Конспект занятия: "Какие бывают звуки?"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Евдокимова Наталья Владимировна

обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Дата
  2. Олиниченко Н.В.
  3. Группа общеразвивающей направленности с 6-7 лет
  4. ОО «Речевое развитие»
  5. Вид занятия: обучение грамоте
  6. Тема: Какие бывают звуки?
  7. Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

  1. Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность
  2. Форма организации детей: подгрупповая
  3. Предварительная работа:
  • Беседа «Что такое звуки?», «Как звучит звук?»
  • Слушание стихотворений о буквах алфавита (С. Маршак, Г.Сапгир, С.Михалков)
  • Проигрывание дидактических и развивающих игр направленных на закрепление ранее изученных звуков».
  1. Цель: Развивать навык у детей дифференцировать гласные и согласные звуки, различать эти звуки на слух.
  2. Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать получению знаний у детей о гласных и согласных звуках.
  • Поддерживать умения детей определять первый и последний звук в слове.
  • Упражнять в звуковом анализе.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимания, фонематическое восприятия.
  • Побуждать детей свободно общаться с взрослыми и детьми.
  • Поддерживать эмоциональную отзывчивость у детей.
  • Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

  • Развитие личностных качеств ребенка: любознательности, уважительного отношения к людям разных национальностей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, творческой активности.
  • Поддержка детей в умении представлять результаты своей творческой деятельности сверстникам, педагогам и родителям, отражая достижения и причины возникших затруднений.
  • Развитие способности к самостоятельному умозаключению, основанному на умении выполнять операции синтеза, анализа, обобщения.
  1. Необходимое оборудование и материалы:

Демонстрационный материал:

  • Авторская интерактивная книга «Книга волшебства;
  • Куклы феечки (модернизированные на основе авторских кукол Тильд автора Тоне Финнангер), обозначающие звуки русского языка;
  • Карточки-картинки слов (мак, стул, кит, бегемот, остров, утка, арбуз, галстук;

Цель: Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Раздаточный материал:

  • Авторская игра «Цветы на полянке» (2 полянки синего и зелёного цвета, 10 цветов со словами – картинками);

Цель: дифференциация согласных звуков по признаку: твёрдость - мягкость.

  • Авторская игра «Весёлые звуковые паровозики» (2 паровозика для звукового анализа, карточки со словами-картинками);

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематических процессов.

  • Звуковые фишки (красного, синего и зелёного цветов) на палочке по количеству детей;

Цель: совершенствование навыков фонематического внимания и восприятия.

Авторская игра «Шапка – невидимка» (большая напольная звуковая схема, шапочки (красного, синего и зелёного цветов), карточки-картинки с изображениями различных предметов, в названии которых заданный звук находится в разных позициях (начало, середина, конец);

Цель: совершенствование навыков звукового анализа, развитие фонематических процессов.

  • Шаблоны «человечков – звуковичков» и шаблоны комбинезонов и колпачков (красного, синего и зелёного цветов) по количеству детей, клей-карандаш, салфетки, подложка для аппликации по количеству детей.

Цель: Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, через продуктивную деятельность.

  1. Средства ТСО:

Магнитно – маркерная доска.

  1. Методы и приёмы:
  • Словесный (беседа по вопросам, рассказ воспитателя);
  • Наглядный (рассматривание наглядного материала)
  • Стимулирующий (похвала, одобрение);
  • Практический (продуктивный)
  • Игровой (дидактическая игра, динамическая пауза).

16. Конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута воспитанником: подготовиться к познавательном – речевой деятельности.

Цель, которую воспитатель должен достигнуть на данном этапе:способствовать подготовке воспитанников к познавательно – речевой деятельности.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

- развивать у детей интерес к обучению грамоте (звукам и буквам русского алфавита).

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ воспитателя);

-наглядный (демонстрация волшебной книги);

- стимулирующий (похвала, одобрение).

(дети входят в помещение и становятся возле воспитателя)

Воспитатель: Ребята, какой чудесный сегодня день! У меня прекрасное настроение. А у вас?

Дети: И у нас тоже!

Воспитатель: Вот и отлично. Это значит, что сегодня у нас с вами всё получится.

Воспитатель: Кстати, пришла я сегодня к вам не с пустыми руками. Я принесла с собой свою любимую книгу.

(Воспитатель достаёт и показывает детям большую книгу, на которой висит замок).

Книга эта не простая. Она волшебная. А вы, ребята, любите волшебство?

Дети: Да!

2. Мотивационная игра

Цель, которая должна быть достигнута воспитанником: демонстрация ранее полученных знаний.

Цель, которую воспитатель должен достигнуть на данном этапе: Узнать степень и уровень знаний, умений и навыков полученных детьми ранее.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

- вовлечь детей в предлагаемую педагогом ситуацию на игровой основе

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ воспитателя, ответы детей, художественное слово – пальчиковая гимнастика);

-проблемно – поисковый ( открытие замка книги при помощи ранее полученных знаний);

- стимулирующий (похвала, одобрение).

Воспитатель: А волшебниками хотите стать?

Дети: Да!

Воспитатель: Нет ничего проще. (пытается открыть книгу). Вот беда книга закрыта на замок. Нужно его открыть. Скажем дружно волшебные слова:

Тут у нас висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, Покрутили,

Постучали и открыли!

(Вовремя произнесения этих слов дети вместе с воспитателем выполняют определённые движения).

Воспитатель: Что–то не получается. Наверное, нужны другие слова. Ребята, я догадалась, раз занятие у нас сегодня по обучению грамоте, то и замок откроет сила знаний. Скажите, чем отличается буква от звука? 

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим.

Воспитатель: Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные?

Воспитатель: (снимая замок с книги). Вот это, да получилось. Вы настоящие волшебники.

3. Введение в тему занятия.

Основная часть

Цель, которая должна быть достигнута воспитанником: Научится дифференцировать гласные и согласные звуки и различать их на слух;

Цель, которую воспитатель должен достигнуть на данном этапе: Научить воспитанников дифференцировать гласные и согласные звуки и различать их на слух;

Задачи:

- дать представление об особенностях гласных и согласных звуков;

- научить выделять гласные и согласные звуки в начале, середине и в конце слова;

- научить дифференцировать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- развивать фонетический слух;

- совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различие.

Методы и приёмы:

информационно-рецептивный ( появление и рассматривание 3-х феечек обозначающих звуки русского языка),

рассказ воспитателя, напоминание, вопросы, пояснение, ответы детей, художественное слово – отрывок из стихотворения С. Маршака, пальчиковая гимнастика);

- наглядный метод (рассматривание демонстрационного и раздаточного материала);

- игровой (дидактические игры)

- стимулирующий (похвала, одобрение).

Воспитатель: Тогда давайте откроем книгу и начнём.

Три очень милых феечки

Сидели на скамеечке…

(Воспитатель показывает детям 3 кукол – феечек. Одеты куклы в разные одеяния: красное, синее и зелёное).

Воспитатель: Феечки эти не простые они, впрочем, как и все феи – волшебницы. Волшебницы из царства Знание и Умение. Они сегодня будут помогать вам творить волшебство.

Эта феечка в красном любит гласные звуки. Назовите гласные звуки, которые вы знаете.

Дети: [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И].

Воспитатель: А эти феечки в синем и зелёном очень любят согласные звуки. Назовите согласные звуки, которые вы знаете.

Дети: [Д], [Т], [В], [Г], [К], и т.д.

Воспитатель: Молодцы. А теперь скажите мне, ребята, вы догадались, почему феечка, которая любит гласные звуки, одета во всё красное.

Дети: Потому что, гласные звуки обозначают красным цветом.

Воспитатель: Правильно. А феечки, которым нравятся только согласные звуки, почему одеты в синюю и зелёную одежду? И почему их двое?

Дети: Потому что, согласные обозначают, синим и зелёным цветом. Твёрдые – синим цветом, а мягкие – зелёным.

Воспитатель: Всё верно. И вот сегодня мы вместе с нашими гостьями и при помощи волшебной книги научимся отличать гласные звуки от согласных. Твёрдые от мягких. А также узнаем, что согласные бывают звонкие и глухие. Но как, же их различать?! Да очень просто. Гласные звуки можно пропеть, потому что они образуются при помощи голоса и на своём пути не встречают преграды. Давайте споём песенку феи гласных звуков.

(Дети вместе с воспитателем пропевают гласные звуки [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И]).

Очень хорошо. А теперь споём песенку для феечек согласных звуков.

(Дети вместе с воспитателем пытаются пропеть согласные звуки, но у них не получается).

Воспитатель: Что – то песенка не выходит. А всё, потому что, согласные звуки образуются при помощи голоса и шума, а некоторые, только при помощи шума. И всегда произносятся коротко. И на своём пути все согласные звуки встречают преграду: губы, как при произнесении звука [П]. Давайте, попробуем.

(Дети вместе с воспитателем произносят звук [П]).

Воспитатель: Зубы, как при произнесении звука [Ж]. Давайте, попробуем.

(Дети вместе с воспитателем произносят звук [Ж]).

Воспитатель: Какую ещё преграду могут встречать согласные звуки на своём пути?

(Дети делают свои предположения. Если возникают затруднения, то воспитатель помогает).

Воспитатель: Но согласные, как вы уже знаете, бывают твёрдые и мягкие. Как же их нам различать?!

В этом нам помогут наши ушки и умение прислушиваться к себе.

Посмотрите, кто это? (показывает картинку с изображением КИТА).

Дети: Кит.

Воспитатель: Давайте вместе произнесём КИТ.

(Дети вместе с воспитателем произносят слово, выделяя голосом первый звук).

Воспитатель: Слышите, как мягко и нежно звучит этот звук. А это что?(показывает картинку с изображением МАКА).

Дети: МАК.

Воспитатель: Давайте вместе произнесём МАК.

(Дети вместе с воспитателем произносят слово, выделяя голосом первый звук).

Обратите внимание, как твёрдо и уверенно звучит этот звук [М].

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь пройдём к столам и выполним первое задание из волшебной книги.

(Дети садятся за 2 стола 2 мини-группами)

Игра «Поймай звук»

Ребята, сейчас вы возьмёте по 3 волшебные палочки разного цвета а я буду называть вам разные звуки, а вы поднимать палочку с тем цветом, которая соответствует первому звуку в слове. Итак, начнём.

(Дети поднимают палочки, того цвета, который соответствует произнесённому воспитателем звуку. Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением АРБУЗА, МАКА, КИТА, УТКИ, ПЕРА, СТУЛА, ОСТРОВА, ИГРУШЕК, ГАЛСТУКА, ЭСКИМО.

и просит определить первый, а затем и последний звук в слове. Если воспитанники очень быстро справляются с заданием, то воспитатель усложняет задание определением заданного звука в середине слова).

Воспитатель: Отлично! С первым заданием справились. Перелистываем вторую страничку.

(Воспитатель перелистывает страницу книги или предлагает сделать это детям).

Игра «Цветы на полянке»

Воспитатель: Ой, ребята, какие красивые и необычные цветы расцвели в моей волшебной книге. Помогите феям согласных звуков посадить цветы на полянку.

Обратите внимание, вот две полянки. Напомните мне, почему одна полянка синяя, а другая зелёная.

Дети: Потому что, твёрдые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие согласные звуки зелёным цветом.

Воспитатель: Верно. Тогда вы готовы к волшебному превращению этих пустых полянок в цветущие.

(Дети подходят по одному к книге вытаскивают из неё любой цветок, называют громко, тот предмет, который на нём изображено, выделяя голосом первый звук. После этого сажают цветок на полянку. Воспитатель внимательно следит за работой детей и помогает, если возникают трудности).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие красивые цветущие полянки у нас получились. Феечки очень довольны результатом.

Игра «Весёлые звуковые паровозики»

Воспитатель: Наши гостьи очень любят путешествовать на поезде, но садятся они только в тот поезд , пассажиры которого начинаются на их любимый звук.

(Воспитатель перелистывает следующую страницу книги волшебства или предлагает сделать это детям. Достаёт из неё звуковые паровозики, вагончики и слова – картинки. Раздаёт их детям. Или доставать вагончики и паровозики могут сами дети).

Воспитатель: Отгадайте, какие феечки хотят отправиться в путешествие?

Дети: Фея гласных и фея твёрдых согласных звуков.

(Дети выполняют задание. Воспитатель следит за процессом. По завершению игры дети меняются столами и проверяют правильно ли выполнили задание ребята из соседней группы).

4. Динамическая пауза

Воспитатель: А теперь мы отвлечёмся и немного разомнёмся!

Предлагаю вам, ребятки, сделать пальчикам зарядку!

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.

Без пальто глупышка вышел и замёрз он как ледышка.

Что бы пальчики согреть, будем дружно их тереть!

(По окончанию динамической паузы воспитатель перелистывает следующую страницу или предлагает сделать это детям).

Игра «Шапка-невидимка» (« Место звука в слове»)

Воспитатель: Ребята, у феечек есть то, что необходимо каждому волшебнику. И это шапка-невидимка, которая может каждого из вас превратить в любой звук.

(Воспитатель показывает шапки-невидимки: красного, зелёного и синего цвета детям и предлагает поиграть Определить место звука в слове ( начало, середина, конец)).

Воспитатель: Вот мы и дошли до последней странички волшебной книги.

5. Рефлексия

Цель, которая должна быть достигнута воспитанником: закрепление знаний полученных в ходе НОД через продуктивную деятельность и ответы – рассуждения.

Цель, которую воспитатель должен достигнуть на данном этапе: Проверить при помощи вопросов - клише знания детей полученных в ходе НОД.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ воспитателя вопросы воспитателя, ответы-рассуждения воспитанников, художественное слово – волшебные слова);

-наглядный (демонстрация волшебной книги, феечек и конверта с буквами-трафаретами);

- стимулирующий (похвала, одобрение).

- наглядный метод (продуктивная деятельность – изготовления «человечка – звуковичка» методом прикладывания готовых деталей (по принципу игры «Одень бумажную куклу»;

Воспитатель: На этой страничке спрятался конверт. Наверное, он волшебный, как впрочем, и всё сегодня. Давайте его откроем и посмотрим, что в нём лежит.

(воспитатель просит одного из детей открыть конверт и достать шаблоны «человечков – звуковичков». Ребёнок раздаёт по одному образу каждому ребёнку и садится за стол. Воспитатель выкладывает перед детьми одежду (комбинезоны и колпачки красного, синего и зелёного цветов) «человечков – звуковичков»).

Воспитатель: Ребята, наши милые волшебницы предлагают вам одеть этих человечков в одежду того цвета, которая соответствует вашему любимому звуку.

(Дети выполняют задание, а воспитатель следит за процессом и задаёт детям уточняющие вопросы:

-Какой звук ты решил изобразить

- Какой это звук (гласный, согласный, твёрдый или мягкий и т. д.)

Воспитатель:

Если у детей возникают затруднения с ответом на поставленные вопросы, то воспитатель очень Аккуратно и не навязчиво помогает ребёнку в поиске нужных слов для ответа.)

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, Волшебная книга из страны Знание и Умение, а также милые феечки прощаются с вами, но прежде чем они уйдут им очень хочется узнать, чем, же мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Что запомнилось вам больше всего.

Ребята, если вам сегодня было очень легко, то возьми из коробочки изображение ………

Если было трудно, то возьмите…….

А ели сегодня было очень весело, то возьмите из коробочки изображение…

А теперь скажем все вместе волшебные слова:

Книга, книжка

Раз, два, три.

В страну знаний уходи.

(Дети повторяют эти слова за воспитателем, после чего занятие заканчивается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : "Какой бывает транспорт?"

Раскрыть значение транспорта в жизни людей.Сформировать представление детей о разных видах транспорта.Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте.Умение по описанию (загадке) узнавать ...

Конспект занятия "Какие бывают знаки" с использованием интерактивной доски ActivBoard.

Конспект занятия "Какие бывают знаки" с использованием интерактивной доски ActivBoard....

Конспект занятия "Какие бывают дома"

конспект охватывает все 5 образовательных областей...

Конспект занятия: "Какая бывает вода?"

Экологическое воспитание детей. Занятие: "Какая бывает вода?"...

Конспект занятия Какие бывают транспортные средства

Конспект занятия Какие бывают транспортные средства...

Конспект занятия «Какие бывают книги» для старшей группы

Конспект  «Какие бывают книги» для старшей группы Цель: Расширить знания детей о книгах и их назначении. Задачи: 1.Расширять знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении...