Какими бывают звуки русского языка?
консультация по коррекционной педагогике на тему

Карпова Екатерина Владимировна

Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка.  В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку научиться правильно составлять схему слову, а затем и правильно написать это слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakimi_byvayut_zvuki_russkogo_yazyka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

    Достаточно часто при обучении дошкольников грамоте приходится сталкиваться с ситуацией, когда дети знают больше, чем родители. Особенно это касается различения звуков русского языка. Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особенности звуков русского языка, которые так необходимы при выполнении звукового анализа слогов и слов.

В русском языке различают 42 звука речи, которые делятся на гласные и согласные. Гласных звуков всего 6, а согласных 36.

При произнесении гласных звуков голосовые складки вибрируют и воздух свободно проходит через ротовую полость. Поэтому, изучая гласные звуки с детьми, мы обращаем их внимание на то, что произносить эти звуки нам ничего не мешает. Это главное отличие гласных звуков от согласных.

    При произнесении согласных звуков в ротовой полости возникают преграды на пути выходящего воздуха в виде тех или иных речевых органов, таких как губы, зубы и язык. Некоторые согласные произносятся с участием голоса и их называют - звонкими, другие произносятся без голоса и их называют - глухими. Отдельного внимания заслуживают, так называемые, парные согласные, когда у звонкого согласного есть пара в виде глухого согласного. Их произношение отличается наличием или отсутствием голоса. В представленной таблице наглядно видно, какие бывают парные звуки по звонкости - глухости.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Звонкие

Глухие

Б, БЬ

П, ПЬ

В, ВЬ

Ф, ФЬ

Г, ГЬ

К, КЬ

Д, ДЬ

Т, ТЬ

Ж

Ш

3, ЗЬ

С, СЬ

НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

Звонкие

Глухие

Й
Л, ЛЬ
М, МЬ
Н, НЬ
Р, РЬ

Ч
Ц
Щ
X, ХЬ

    Последнее различие согласных в их твердости и мягкости. Большинство согласных парные по твердости-мягкости, например, звуки П и ПЬ: ПЫЛ - ПИЛ; однако, есть всегда твердые согласные и всегда мягкие.

ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ

ВСЕГДА МЯГКИЕ

Ш
Ж
Ц

Ч
Щ
Й

    И ещё одна весьма распространённая родительская ошибка, когда считается, что звук и буква это одно и тоже. На самом деле между ними огромная разница. Так, например, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем. Замечено, что дети эту разницу усваивают достаточно чётко и, как правило, не путают данные понятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Какие бывают звуки"

Памятка  поможет родителям разобраться и вспомнить  какие бывают звуки (гласные и согласные),  как мы их обозначаем на письме, как узнать сколько в слове слогов и т.д....

Консультация "Какие бывают русские народные сказки?"

Цель: Повышение уровня информированности  у родителей детей дошкольного возраста, по теме «Русские народные сказки»Задачи: Познакомить с разными видами русских народных сказок.Активиз...

Какие бывают звуки. Звуки-шумы.

Только самый внимательный сможет услышать музыкальные звуки и звуки-шумы, познакомиться с ними,  подружиться и тогда звуки помогут освоить музыкальную азбуку и попасть в Страну  большой Музы...

Индивидуальный проект с ребенком старшей группы "Какие бывают звуки?"

Данный проект нацелен на решение определенных задач, где ребенок знакомится с понятием "Что такое звук", какие бывают звуки и учится их различать. Проект дает возможность более подробно узна...

Открытый показ занятия "Какие бывают звуки: речевые и неречевые".

Цель занятия: знакомство детей с понятием "звук", научить различать речевые и неречевые звуки.Задачи: Формировать понятие "звук", умения различать речевые и неречевые звуки(музыкал...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Какие бывают деньги, какие они бывают и откуда берутся?" с детьми старшего дошкольного возраста

В данном конспекте обозначены цель, задачи, этапы ведения занятия. В ход занятия включены интересные игры, беседа и эксперимент....