Непосредственная образовательная деятельность: "Общение бывает разным".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Грызлова Анна Владимировна

Возможность общаться - это привилегия человека. Без общения личность не может развиваться. Общение предполагает взаимодействие и взаимопонимание собеседников. Вступая в контакт, мы ставим перед собой определённую цель. Если коммуникативное намерение (цель) отсутствует, общение не получается, оно будет не эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_obshchenie_byvaet_raznym.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

(средняя группа): «Общение бывает разным».

Составила учитель-логопед Грызлова А.В.

Цель:

  1. знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – когда собеседники видят друг друга; дистантным – когда собеседники разделены пространством или пространством и временем. У коммуникантов есть некий посредник: телефон, письмо, книга, радио, телевизор, газета и т.д.; устным – письменным);
  2. показываем, что может быть «посредником», с помощью чего можно общаться на расстоянии;
  3. обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении;
  4. продолжаем знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации прощания;
  5. использование потенциальных возможностей ребёнка в совершенствовании устной речи.

Оборудование:

  • изображение мальчика Пети, вырезанного из картона;
  • картинки, с изображением разного вида общения, нарисованного на ватмане;
  • нарисованные на ватмане фонарь, верёвка, нож, компас, карандаши, краски, тетрадь, карта, носки, спальный мешок, телефон, рупор, радиоприёмник, ноутбук, свисток;
  • железный ключ.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

   Логопед: «Ребята, давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто к нам сегодня опять пришёл в гости?»

   Дети: «Мальчик Петя».

   Логопед: «А что он любит больше всего делать?»
  Дети: «Он любит путешествовать».

   Логопед: «Правильно. И сегодня он отправляется в своё следующее путешествие».

  1. Основная часть.

     1.  Вспоминаем.

   Логопед: «Ребята, посмотрите на картинку и скажите, куда направляется наш друг Петя?»

   Дети: «Петя отправляется в путешествие».

   Логопед: «Правильно. А что нам помогло угадать, что он куда-то собрался идти?»

   Дети: «Стрелочки, которые указывают путь. Рюкзак за спиной».

   Логопед: «Молодцы. А теперь посмотрите на два первых рисунка. Что Петя хочет сказать? Какова цель его общения?»

   Дети: «Петя хочет сообщить, что он отправляется в путешествие».

   Логопед: «Правильно. А если бы его не отпускали родные, то какую бы цель Петя преследовал?»

  Дети: «Он бы постарался убедить близких».

  Логопед: «Ребята, а можно ли не предупреждать родителей о том, где ты находишься?»

   Дети: «Родителей, взрослых всегда надо предупреждать, где мы играем во время прогулки, чтобы они не волновались».

     2.  Узнаём новое.

   Логопед: «Теперь мы с вами видим, что сообщить какую-либо информацию можно по-разному. А именно как, расскажите мне».

   Дети: «На 1-м рисунке - Петя пишет записку, на 2-м - сообщает по телефону, на 3-м - говорит об этом папе, на 4-м - Петя сообщает соседу и передаёт ключ».

   Логопед: «Ребята, а во всех ситуациях Петя видит своего собеседника?»

   Дети: «Нет. Когда Петя пишет записку и говорит по телефону, он не видит собеседника».

Логопед: «Правильно ли поступает Петя, когда, передавая ключ, не смотрит на собеседника.

   Дети: «Нет! Мальчик поступает невежливо. Общаясь, нужно всегда смотреть на собеседника, а не в сторону».

   Логопед: «Ребята, попробуйте правильно, вежливо обратиться к соседу
с просьбой передать ключ родителям». (Это может быть и любой другой предмет, можно обратиться с просьбой передать его не только родителям, а кому-нибудь еще.)

   Ребёнок 1: «Будьте любезны, возьмите ключ».

   Ребёнок 2: «Спасибо. Пожалуйста, возьми ключ».

   Ребёнок 3: «Спасибо. Не откажите в просьбе, возьмите ключ».

   Ребёнок 4: «Спасибо. Не могли бы вы взять ключ».

   Ребёнок 5: «Спасибо. Будьте добры, возьмите ключ».

   Ребёнок 6: «Спасибо. Не затруднит ли вас взять этот ключ».

   Ребёнок 7: «Спасибо. Прошу вас, возьмите ключ».

   Логопед: «Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием! А скажите мне, Петя только говорит, сообщая о своём путешествии?»

   Дети: «Нет, он еще и пишет записку».

   Логопед: «Правильно, значит, общаться можно не только устно (поясним значение слова «устный» - от «уста»), но и письменно (записка, письмо, рисунок).

  • Ребята, в каком случае общаться легче: когда вы видите или не видите собеседника. Почему вы так думаете?

   Дети: «Общаться легче в том случае, если мы видим собеседника, потому что в беседе важна реакция слушателя, которая помогает нам ориентироваться в ситуации».

   Логопед: «Молодцы. Ну, вот наш друг Петя отправился в путешествие, давайте ему скажем до свидания, но каждый скажет это по-разному».

(дети говорят «до свидания» разными способами – до свидания, пока, прощай, до встречи, всего хорошего, всего доброго, до скорой встречи).

  1. Физминутка.

Только в лес мы зашли,                           Ходьба с подниманием рук вверх

Появились комары.                                  и  опусканием вниз, хлопки.

Руки вверх – один комар.

Руки вниз – другой комар.

Дальше по лесу шагаем                           Ходьба на внешней стороне ступни

И медведя мы встречаем.                        с покачиванием влево вправо.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

Вдруг мы видим у куста –                       Наклон вперёд, коснулись руками

Выпал птенчик из гнезда.                        пола, выпрямиться, поднять руки

Тихо птенчика берём                               вверх.

И в гнездо его кладём.

И дальше идём!

Перед нами луг широкий,                         Руки расправили в стороны.

А над нами лес высокий.                           Руки подняли наверх.

А над нами сосны, ели                              Качаем руками вправо, влево.

Головами зашумели.

Грянул гром …                                           Хлопок в ладоши.

Побежали быстро в дом!                          Садимся на свои места на стульчики.

4.  Коммуникативная игра.

   Логопед: «Посмотрите внимательно на эту картинку. На ней нарисованы разные предметы, некоторые из них помогут Пете в пути. Скажите, что может ему пригодиться и объясните как».

(дети с мест отвечают на заданный вопрос).

   Логопед: «А сейчас - трудный вопрос. Есть ли среди этих предметов такие, которые помогут вам общаться? Постарайтесь представить себе Петино далекое путешествие».

   Примерные ответы детей:

А) Фонарик может понадобиться для передачи сигнала в темноте. Карандаш и тетрадь - для письма, записки.

Б) Краски, тетрадь - для рисунка.

В) Радиоприемник - чтобы слушать новости, сводку погоды; вам могут по радио передать привет и т.д.

       IV.    Итог.        

   Логопед: «Итак, ребята, как же вы будете сообщать о каком-либо своем
намерении другому? Как мы с вами можем общаться?»

   Дети: «Устно, письменно; по телефону, через кого- то, с помощью рисунка, записки».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Камешки бывают разные» (2 младшая группа)

Задачи образовательных областей:«Познание»Сенсорное развитие детей;Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;Формирование элементарных математических предст...

Краткосрочная образовательная практика "Горки бывают разные"

Краткосрочная образовательная практика ориентирована на детей 3-4 лет. На данной практике в игровой форме дети отрабатывают элементарные навыки конструирования: строят горки из разных материалов (дере...

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Такие разные осенние листья»

Какое замечательное и красивое время года – осень. Какие яркие, эмоциональные, живые впечатления можно получить, любуясь красотой осеннего леса, чувство тоски вызывает мелкий осенний дождь, а ка...

Сценарий образовательной деятельности «Солдаты бывают разные» Старший дошкольный возраст

Сценарий образовательной деятельности «Солдаты бывают разные»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми разно-возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет (подготовительная подгруппа детей) по художественно-эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Русская матр

Цель: продолжать формировать  у детей патриотические чувства, любви к Родине; расширять их знания о матрешке, как о символе России; продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике ...