) в течение двух недель проводили эмоционально-сенсорные и эмоционально-экспрессивные игры: «Вкусно - не вкусно», «Волшебные лужи», «Карусели», «Кто в домике живет», «Как много запахов вокруг».
Раскроем сначала эмоционально-сенсорные игры.
Диагностическая методика № 5
Игра: «Вкусно - не вкусно»
Цель игры в обучение особенностей использования мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.
Воспитатель просит детей закрыть глаза и мимикой лица выразить свои вкусовые ощущения. Дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов: банана, лимона, яблока, моркови и т.д.
Игра: «Волшебные лужи».
Игра проводилась на прогулке. Воспитатель цветными мелками рисует на асфальте разноцветные круги: синие, розовые, желтые и др. Предлагает детям побегать по волшебным лужам, которые подарил им веселый дождь-шутник. Подчеркивает, что бегать нужно по лужам одного цвета. Затем детям дается установка: "Бегаем по желтым лужам". Через некоторое время называет другой цвет.
Диагностическая методика № 6.
Игра: «В магазине игрушек».
Цель: выявить умение понимать эмоциональное состояние другого у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две подгруппы: одни - игрушки, другие - покупатели.
Воспитатель - "продавец" просит каждую "игрушку" продумать движения, которые она будет выполнять перед "покупателем". Затем открывает "магазин", произнося слова:
Вы, ребятки, не стесняйтесь,
Заходите в магазин.
Много разных здесь игрушек,
непоседливых зверушек,
кукол Барби,
паровоз и различных
птичек воз.
Выбирайте, кто что хочет
Рады всем мы очень, очень!
Покупатели делают свой выбор. Продавец заводит по очереди каждую игрушку. «Игрушка» продается в том случае, если «покупатель» дает ей правильное название.
Игра: «Передай движениями».
Дети двигаются под текст, который читает воспитатель:
Мы гуляем, загораем, На цветы смотреть приятно,
Землянику собираем. Это каждому понятно.
Мы бежим, бежим, бежим, Удивляют всех вокруг
Мы на месте не стоим. Пчелки, бабочки и жук.
Мы по улице идем, Дом не строится, как надо.
И флажки в руках несем. Развалился - вот досада!
На скамейке мы сидим, Разозлились все матрешки:
И о чем-то говорим. Почему убрали ложки!
По садочку мы идем, Польку весело мы пляшем,
И поем, поем, поем. Вокруг елки яркой нашей.
Список литературы
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2002.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Баландин В.А., Чернышенко Ю.К., Лих С.А., Соленова Р.И. Развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами физического воспитания. – Краснодар, 2003.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
- Венгер Л.А., Запорожец А.В. Развитие ребенка. – М. Просвещение, 1968.
- Данилина Т.А., В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. В мире детских эмоций. – М., 2004.
- Кожевникова В.А. Формирование эмоциональной сферы личности дошкольников при подготовке к школе. – Рига, 1990.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1999.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. – М., 1982.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.,2001.
- Старковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка, - М., 1991.
- Чистяков М.И. Психогимнастика/ Под. ред. М.И.Буянова. – 2-е изд.. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Шишова Т. Страхи – это серьезно. – М., 1997.
- Эмоциональное развитие дошкольника / под редакцией А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы )
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть - семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремител...
Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)
Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...
Презентация на тему "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"
Впервые принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом в конце 1920-х годов.Он утверждал: “Часто руки знают, как распутать то,...
Перспективный план работы по самообразованию "Арт-терапия как способ развития эмоциональной сферы детей" (подготовительная группа)
В перспективном плане по самообразованию представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми....
Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детей
Дидактическое пособие «Путешествие в мир эмоций» направленное на развитие эмоциональной сферы детейРазвивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоц...
Развитие эмоциональной сферы детей подготовительного к школе возраста.
Консультация для родителей...
Проект «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоциональной сферы детей»
Развитие эмоционально сферы детей средствами музыкально-ритмических движений....