СИПР(Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ).
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему

Шатило Елена Владимировна

Программа реабилитации ребенка с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr.individualnaya_programma_reabilitatsii_rebenka_s_ovz.docx120.57 КБ

Предварительный просмотр:

 

Индивидуальная программа реабилитации.

Программа:

1. Адаптация программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» авт. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

2. Адаптация программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Научно-исследовательский институт дефектологии АПН  СССР.

3. Адаптация программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие Ступеньки» авт. М. Питерси, Р. Трилор.

4. Адаптация программы «Каролина» Н. Джонсон-Мартин, С. Аттермиер.

5.Никольская О.С., Баенская Е.Р. Либлинг М.М. «Аутичный ребенок : пути помощи».

ФИО ребенка_______________________________________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________________________________________

Специалист_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

№  п/п

Содержание

Срок

1.

Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Формирование навыка самостоятельной и аккуратной еды:

1) учить пить из чашки с помощью взрослого;

2) учить самостоятельно брать в руку и есть пищу (галеты, фрукты и т.п.);

3) учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое;

4) учить пить самостоятельно;

5) учить есть ложкой, не теряя содержимое;

6) учить пить через соломинку;

7) учить пользоваться во время еды вилкой и ложкой;

8) формировать умение пользоваться салфеткой.

Формирование навыка раздевания и одевания:

1) учить понимать названия предметов одежды, относящихся к  формируемым  навыкам;

2) учить снимать:

- носки,

- варежки,

- шапку, шарф,

- кофту (расстегнутую),

- штаны;

3)  учить помогать  взрослому  одевать (раздевать) себя соответствующими движениями рук и ног;

4) учить надевать:

- шапку,

- штаны,

- кофту.

5) учить расстегивать крупные пуговицы;

6) учить пользоваться носовым платком;

7) учить проверять свой внешний вид перед зеркалом, устранять недостатки;

8) учить пользоваться стулом при одевании и раздевании;

9) учить вешать одежду на стул, вешалку;

10) учить благодарить педагога за оказанную помощь.

Воспитание навыков опрятности:

1) учить показывать жестами необходимость посещения туалета;

2) учить самостоятельно приспускать штаны, трусы;

3) учить самостоятельно (при помощи взрослого) садиться на унитаз (горшок);

4) учить использовать по назначению туалетную бумагу;

5) учить под руководством взрослого спускать воду;

6) учить не выходить из туалета со спущенными штанами;

7) учить засучивать рукава без закатывания;

8) учить мыть руки после посещения туалета;

9) учить пользоваться своим полотенцем (самостоятельно вытирать руки насухо)

В течение года

2.

Формирование предметно-практической деятельности.

1) способствовать фиксации взгляда на предметно-манипулятивную деятельность педагога;

2) учить протягивать руку за предлагаемым педагогом предметом;

3) учить ребенка брать и отдавать предмет по просьбе педагога, сопровождаемой жестом;

4) учить смотреть в сторону руки, предмета и зрительно контролировать движение руки к предмету;

- учить выполнять простое действие с предметом;

- учить выполнять серию действий с предметами в определенном порядке;

 5) способствовать формированию действий с предметами фиксированного назначения:

- учить простейшим операциям с предметом:

  • при непосредственном участии педагога,
  • подражательным действиям,
  • самостоятельно.

5) учить подражательным действиям с предметом (со сменой вида действия).

В течение года

3.

Формирование навыков социально-бытовой ориентировки.

1) учить жесту, обозначающему себя

2) способствовать обогащению жизненного опыта ребенка:

- познакомить с предметами ближайшего окружения, их свойствами и назначением (тема «Кухня», тема «Электроприборы»).

- способствовать умению наводить порядок на рабочем месте, в вещах,  в игровой комнате;

-способствовать формированию умения понимать скрытые свойства и зависимости между предметами.

3) способствовать  формированию норм социального поведения:

- содействовать формированию желания помогать  окружающим;

- стремиться к формированию самостоятельности у детей;

- способствовать формированию личностных и социальных  качеств характера ребенка (аккуратность, опрятность, отзывчивость, трудолюбие, самостоятельность).

В течение года

4.

Формирование навыков мелкой моторики ( тактильная интеграция).

Учить следить глазами за перемещающимся предметом.

Учить фокусировать взгляд на мелких предметах:

1) учить спокойно реагировать на прикосновение холодного, горячего, шершавого, гладкого предметов;

2) учить спокойно реагировать на прикосновение гладкого предмета и побуждать к самостоятельному проведению по предмету руками;

3) учить спокойно реагировать на прикосновение шершавого предмета и побуждать к самостоятельному проведению по предмету руками;

4) учить исследовать пальцами предметы, разные на ощупь;

5) учить манипулировать предметами, находящимися в тазу с водой;

6) учить находить предметы, спрятанные в сыпучем материале;

7) учить играть с мягкими на ощупь материалами (тесто, пальчиковые краски, бумажные салфетки);

8) учить размазывать мягкие материалы;

9) учить размазывать плотные материалы. 

Формирование навыков общей моторики

1) учить протягивать руку за предлагаемым педагогом предметом;

2) учить утвердительному жесту головой;

3) учить отрицательному жесту головой;

4) учить указательному жесту рукой.

В течение года

5.

Формирование продуктивной деятельности

Рисование

1) учить оставлять следы на сыпучих материалах кистью руки:

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

2) учить оставлять следы на листе бумаги при помощи пальчиковых красок:

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

3) учить оставлять следы на бумаге с помощью пишущего инструмента (пастель, мел, сангина, уголь, карандаш, маркер, кисть):

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

4) учить рисовать каракули на бумаге:

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

5) учить проводить вертикальную линию (линии):

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

6) учить проводить горизонтальную линию (линии):

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

7) учить переходить от каракулей к линии (линиям):

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

Работа  бумагой

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно

1) учить сминать лист бумаги;

2) учить разглаживать смятый лист бумаги;

3) учить надрывать, разрывать лист бумаги.

Работа с бросовым материалом

  • при непосредственном участии педагога,
  • по подражанию педагогу,
  • самостоятельно.

1) вата

2) ватные диски

3) шнур

В течение года

6.

Формирование игровой деятельности

1) способствовать возникновению интереса у ребенка к игровой деятельности;

2) учить наблюдать за предметно-игровыми действиями педагога;

3) учить использовать игрушки по назначению;

4) учить понимать игровой бытовой сюжет;

5) способствовать умению выполнять простейшие игровые действия:

-учить детей играть с куклой:

  • обыгрывать приготовление еды для куклы, кормление куклы, укачивание куклы, укладывание куклы спать, сажание и высаживание куклы из коляски, катание куклы в коляске.

- учить детей играть с машиной:

  • возить по комнате, катать в машине игрушки, возить в машине кубики, загружать и выгружать кубики из машины самостоятельно.

6) учить ребенка по просьбе взрослого производить знакомые игровые действия;

7) воспитывать бережное отношение к игрушкам.

В течение года

7.

Формирование мышления

Создавать предпосылки для формирования предметно-действенного мышления:

1) формировать у детей целенаправленное действие с предметами и картинками (подбор и сортировка):

- учить подбирать предметы к образцу без вариантов;

- учить подбирать предметы к образцу (2 варианта);

- учить подбирать к картинкам соответствующие предметы (2 варианта);

- учить подбирать картинки к образцу (2 варианта);

- учить подбирать картинки к образцу (4 варианта);

- учить подбирать к картинкам соответствующие предметы (4 варианта);

- учить подбирать к картинкам соответствующие карточки (лото);

-учить раскладывать карточки по соответствующим картинкам.

2)  формировать у детей целенаправленное действие с предметами и картинками (подбор, сортировка и отбор):

- учить подбирать к образцу фигуру определенной формы (3 варианта);

- учить подбирать к образцу фигуру определенного цвета (2 варианта);

- учить подбирать к образцу предметы 4-х разных цветов (2 варианта);

- учить выбирать из 3-х разных форм одну;

- учить подбирать к образцу предметы определенного цвета (4 варианта);

- учить составлять цветовые комбинации из 4-х кубиков (с опорой на образец);

- учить сортировать предметы по величине (2 варианта);

- учить сортировать предметы по форме (3 варианта);

- учить сортировать предметы по категориям (2 варианта);

- учить объединять предметы в пары по функциональному признаку;

- учить выбирать из предложенных 4-х цветов один;

- учить сортировать предметы по цвету.

В течение года

8.

Речевое развитие

Побуждать к речевому общению.

1.Способствовать развитию понимания речи.

Формировать учебное поведение:

-формировать умение слушать и концентрировать внимание на словах педагога;

-формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые инструкции;

-формировать умение выбирать из разных предметов , действий, названные педагогом;

Учить понимать указательный жест; жест отрицания; жест утверждения.

Учить использовать указательный жест; жест отрицания; жест утверждения.

Формировать умение реагировать на грамматические особенности: распознавать в речи частицу «не».

2.Развитие экспрессивной речи:

-содействовать возникновению:

-- изолированных звуков;

--вокализации;

--звукоподражания (2 звука);

--звукоподражание (3 звука)

3.Развитие артикуляционного праксиса:

-статические упражнения;

-динамические упражнения;

-мимические упражнения

4.Преодоление гиперсаливации:

-способствовать формированию умения глотать слюну с запрокинутой головой , в нормальном положении, подсасывать с сомкнутыми губами

-точечный массаж

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированн...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)

Индивидуальная программа реабилитации ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)...

Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида

Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...

Комплексная программа реабилитации ребенка, оставшегося без попечительства родителей

Комплексная программа реабилитации ребенка, оставшегося без попечительства родителей...

Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида

Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...