Выступление на городском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
познавательно-исследовательской деятельности как эффективном средстве речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gorodskom_seminare.docx | 31.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской семинар-практикум:
«Познавательно-исследовательская деятельность с детьми логопедических групп»
Тема: «Детская лаборатория как форма организации познавательно-исследовательская деятельность с детьми 5-6 лет логопедической группы»
(Слайд 1)
(Слайд 2) фото дети
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
(Слайд 3) текст
Мы оказываем больше внимания на развитие мышления детей, поощряем познавательную инициативу ребенка, детские вопросы, рассуждения, самостоятельные умозаключения, внимательно относимся к любым высказываниям.
«Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя» (Альберт Эйнштейн). Верно заметил.
(Слайд 4) фото деятельность детей
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
(Слайд 5) фото проектов
Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской активности каждого ребенка, в своей работе использую групповые детские исследовательские проекты.
Благодаря проектной деятельности была создана система работы «Детская лаборатория открытий». Основное направление проектов - это экспериментирование и поиск, развитие свободной творческой личности.
(Слайд 6)
Задачи лаборатории:
- Знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- Создавать условия для развития детской активности в разных видах деятельности, поддерживать детскую инициативу и любознательность.
- Объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- Учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
- Обеспечить тесное сотрудничество взрослых и детей.
(Слайд 7, фото с родителями)
(Фото с проектов, мастер классов)
Задачи решаются через реализацию детских мини-проектов. Данная форма работы с детьми помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
(Слайд 8) фото
В нашей группе разработаны и реализованы исследовательски-игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельности.
Такие как:
«Насекомые – братья наши меньшие», в процессе, которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, что любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
(Слайд 9)
Интересен момент создания данного проекта. Все началось с наблюдения за насекомыми на участке детского сада, когда кто – то из детей увидел бегающего на земле муравья. Ребенком была озвучена мысль о том, что муравей потерял свой домик. И тогда дети решили построить муравейник:
Позже это было развито и переросло в центр детской активности «Домик муравья».
(Слайд 10)
В этом же проекте родителями и детьми были созданы первые авторские книжки – малышки о насекомых, проведена детско -родительская выставка поделок из природного материала, детская творческая выставка «Таракашечки – букашечки».
(Слайд 11)
Следующий проект опытно-экспериментальной лаборатории «Ласточкино гнездо» расширил практические знания детей по уходу за растениями в комнатных условиях.
(Слайд 12)
На I подготовительном этапе провели работу по посеву семян.
(Слайд 13)
Следующий этап — исследовательский, заключался в наблюдении за ростом растений. Дети наблюдали за растениями, проводили опыты, эксперименты
(Слайд 14)
Результаты экспериментов фиксировали в дневнике наблюдения.
(Слайд 15,16)
Особое внимание было уделено выращиванию картофеля и лука. Дети были разделены на 2 «научные» подгруппы: одна наблюдала за ростом лука, другая за ростом картофеля.
(Слайд 17,18)
На следующем слайде можно увидеть результаты работы экспериментальной группы по выращиванию картофеля.
(Слайд 19)
Особый интерес детей вызвал исследовательски-игровой проект "Как мед до стола дошел". На первом этапе был создан центр «Пасека деда Панаса», изготовлен «Пасечник» – игровой персонаж, помогающий создать игровую мотивацию, осуществлялся подбор материала для практической игровой деятельности.
(Слайд 20)
Совместно с родителями и детьми создан музей «Пчелы – труженики». В нашем музее было собрано очень много интересного материала – игрушки пчелки, магниты, лото, пазлы, ульи, вертушки, бочонок с медом…, настоящие соты и перга.
(Слайд 21)
На втором этапе – детям давались знания о полезных свойствах меда,дети знакомились с натуральными продуктами пчеловодства, проводили дегустацию разных сортов меда.
(Слайд 22)
С детьми были проведены опыты, по результатам которых они узнали, что в некачественном меде может содержаться крахмал и мел.
(Слайды 23)
Для выявления других примесей возьмем раскаленную проволочку из нержавейки (мы ее нагрели на пламени зажигалки). Затем опустим ее в мёд. Далее, на раскаленной проволоке повисла клейкая масса – это значит перед нами поделка под мед. Если в нашем опыте проволока осталась бы чистой – значит мед был бы натуральный. В исследуемом образце юные «ученые» выявили наличие примесей.
(Слайд 24)
На заключительном этапе проекта была организованна экскурсия с детьми других групп в музей «Пчелы – труженики» и выставки творческих работ: (Слайд 25)
Совместно с родителями и детьми были создана рукописная книга «Если бы я был пчелой»:
(Слайд 26)
Проекта «Домашние животные» послужил хорошей мотивацией для ознакомления детей с разнообразным миром домашних животных и основами ухода за ними.
Совместно с родителями были созданы книги с фотографиями и рассказами о своих питомцах.
(Слайд 27)
Также дети совместно с воспитателями и родителями оформили макет «Деревенское подворье».
(Слайд 28)
Был подготовлен спектакль по русской народной сказке «Репка», где по замыслу воспитателей дети смогли наглядно увидеть и принять участие в том, как домашние животные могут помочь людям.
(Слайд 29)
Так же в проекте приняла участие одна из мам, которая работает в ветеринарной клинике и провела занятие с детьми по правильному уходу за кошкой.
(Слайд 30)
Итогом деятельности «Детской лаборатории» становятся развлечения, мини-музеи, творческие выставки, выступления.
(Слайд 31)
В момент опытов и экспериментов, которые ребенок проводит сам, активируется анализаторы (слух, осязание, обоняние, зрение) для восприятия информации, порог речевых дефектов значительно снижается. Под эмоциями первых открытий, ребенок делится своими ощущениями и впечатлениями.
Один мудрец верно заметил: «Знакомишься с кем-нибудь и видишь красивую дверь с медным номерком и оригинальной ручкой. Толкнешь, а за ней крошечная комната три на два. Поговорил с человеком пять минут и чувствуешь, как тесно в его обществе, как скучно среди полочек..., но бывает наоборот - откроешь обшарпанную дверь, а там вселенная: кометы, планеты, млечный путь... но таких мало…»
Мы, можем сотворить чудо, и сделать так, чтобы в будущем и за красивыми дверями были настоящие звезды, которые озарят нашу жизнь сиянием и блеском своего поисково-творческого вдохновения! Ведь в наших руках самый ценный материал. Дети – наше будущее!
Спасибо за внимание!
Мы каждодневно творим с вами ЧУДО - зажигаем звездочки в душах наших детей, в их вселенной. Чем больше звезд, тем ярче, интереснее будет наш мир. Дороги к другим планетам, мирам будут для нас открыты.
В наших руках самый ценный материал. Дети – наше будущее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»
Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Выступление на городском семинаре-практикуме по обмену опытом между МБДОУ ДС №31 и МАДОУ ДС №29 от 17.11.2022 "Проектирование образовательной деятельности с использованием инклюзивных и здоровьесберегающих современных образовательных технологий"
Тема выступления: Мастер-класс «Дыхательная гимнастика – как одна из форм здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольног...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...
Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения в речи»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.Задачи:1. Познакомит...