Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения в речи»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с актуальностью данной темы и теоретическими аспектами работы в данном направлении.
2. Организовать практическую работу с педагогами по познавательно-исследовательской деятельности, с целью ознакомления их с особенностями организации данной работы с детьми, имеющими ТНР.
3. Познакомить педагогов с методическими рекомендациями, направленными на организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.07 КБ |
![]() | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-эстетическому
направлению развития детей
Семинар-практикум
«Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения в речи»
Подготовила воспитатель: Игнатьева Л.В.
г. Шарыпово, 2019 г.
План семинара-практикума:
-Просмотр фотофильма «Мы исследователи»
-Теоретическая часть
-Практическая часть (практические опыты «Натуральные краски», «Плавающее яйцо», «Обыкновенное чудо», «Рисунки лаком»)
-Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
1)Теоретическая часть.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с актуальностью данной темы и теоретическими аспектами работы в данном направлении.
2. Организовать практическую работу с педагогами по познавательно-исследовательской деятельности, с целью ознакомления их с особенностями организации данной работы с детьми, имеющими ТНР.
3. Познакомить педагогов с методическими рекомендациями, направленными на организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ТНР.
Актуальность
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с актуальностью данной темы и теоретическими аспектами работы в данном направлении.
2. Организовать практическую работу с педагогами по познавательно-исследовательской деятельности, с целью ознакомления их с особенностями организации данной работы с детьми, имеющими ТНР.
3. Познакомить педагогов с методическими рекомендациями, направленными на организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ТНР.
Задачи в работе с детьми:
- Формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности, желание познавать новое.
- Учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, определять проблему, делать выводы.
- Учить детей четко следовать инструкциям, соблюдать технику безопасности при организации опытно-экспериментальной деятельности.
- Развивать у детей внимание, память, мышление, воображение.
- Развивать у детей все стороны речи.
- Воспитывать у детей умение договариваться, работать в группе, доводить начатое дело до конца, проявлять уважение к мнению сверстников.
2) Практическая часть.
Опыт №1 «Обыкновенное чудо»
Этапы экспериментирования.
1. Налить полстакана воды, добавить краски и помешать ложкой.
2. Налить 4 столовых ложки растительного масла в банку и медленно 4 столовых ложки окрашенной воды.
3. Медленно добавить 4 столовых ложки сахарного сиропа. (затем смотреть, что будет происходить)
Вывод: В банке получилось три слоя жидкости.
Масло легче, чем вода, поэтому оно плавает на верху, сироп тяжелее,чем вода и масло, поэтому он опустился на дно.
Опыт №2 «Плавающее яйцо»
Этапы экспериментирования.
Наполнить банку до половины пресной теплой водой.
Опустить в банку сырое яйцо (оно утонуло)
Добавить в банку 2 ложки соли.
Положить в банку тоже самое яйцо (если в банке достаточно соли, то яйцо не утонет)
Вывод: Яйцо всплывает в солёной воде из-за плотности воды. Плотность яйца больше плотности пресной воды, поэтому в ней оно тонет.
Опыт №3 «Натуральные краски»
Этапы экспериментирования.
1. Заварить чай в одну чашку, а кофе в другую.
2. Дать остыть напиткам.
3. Разрезать лимон пополам, выжать сок и вылить в стакан.
4. Вытащить пакетики, окунуть в жидкость кисть и нарисовать на бумаге голову и туловище крокодила, чебурашки. Дорисовать длинный хвост, пару ног с когтями. Пусть чай высохнет. Пятна,зубы, когти рисуем кофе, а белой краской глаза, обвести крокодила фломастером.
Вывод: Крепкий чай можно использовать как краску, он содержит вещество под названием танин, которое придаёт чаю коричневый цвет. В крепком кофе ещё больше этого вещества, поэтому оставляет пятна ещё темнее. А лимонный сок –это природный натуральный отбеливатель. Он осветляет краску.
Опыт №4 «Рисунки лаком»
Этапы эксперимента.
1. Налить холодную воду в ёмкость с большой площадью поверхности.
2. Капнуть лак для ногтей на поверхность воды.
3. Капнуть лак другого цвета, далее другого и так далее.
4. Зубочисткой рисуем рисунок.
5. Опустить в воду предметы, которые хотим покрасить.
Вывод: Лак легче воды. Не смешивается в холодной воде, не растворяется.
Методические рекомендации по организации исследованию активности детей с речевыми нарушениями.
Таким образом, возможно, говорить о необходимости целенаправленного обучения по формированию исследовательской активности дошкольников. Использование в рамках коррекции исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные процессы и речь ребенка. В процессе исследовательской деятельности ребенок вынужден давать отчет об увиденном, делать самостоятельные выводы, что, несомненно, стимулирует развитие речи. Также происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. К исследовательской деятельности относятся следующие формы работы : решение проблемных ситуаций, наблюдение, опыт, экспериментирование, экскурсия, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игра-опыт, чтение познавательной литературы, сравнения и обобщения. Следовательно, специально-организованное обучение вырабатывает у детей умения сравнивать, анализировать и обобщать, тем самым развивает речь ребенка, способствует усвоению детьми новых знаний, выработке умений коротко, логично отвечать на поставленный вопрос, слушать других участников
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План семинара-практикума Просмотр фотофильма «Мы исследователи» Теоретическая часть Практическая часть(практические опыты «Натуральные краски», «Плавающее яйцо», «Обыкновенное чудо», «Рисунки лаком») Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.
Поймали воздух в пакет Воздух в мыльных пузырях
Опыты с воздушными шарами
Исследование снега на прогулке
Исследование снега в группе
Опыт с цветным снегом и льдом
Исследование почвы
Теоретическая часть Цель : повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Задачи : 1. Познакомить педагогов с актуальностью данной темы и теоретическими аспектами работы в данном направлении. 2. Организовать практическую работу с педагогами по познавательно-исследовательской деятельности, с целью ознакомления их с особенностями организации данной работы с детьми, имеющими ТНР. 3. Познакомить педагогов с методическими рекомендациями, направленными на организацию познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ТНР.
Актуальность В современном мире от человека требуется не только владеть знаниями, но и уметь их добывать, оперировать, мыслить самостоятельно и творчески. Готовность и способность исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним является самостоятельной ценностью. Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его личностного, творческого, познавательного и социального развития. Важно добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. За последние годы все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания. С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи». Исследовательская деятельность стимулирует познавательную инициативность ребенка, которая связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой их самостоятельности. То, что он найдет и откроет в ходе собственной активной деятельности, поиска и исследования, покажется ему более убедительным, чем то, о чем ему расскажут. У детей с нарушениями речи имеется ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих процессы исследовательской деятельности и в целом их социальную адаптацию. У детей с речевыми нарушениями наблюдается слабо выраженная познавательная потребность, отмечается низкий уровень любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, наиболее ярко проявляющаяся в неумении видеть проблему и задавать вопросы . Для дошкольников указанной категории должна осуществляться целенаправленная коррекция, так как их развитие идет успешнее , если детей с нарушениями речи учат рассуждать вслух, Словами воспроизводить ход мыслей и называть полученный результат.
Цель в работе с детьми: Задачи в работе с детьми: Формировать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности, желание познавать новое. Учить детей сравнивать, анализировать, обобщать, определять проблему, делать выводы. Учить детей четко следовать инструкциям, соблюдать технику безопасности при организации опытно-экспериментальной деятельности. Развивать у детей внимание, память, мышление, воображение. Развивать у детей все стороны речи. Воспитывать у детей умение договариваться, работать в группе, доводить начатое дело до конца, проявлять уважение к мнению сверстников.
Практическая часть: Опыт №1«Обыкновенное чудо» Этапы экспериментирования. 1.Налить полстакана воды, добавить краски и помешать ложкой. 2.Налить 4 столовых ложки растительного масла в банку и медленно 4 столовых ложки окрашенной воды. 3.Медленно добавить 4 столовых ложки сахарного сиропа.(затем смотреть, что будет происходить) Вывод: В банке получилось три слоя жидкости. Масло легче, чем вода, поэтому оно плавает на верху, сироп тяжелее ,чем вода и масло, поэтому он опустился на дно.
Опыт №2 «Плавающее яйцо» Этапы экспериментирования. Наполнить банку до половины пресной теплой водой. Опустить в банку сырое яйцо (оно утонуло) Добавить в банку 2 ложки соли. Положить в банку тоже самое яйцо (если в банке достаточно соли, то яйцо не утонет) Вывод: Яйцо всплывает в солёной воде из-за плотности воды. Плотность яйца больше плотности пресной воды, поэтому в ней оно тонет.
Опыт №3 «Натуральные краски» Этапы экспериментирования. 1.Заварить чай в одну чашку, а кофе в другую. 2.Дать остыть напиткам. 3.Разрезать лимон пополам, выжать сок и вылить в стакан. 4.Вытащить пакетики, окунуть в жидкость кисть и нарисовать на бумаге голову и туловище крокодила, чебурашки. Дорисовать длинный хвост, пару ног с когтями. Пусть чай высохнет . Пятна ,зубы, когти рисуем кофе, а белой краской глаза, обвести крокодила фломастером. Вывод: Крепкий чай можно использовать как краску, он содержит вещество под названием танин, которое придаёт чаю коричневый цвет. В крепком кофе ещё больше этого вещества, поэтому оставляет пятна ещё темнее .А лимонный сок –это природный натуральный отбеливатель .Он осветляет краску.
Опыт №4 «Рисунки лаком» Этапы эксперимента. 1.Налить холодную воду в ёмкость с большой площадью поверхности. 2.Капнуть лак для ногтей на поверхность воды. 3.Капнуть лак другого цвета, далее другого и так далее. 4.Зубочисткой рисуем рисунок. 5.Опустить в воду предметы, которые хотим покрасить. Вывод: Лак легче воды. Не смешивается в холодной воде, не растворяется.
Методические рекомендации по организации исследованию активности детей с речевыми нарушениями . Таким образом, возможно, говорить о необходимости целенаправленного обучения по формированию исследовательской активности дошкольников. Использование в рамках коррекции исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные процессы и речь ребенка. В процессе исследовательской деятельности ребенок вынужден давать отчет об увиденном, делать самостоятельные выводы, что, несомненно, стимулирует развитие речи. Также происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения. К исследовательской деятельности относятся следующие формы работы : решение проблемных ситуаций, наблюдение, опыт, экспериментирование, экскурсия, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игра-опыт, чтение познавательной литературы, сравнения и обобщения. Следовательно, специально-организованное обучение вырабатывает у детей умения сравнивать, анализировать и обобщать, тем самым развивает речь ребенка, способствует усвоению детьми новых знаний, выработке умений коротко, логично отвечать на поставленный вопрос, слушать других участников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-191691-1445860010.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/30/picture-808410-1472579491.jpg)
"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"
Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-670255-1463507100.jpg)
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи
Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-425955-1395826374.png)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1165066-1569936893.jpg)
Семинар-практикум по теме«Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушение в речи»
Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-660175-1441033917.jpg)
Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен...