Сценарий коррекционно - развивающего занятия. Тема: "Учимся понимать и передавать эмоции"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Цель занятия: расширение и совершенствование представлений детей о эмоциональнх состояниях.
Задачи:
1. Закреплять умения самостоятельно выражать радость.
2. Учить понимать эмоциональное состояние другого человека.
3. Расширять представления об эмоциях (грустно-весело) путём сравнения .
4.Развивать умения передовать эмоциональное состояние через различные выразительные средства.
5.Воспитывать умение сопереживать, чувсво единства, сплочённости и уверенности в себе.
Занятие начинается с ритуала и создание проблемной ситуации"Спаси птенца". Дети оценивают своё доброе дело положительной эмоцией -радостью. В сюрпризном моменте малыши помогают дедушке Гному веселят его игрой на музыкальных инструментах (колокольчик, ложки, погремушки). Заканчивается занятие выкладыванием мозаики картинки радости и сюрпризным моментом от дедушки Гнома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_timonovoy.docx | 141.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Сорочинский городской округ Оренбургской области
СЦЕНАРИЙ
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
во второй младшей группе
ТЕМА: «Учимся понимать и передавать эмоции».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнила: | Тимонова Наталья Васильевна Педагог-психолог ГДО МАОУ «СОШ № 7» |
2017 год.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 2 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 4 |
III. | Список литературы | 8 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы занятия «Учимся понимать и передавать эмоции».
Способствуют развитию эмоций, повышению самооценки детей сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.
Важную роль в процессе общения играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребёнок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства порождает скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого человека- причина страха, отчуждённости, враждебности. Эмоции – первые помощники в общении.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание | ||||
1. | Доминирующая образовательная область | Социально-коммуникативное развитие | |||
2. | Вид деятельности детей | игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, музыкальная (музыкально-ритмические движения). | |||
| |||||
1. | Тема образовательной деятельности | Учимся понимать и передавать эмоции. | |||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | 1.Ритуал встречи. 2. Игра «Спаси птенца». 3.Сюрпризный момент (дедушка гном). 4.Игра с бубенчиками. 5.Игра «Найди предмет». 6. Игра на музыкальных инструментах и выполнение танцевальных движений . 7.Игра « Грустно – весело». 8. Выкладывание на магнитных досках изображения (цветок, улыбку и т.д.). 9.Прощальный ритуал. | |||
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое развитие – введение новых слов грустный, печальный, расстроенный, огорчённый, радостный, счастливый, весёлый.
Социально-коммуникативное развитие: диалог, беседа (ответы на вопросы). Физическое развитие (музыкально-ритмические движения). | |||
4. | Возрастная группа: | Дети 3-4 лет | |||
5. | Цель: | Расширение и совершенствование представлений детей о эмоциональных состояниях. | |||
6. | Задачи: | ||||
6.1 | Закреплять умение самостоятельно выражать радость; | ||||
6.2 | Учить понимать эмоциональное состояние другого человека; | ||||
6.3 | Расширять представления об эмоциях (грустно-весело) путём сравнения; | ||||
6.4 | Развивать умение передавать эмоциональное состояние через различные выразительные средства; | ||||
6.5 | Воспитывать умение сопереживать, чувство единства, сплоченности и уверенности в себе. | ||||
7. | Планируемые результаты: | ||||
7.1 | Умеют сопереживать. | ||||
7.2 | Понимают эмоциональное состояние другого ребёнка | ||||
7.3 | Различают эмоции грустно, весело. | ||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Игрушки (дудочка, бубенчик, машина); музыкальные инструменты (бубны, ложки, колокольчики, погремушки) картинки с изображением грустных и весёлых детей; мольберты, магнитные доски, цветные магниты, шкатулка, колпаки ( по количеству детей); музыкальное сопровождение. | |||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Беседы на темы: «Когда бывает весело?», «Когда бывает грустно?»; рассказывание историй на темы: «Хорошее настроение», «плохое настроение»; дидактическая игра «Кукла весёлая и грустная»; развивающие игры «Я и животное», «Мама и детёныш», «Облака», «Наседка и цыплята», чтение сказки «Умка»; прослушивание музыкальных произведений В. Шаинского «Улыбка», П.И. Чайковского «Новая кукла»,»Болезнь куклы» | |||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||||
I. | Вводная часть | Ритуал: Дети входят в зал и становятся к круг. Педагог –психолог. Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Я начну первая. Здравствуй Дима! Я очень рада тебя видеть! Я возьму Диму за руку. А теперь Дима повернётся к своему другу, стоящему рядом, и сделает тоже самое. Каждый ребёнок приветствует рядом стоящего друга. Молодцы! Давайте поднимем руки вверх, вот так. (Показывает) Дети в нашей группе Девочки и мальчики. Пусть соединяются Их маленькие пальчики! Замечательно! Мы вместе! Опустите руки. | 3 мин. | ||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | А сейчас мы поиграем в игру «Спаси птенца» Звучит музыкальное сопровождение «Подснежник» П.И. Чайковского. Ребята, представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Как можно согреть его? Вытяните руки вперёд ладонями вверх, согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё прилетит к вам. Помашите ему и скажите: « Досвидание» | |||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Ребята посмотрите на меня внимательно. Педагог – психолог улыбается. Как вы думаете, я грустная? А может я сердитая? Или я весёлая, радостная? Дети отвечают. Как вы думаете чему я радуюсь? Дети отвечают. Я рада тому, что вы помогли птенцам, отогрели их. Они взмахнули крылышками и полетели к солнышку. Порадуйтесь вместе со мной. Покажите как вы умеете радоваться. Дети показывают | |||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Ребята подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Что мы там увидели? Вот какие мы весёлые и радостные! | |||
II. | Основная часть: | 10 мин. | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Сюрпризный момент : Раздаётся оханье и входит грустный дедушка гном. Ребята посмотрите кто к нам пришёл ? Дети отвечают Какое настроение у гнома? Правильно грустный – прегрустный. Давайте подойдём к нему и спросим, что с ним случилось? Дети: Дедушка Гном, почему ты такой грустный, невесёлый, печальный. Гном. Я волшебную шапочку потерял. Педагог –психолог. Что же мы будем делать ребята? Бедный дедушка Гном такой грустный, вот- вот заплачет. Нам жалко дедушку. Дети отвечают. Подойдём к нему поближе, присядем на корточки, погорюем вместе с ним. Ой горе какое- потерять шапочку. А как мы дедушку Гнома пожалеем? Ребёнок. Я положу руку на плечо и постою рядом. Я поглажу его по спине. Я обниму дедушку. Гном плачет. Педагог – психолог. Ничего не получается. А может развеселим его? Дети . Мы позвоним в бубенчики и улыбнёмся ему. Дети выполняют. Педагог – психолог. Всё равно дедушка грустит. Что же нам ещё сделать? 1-й ребёнок. Я подарю ему машинку. Гном нехотя катает машинку. 2-й ребёнок .А я дудочку подарю. Гном издаёт грустный звук на дудочке. Педагог – психолог. Ничего у нас не получается. Дедушка Гном огорчается из-за того, что шапочку потерял. Давайте её поищем. | |||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Игра «Найди предмет» Звучит музыкальное сопровождение. Дети ходят по залу, ищут шапочку. Кто находит отдаёт её Гному. Дедушка гном радуется, смеётся, прыгает на одной ножке. Гном. Вот радость то какая! Спасибо ребята! Утешили! Развеселили! И я хочу радость подарить. Мы сейчас превратимся в маленьких гномиков ( надевает все детям колпачки), будем играть на моих инструментах и танцевать. Дети подходят к столу с музыкальными инструментами. Под музыкальное сопровождение дети берут колокольчики, звенят ими и поют вместе. Ты звени звоночек тише, Чтоб тебя никто не слышал. А теперь звени звонок Чтобы каждый слышать мог. Дети прыгают, затем берут ложки, постукивают ими друг о друга поют все вместе Зазвучали тихо ложки, А потом сильнее, Даже птичкам за окошком Стало веселее. Дети берут в руки погремушки, звенят ими и поют. Погремушки, заиграйте Весело и громко И оркестру подарите Голосок свой звонкий. Дети кружатся. Затем, взяв в руки бубны, стучат ими и поют. Вот и бубны застучали Барабанным маршем. Веселее сразу стало Нам с оркестром нашим Кружатся парами. Гном. Спасибо, дети, что нашли мою волшебную шапочку, развеселили меня весёлой музыкой, задорными танцами так, что даже я, старик, плясать вместе с вами пошёл. За это чуда я вас обязательно отблагодарю – поиграю с вами. Игра называется « Грустно – весело», а играть мы будем так: покажу весёлую картинку – будем хлопать в ладоши. Покажу грустную- будем топать ногами и плакать. Проводиться игра « Грустно – весело» после игры Гном хвалит детей. Педагог – психолог. А теперь дедушка гном, сядь отдошни, а мы тебе покажем, как умеем складывать, изображать картинки «Радость». А создавать мы будем не красками не карандашами, а волшебными магнитами. Ребята подойдите к мольберту и изобразите радость так, как вы умеете. Под песню «Где водятся волшебники» (муз. М Минкова, сл. Энтина) дети выкладывают на магнитных досках изображения: цветы, бабочку, улыбку, игрушку, дом, радугу, гусеницу и др.) Дедушка Гном, понравились тебе наши картинки? Гном. Очень понравились! Ах, какие картинки весёлые! Дети всё знают, всё умеют. Из-за спины Гном оказывает шкатулку Ребята посмотрите и скажите что это такое? Дети отвечают Ох и это они знают. И я старик, знаю, что маленькие детки любят конфетки. (достаёт из шкатулки одну конфетку) Но они не простые, а волшебные. Педагог – психолог. Не верим, дедушка Гном, не бывает волшебных конфет. Гном. Тогда проверим: как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете дарить людям радость, веселье, добро. Хотите? Дети отвечают.Гном раздает конфеты под песню «Где водяться волшебники» (муз М Минкова, сл. Ю Энтина.)
| |||
III. | Заключительная часть | 2 мин. | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Педагог – психолог. Съели конфеты? А теперь давайте подарим гостям наши добрые пожелания. Вы теперь волшебники и все ваши пожелания обязательно исполняться Дети Пусть у всех будет дом! Пусть никто не болеет! Пусть все будут красивыми! Пусть все живут хорошо! Пусть всегда поют птицы! Пусть у всех будут друзья! Пусть у всех будет обед! Пусть все будут счастливы! Педагог – психолог. А вы гости хотите отведать наших волшебных конфет? Ребята угостите волшебными конфетами гостей, чтобы они стали волшебниками и смогли дарить другим людям радость, улыбки, веселье, добро. Под музыку дети дарят конфеты гостям. Ребята подойдите все ко мне, пожалуйста. Все мы дружные ребята, Мы ребята- дошколята, Никого не обижаем, Как заботиться мы знаем. Никого в беде не бросим, Не отнимем, а попросим Пусть всем будет хорошо, Будет радостно светло! На этом наше интересное мероприятие заканчивается. Спасибо всем за внимание. Дети прощаются с гостями и уходят вместе с дедушкой Гномом. | |||
IV. | Дальнейшая разработка темы | ||||
4.1 | Занятие изобразительной деятельностью | Предложить самостоятельно придумать и нарисовать цветок, радость, грусть. Оказать индивидуальную помощь в процессе рисовании (в свободном порядке). | |||
4.2 | Чтение, обыгрывание и заучивание стихов, познавательно-этические беседы. | Чтение сказок, заучивание стихов отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, познавательно - этические беседы «Как можно узнать настроение человека?», «Как можно пожалеть». | В режимных моментах. |
Список литературы.
Алябъева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками, 2-е издание М. 2009
КрюковаС. В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. М.1999
Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников М., 1999.
Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первухина И.М. Тропинка к своему Я. М. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего возраста «Страх темноты»
Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми 4-5 летФорма работы: подгрупповая (5-6 человек)...
Сценарий коррекционно-развивающего занятия «Верь в себя – и ты победишь!»
middot; расширять представления детей об эмоции «страх»;· учить понимать свои чувства и чувства ...
Сценарий коррекционно-развивающего занятия "Путешествие на планету Голубая звезда"
middot; Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;· Развитие паралингвистических средств общен...
Коррекционно-развивающее занятие для средней группы "Изучаем наши эмоции и способы правильно их выражать"
Мною были разработаны и реализованы ряд занятий с использованием сказкотерапии, направленные на снижение уровня агрессивности детей 3-4 лет. Представляю занятие как опыт работы в данном направлении....
Цикл коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников «Мир детских эмоций»
Знакомство детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния....
Коррекционно - развивающее занятие педагога - психолога "Путешествие в страну эмоций и настроений" для детей старшего дошкольного возраста
Коррекционно - развивающее занятие педагога - психолога, направленное на развитие умения определять и выражать свои эмоции и настроения....
Конспект коррекционно-развивающего занятия " в средней группе "В мире эмоций. Радость"
Конспект коррекционно-развивающего занятия "В мире эмоций. Радость"...