Непосредственная образовательная деятельность: "Общение бывает разным".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему
Возможность общаться - это привилегия человека. Без общения личность не может развиваться. Общение предполагает взаимодействие и взаимопонимание собеседников. Вступая в контакт, мы ставим перед собой определённую цель. Если коммуникативное намерение (цель) отсутствует, общение не получается, оно будет не эффективным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_obshchenie_byvaet_raznym.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
(средняя группа): «Общение бывает разным».
Составила учитель-логопед Грызлова А.В.
Цель:
- знакомим дошкольников с некоторыми видами общения (контактным – когда собеседники видят друг друга; дистантным – когда собеседники разделены пространством или пространством и временем. У коммуникантов есть некий посредник: телефон, письмо, книга, радио, телевизор, газета и т.д.; устным – письменным);
- показываем, что может быть «посредником», с помощью чего можно общаться на расстоянии;
- обращаем внимание детей на визуальный контакт при контактном общении;
- продолжаем знакомить дошкольников с формулами речевого этикета в ситуации прощания;
- использование потенциальных возможностей ребёнка в совершенствовании устной речи.
Оборудование:
- изображение мальчика Пети, вырезанного из картона;
- картинки, с изображением разного вида общения, нарисованного на ватмане;
- нарисованные на ватмане фонарь, верёвка, нож, компас, карандаши, краски, тетрадь, карта, носки, спальный мешок, телефон, рупор, радиоприёмник, ноутбук, свисток;
- железный ключ.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед: «Ребята, давайте сядем на стульчики и посмотрим, кто к нам сегодня опять пришёл в гости?»
Дети: «Мальчик Петя».
Логопед: «А что он любит больше всего делать?»
Дети: «Он любит путешествовать».
Логопед: «Правильно. И сегодня он отправляется в своё следующее путешествие».
- Основная часть.
1. Вспоминаем.
Логопед: «Ребята, посмотрите на картинку и скажите, куда направляется наш друг Петя?»
Дети: «Петя отправляется в путешествие».
Логопед: «Правильно. А что нам помогло угадать, что он куда-то собрался идти?»
Дети: «Стрелочки, которые указывают путь. Рюкзак за спиной».
Логопед: «Молодцы. А теперь посмотрите на два первых рисунка. Что Петя хочет сказать? Какова цель его общения?»
Дети: «Петя хочет сообщить, что он отправляется в путешествие».
Логопед: «Правильно. А если бы его не отпускали родные, то какую бы цель Петя преследовал?»
Дети: «Он бы постарался убедить близких».
Логопед: «Ребята, а можно ли не предупреждать родителей о том, где ты находишься?»
Дети: «Родителей, взрослых всегда надо предупреждать, где мы играем во время прогулки, чтобы они не волновались».
2. Узнаём новое.
Логопед: «Теперь мы с вами видим, что сообщить какую-либо информацию можно по-разному. А именно как, расскажите мне».
Дети: «На 1-м рисунке - Петя пишет записку, на 2-м - сообщает по телефону, на 3-м - говорит об этом папе, на 4-м - Петя сообщает соседу и передаёт ключ».
Логопед: «Ребята, а во всех ситуациях Петя видит своего собеседника?»
Дети: «Нет. Когда Петя пишет записку и говорит по телефону, он не видит собеседника».
Логопед: «Правильно ли поступает Петя, когда, передавая ключ, не смотрит на собеседника.
Дети: «Нет! Мальчик поступает невежливо. Общаясь, нужно всегда смотреть на собеседника, а не в сторону».
Логопед: «Ребята, попробуйте правильно, вежливо обратиться к соседу
с просьбой передать ключ родителям». (Это может быть и любой другой предмет, можно обратиться с просьбой передать его не только родителям, а кому-нибудь еще.)
Ребёнок 1: «Будьте любезны, возьмите ключ».
Ребёнок 2: «Спасибо. Пожалуйста, возьми ключ».
Ребёнок 3: «Спасибо. Не откажите в просьбе, возьмите ключ».
Ребёнок 4: «Спасибо. Не могли бы вы взять ключ».
Ребёнок 5: «Спасибо. Будьте добры, возьмите ключ».
Ребёнок 6: «Спасибо. Не затруднит ли вас взять этот ключ».
Ребёнок 7: «Спасибо. Прошу вас, возьмите ключ».
Логопед: «Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием! А скажите мне, Петя только говорит, сообщая о своём путешествии?»
Дети: «Нет, он еще и пишет записку».
Логопед: «Правильно, значит, общаться можно не только устно (поясним значение слова «устный» - от «уста»), но и письменно (записка, письмо, рисунок).
- Ребята, в каком случае общаться легче: когда вы видите или не видите собеседника. Почему вы так думаете?
Дети: «Общаться легче в том случае, если мы видим собеседника, потому что в беседе важна реакция слушателя, которая помогает нам ориентироваться в ситуации».
Логопед: «Молодцы. Ну, вот наш друг Петя отправился в путешествие, давайте ему скажем до свидания, но каждый скажет это по-разному».
(дети говорят «до свидания» разными способами – до свидания, пока, прощай, до встречи, всего хорошего, всего доброго, до скорой встречи).
- Физминутка.
Только в лес мы зашли, Ходьба с подниманием рук вверх
Появились комары. и опусканием вниз, хлопки.
Руки вверх – один комар.
Руки вниз – другой комар.
Дальше по лесу шагаем Ходьба на внешней стороне ступни
И медведя мы встречаем. с покачиванием влево вправо.
Руки за голову кладём
И вразвалочку идём.
Вдруг мы видим у куста – Наклон вперёд, коснулись руками
Выпал птенчик из гнезда. пола, выпрямиться, поднять руки
Тихо птенчика берём вверх.
И в гнездо его кладём.
И дальше идём!
Перед нами луг широкий, Руки расправили в стороны.
А над нами лес высокий. Руки подняли наверх.
А над нами сосны, ели Качаем руками вправо, влево.
Головами зашумели.
Грянул гром … Хлопок в ладоши.
Побежали быстро в дом! Садимся на свои места на стульчики.
4. Коммуникативная игра.
Логопед: «Посмотрите внимательно на эту картинку. На ней нарисованы разные предметы, некоторые из них помогут Пете в пути. Скажите, что может ему пригодиться и объясните как».
(дети с мест отвечают на заданный вопрос).
Логопед: «А сейчас - трудный вопрос. Есть ли среди этих предметов такие, которые помогут вам общаться? Постарайтесь представить себе Петино далекое путешествие».
Примерные ответы детей:
А) Фонарик может понадобиться для передачи сигнала в темноте. Карандаш и тетрадь - для письма, записки.
Б) Краски, тетрадь - для рисунка.
В) Радиоприемник - чтобы слушать новости, сводку погоды; вам могут по радио передать привет и т.д.
IV. Итог.
Логопед: «Итак, ребята, как же вы будете сообщать о каком-либо своем
намерении другому? Как мы с вами можем общаться?»
Дети: «Устно, письменно; по телефону, через кого- то, с помощью рисунка, записки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Камешки бывают разные» (2 младшая группа)
Задачи образовательных областей:«Познание»Сенсорное развитие детей;Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;Формирование элементарных математических предст...
Краткосрочная образовательная практика "Горки бывают разные"
Краткосрочная образовательная практика ориентирована на детей 3-4 лет. На данной практике в игровой форме дети отрабатывают элементарные навыки конструирования: строят горки из разных материалов (дере...
Конспект непосредственно образовательной деятельности тема: «Такие разные осенние листья»
Какое замечательное и красивое время года – осень. Какие яркие, эмоциональные, живые впечатления можно получить, любуясь красотой осеннего леса, чувство тоски вызывает мелкий осенний дождь, а ка...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Все мы разные, но живем на одной планете".
Занятие, посвященное дню толлерантности"!...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Какой бывает транспорт" для детей второй младшей группа
Конспект НОД "Какой бывает транспорт" для детей второй младшей группы...
Сценарий образовательной деятельности «Солдаты бывают разные» Старший дошкольный возраст
Сценарий образовательной деятельности «Солдаты бывают разные»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми разно-возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет (подготовительная подгруппа детей) по художественно-эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Русская матр
Цель: продолжать формировать у детей патриотические чувства, любви к Родине; расширять их знания о матрешке, как о символе России; продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике ...