Образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет Тема: «Почему мы носим вещи из шерсти» для детей подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Автор: Лебедева Татьяна Петровна, воситатель (высшая квалификационная категория) МДОУ "Детский сад" №2 "Теремок" поселка Новоорск, Оренбургской области.Конспект занятия "Почему мы носим вещи из шерсти" для детей 6-7 лет. Цель занятия: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами шерсти. Создание среды для организации и проведения НОД: интерактивная доска; презентация «История шерстяного клубочка»; карточки-схемы «Признаки предмета»; изделия из шерсти (одежда, игрушки, валенки); разноцветные клубки шерстяной пряжи; прялка, веретено; музей «Русская изба».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников» № 2 «Теремок» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области
Образовательная деятельность в группе
общеразвивающей направленности
для детей от 6 до 7 лет
Тема: «Почему мы носим вещи из шерсти» для детей подготовительной к школе группы.
Лебедева Татьяна Петровна
Воспитатель высшей категории
п. Новоорск
2022г.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Всё чаще в современную моду входят разные виды рукоделия, особенно вязание. Сегодня в моде вязаные кофты и свитера, шали и шарфы, варежки и носочки.
Мы живем в Оренбургской области. Зимой погода нас совсем не балует. Часто бывает мороз и дует сильный ветер. Несмотря ни на какие холода, мы любим прогулки. Поэтому в зимний период года мы надеваем теплые вещи из шерсти и пуха. Оренбургский Пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. Так же, с давних времен, наши рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки и т.д. Ремесло вязания передавалось из поколения в поколение.
Натуральная овечья шерсть является уникальным природным материалом, который используется с древнейших времен и до сих пор не имеет достойных синтетических аналогов. Шерсть является одним из первых материалов, которые освоили древние люди для производства одежды.
Изделия из шерсти очень популярны, так как он экологически чисты. Шерсть лучше всего подходит для окружающей среды, она биоразлагаема. При разложении материал разрушается в почве. Кроме того, шерсть производится естественным путем и доступна в изобилии. Доказаны лечебные свойства шерсти.
Поэтому я взяла тему: «Почему мы носим вещи из шерсти». Через познавательно – исследовательскую деятельность, дети старшего дошкольного возраста, знакомятся с шерстью овцы, ее свойствами и ее применении в изготовлении одежды и обуви.
Через развитие навыков исследовательского поведения происходит развитие личности ребенка. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, обогащается словарный запас, развивается речь.
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности детей: опытно-исследовательская
Тема образовательной деятельности «Почему мы носим вещи из шерсти»
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей
Практический: исследовательская деятельности-опыты с шерстью
Метод поисковых ситуаций: вопросы познавательного характера
Использование ИКТ
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе
Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами шерсти
Задачи:
Обучающие
Формировать представления о традициях рукоделия Оренбуржья
Познакомить детей со свойствами овечьей шерсти опытным путем.
Познакомить детей с историей получения шерстяной пряжи с помощью прялки, веретена.
Познакомить детей с новыми пословицами и поговорками
Развивающие
Развивать экспериментаторские навыки
Развивать связную речь детей (описание, рассуждение, сравнение), обогащать словарь: шерсть, пряжа, прялка, веретено,
Развивать интерес к культуре родного народа, народным традициям, русскому фольклору, русским народным играм
Развивать мелкую моторику
Воспитывающие
Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
Формировать уважение к труду человека, интерес к окружающему миру. Формировать позитивный настрой к окружающим детям и воспитателю.
Создание среды для организации и проведения НОД: интерактивная доска; презентация «История шерстяного клубочка»; карточки-схемы «Признаки предмета»; изделия из шерсти (одежда, игрушки, валенки); разноцветные клубки шерстяной пряжи; прялка, веретено; музей «Русская изба».
На каждого ребенка: комочки шерсти, лупы, миски с водой, влажные салфетки
Предварительная работа: беседы о происхождении различных тканей; просмотр презентаций «Шерсть», «Хлопок»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»; НОД «Оренбургский пуховый платок»; рассматривание альбома «Профессии»; дидактические игры: «Одень куклу на прогулку», «Что сначала, что потом»; сюжетно – ролевые игры: «Ателье», «Магазин», «Семья».
Планируемые результаты:
Познавательные:
Ребенок видит проблему, выдвигает гипотезы, задает вопросы познавательного характера
Ребенок имеет представления о свойствах овечьей шерсти, о получении шерстяной пряжи с помощью прялки, веретена.
Ребенок владеет навыками экспериментирования
Личностные:
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в опытно– исследовательской деятельности
Ребенок интересуется традициями Оренбуржья, проявляет уважение к труду человека
У ребенка наблюдается динамика развития: тактильной чувствительности, мелкой моторики рук; образного мышления; внимания, усидчивости; самостоятельности, активности; речи.
Эмоциональное состояние ребенка характеризуется: стабильностью, уравновешенностью; позитивным настроем к окружающим детям и воспитателю.
Конспект занятия
Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Показ на экране фото старинного вязаного носка (слайд).
-Ребята как вы думаете, что это? На что похоже? (вязаный носок)
-Это вязанный шерстяной носок. Его недавно нашли археологи в Рязанской области, под городом Пронском (Россия). Этот носок связали примерно в 11-12 веке. Это очень-очень давно.
-Носок отлично сохранился, так как находился внутри башмака
-Ребята, а вы носите шерстяные носки? Какие еще шерстяные вещи у вас есть? Откуда они у вас? Вам нравиться в них ходить? Почему? (дети рассказывают -моя бабушка связала мне носочки, а моя – варежки, а у меня вяжет мама, и она связала мне шапку и шарф. Эти вещи тёплые, пушистые в них не холодно)
-Ребята, а вы хотите узнать, как человек научился использовать шерсть? (ответы)
Презентация «История шерстяного клубочка»
- Древнего человека кормила и согревала сама природа. Человек охотился на разных животных: мясо шло в пищу, а из шкур животных делали одежду. (слайд 2)
- Со временем человек приручил животных и понял, что можно использовать не только шкуру, но и шерсть, которой покрыто тело животного. (слайд 3)
-Какие животные дают шерсть? (ответы детей)
-Для получения шерсти разводят таких животных: овец, коз, альпака, лам, верблюдов (слайд 4)
-В нашей Оренбургской области, для получения шерсти, разводят овец.
(слайд5)
-Я предлагаю нам вместе, просмотреть путь обработки шерсти от овцы и до готового шерстяного изделия.
-Стрижка овец (слайд 6)
-Переработка шерсти начинается с обязательной сортировки шерсти по качеству, длине и чистоте (слайд 7)
-Чистка проводится, чтобы отделить от ворса мусор, листья, навоз (слайд 8)
- Промывка шерсти овец помогает устранить жир и пот животных. После основной стирки нужно несколько раз прополоскать, и тогда шерсть станет чистой (слайд 9)
-Сушка. Шерсть развешивают на свежем воздухе. Это обеспечит не только сушение, но и проветривание (слайд 10)
-Вычесывание делается при помощи специальной металлической щетки с частой щетиной. Так получается ровница- ровно расположенные волокна (слайд 11)
- Пряжу можно получить ручным способом, применяя веретено или же механические прялки, работающие на электрическом приводе.
-Вот какие прекрасные изделия получаются из овечьей шерсти (слайд 10)
Постановка проблемы
-Удивительно, человек, так давно начали использовать шерсть, и до сих пор мы носим вязаные шерстяные вещи. Как вы думаете почему? (ответы детей)
-Я предлагаю вам все это доказать опытным путем.
-Я приглашаю вас в научную лабораторию
-Предлагаю вам разделиться на группы и с помощью условных знаков исследовать шерсть.
Самостоятельная опытно-исследовательская деятельность детей.
Опыт №1 «Из чего состоит шерсть?»
Рассмотреть шерсть с помощью лупы.
-Что мы видим? (волосики, волокна, ворсинки извитой формы, которые расположены не плотно друг к другу)
Вывод: шерсть состоит из извитых волокон, волосинок, ворсинок.
-За счет высокой извитости волокон шерсть способствует активной циркуляции воздуха, что обеспечивает дыхание для кожи естественным образом и предотвращает потоотделение.
Опыт №2 «Какая шерсть на ощупь?»
Исследовать шерсть на ощупь (помять, потрогать).
Вывод: шерсть мягкая
-Приятная при прикосновении к телу.
Опыт №3«Какая шерсть по весу?»
Подкинуть комочек шерсти вверх, подуть, чтобы удержать в воздухе.
Вывод: шерсть долго удерживается в воздухе, потому что она легкая.
-Шерстяная одежда легкая
Опыт №4. «Растяжимость»
Взять комочек шерсти в руки, растянуть
Вывод: шерстяные волокна растягиваются
-Шерстяные вещи принимают форму тела, эластичны, удобны
Опыт №5. «Шерсть сохраняет тепло».
-Взять комочек шерсти, обернутый стерильной марлей. Поднести к губам, подуть теплым воздухом (теплый воздух задерживается)
Вывод: шерсть сохраняет тепло
-Между ворсинок задерживается теплый воздух, который создает как бы преграду холодному воздуху. В шерстяных вещах тепло
Опыт № 6. «Шерсть впитывает влагу»
С помощью пинцета, опустить комочек шерсти в воду
Вывод: шерстяные волокна хорошо впитывают влагу.
-Шерсть впитывает влагу, в три раза превышающую ее собственный вес. Это позволяет коже оставаться сухой.
Дети, по подгруппам, выходят. Рассказывают об опыте по плану
1.Называют объект исследования
2.Какие действия проделывали с объектом и с помощью чего
3.Делают вывод
4. Объясняют, как это свойство шерсти, влияет на качество и удобство одежды из шерсти (при затруднении помогаю)
-Что мы смогли доказать опытным путем? (вещи из шерсти: удобные, мягкие, теплые, легкие)
-Еще хочу дополнить, что шерсть редко вызывает аллергию, устойчива к пятнам. При разложении материал разрушается в почве. Кроме того, шерсть производится естественным путем и доступна в изобилии.
-Ребята, я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Клубочек».
В конце игры завожу детей в «Русскую избу»
- Посмотрите, какие здесь интересные изделия (Оренбургские платки, паутинки, вязанные шерстяные вещи). В нашей области рукодельницы издавна вяжут пуховые платки, паутинки, кофты, носки, варежки. Оренбургский пуховый платок является символом Оренбуржья и России. Еще совсем недавно, чуть ли не в каждом доме вязали. Секреты мастерства передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке. Меня тоже научила вязать моя бабушка Татьяна Ефимовна. А я учу вязать свою внучку.
Посмотрите на эти предметы, может кто-то знает, как они называются?
-Это пря́лка и веретено.
-Как вы думаете, что делают с помощью этих предметов? (с их помощью скручивают отдельные волокна для получения длинной и прочной нити- пряжи)
- На что похоже веретено? (Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети. Изготавливалось из сухого дерева (чаще из берёзы).
Женщину, которая занимается прядением, называют пряха. Народ сложил много пословиц и поговорок про пряху. «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Какова пряха, такова и на ней рубаха»
-Как вы понимаете эти пословицы? (ответы)
-Ребята, посмотрите, как я буду из шерсти, делать пряжу. Неторопясь вытягиваю волокна из ровницы и приматываю к нити. Затем быстрым движением правой руки вращаю веретено так, чтобы нить закрутилась. Слегка прокручивая ее пальцами. И так вытягиваю пока шерстяная нить не получалась длинной. Чтобы длинная нить не спуталась, я наматываю ее на веретено(показать), и продолжаю прясть. Про веретено говорят- «Чем дольше я кручусь, тем толще становлюсь»
-А когда мастерицы работали они напевали песни (запись русской народной песни «Веретенце»
С песней и дело спорится.
Рефлексия
Что позволило нам узнать об овечьей шерсти?
Зачем мы это делали?
Важно ли то, что вы сегодня узнали? Почему?
Для чего это пригодиться в жизни?
Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Что вы расскажите родителям о нашем занятии?
IV, Список используемой литературы:
- Дыбина О.В. «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты. - Москва: Творческий центр «Сфера», 2011
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции». Занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2014
- Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа. Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород: Издательство «Детство-Пресс», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: ознакомление с природой» по теме: «Путешествие в зимний лес» в подготовительной к школе группе
Программные задачи:Образовательные задачи:1. Способствовать систематизации и обогащению представлений детей о зиме;2. Закреплять...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие: приобщение к социокультурным ценностям» по теме: «Россия – родина моя!» в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности
Обобщение знаний детей о России, закрепление знаний о флаге , гербе , гимне, формирование уважительного отношения к государственным символам. Воспитание у детей патриотического чувства к Родине....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».
Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по ОО «Физическое развитие» на тему: « Как мальчики и девочки героев сказки выручили» для детей подготовительной к школе группы, с применением игровых ситуаций и учетом гендерных различий.
Возрастная группа: ПодготовительнаяТема: «Как мальчики и девочки героев сказки выручили»Направление образования и развития: Физическое развитиеИнтеграция образовательных областей: Физическое развитие,...
Конспект образовательной деятельности/ занятие по развитию речи с использованием игровой технологии. На тему «Наш приморский район» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
этот конспект поможет вам познакомить детей, в игровой форме, с приморским районом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».
Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...