Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми разно-возрастной группы общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет (подготовительная подгруппа детей) по художественно-эстетическому развитию. Аппликация на тему: «Русская матр
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ситникова Наталья Сергеевна

Цель: продолжать формировать  у детей патриотические чувства, любви к Родине; расширять их знания о матрешке, как о символе России; продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать формировать у детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;

Закреплять навыки работы с шаблонами;

Закреплять умение правильно подобрать цвет.

Развивающие:  

Развивать наглядно-образное восприятие;

Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;

Развивать художественный вкус, чувство композиции.

Воспитательные:

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

 Воспитывать аккуратность в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_matreshka_1.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛОТИННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД, ФИЛИАЛ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 189»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы   общеразвивающей направленности для детей от 2 до 7 лет

(подготовительная подгруппа детей)

 по художественно-эстетическому развитию.

 Аппликация на тему: «Русская матрешка»

Выполнила:

 воспитатель высшей квалификационной

 категории Ситникова Н.С.

2024 год

Цель: продолжать формировать  у детей патриотические чувства, любви к Родине; расширять их знания о матрешке, как о символе России; продолжить формировать навыки самостоятельной работы в технике “аппликация”, используя традиционные и нетрадиционные материалы.

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать формировать у детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России;

Закреплять навыки работы с шаблонами;

Закреплять умение правильно подобрать цвет.

Развивающие:        

Развивать наглядно-образное восприятие;

Развивать память, мелкую моторику, мышление, творческие способности;

Развивать художественный вкус, чувство композиции.

Воспитательные:

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, народным игрушкам.

 Воспитывать аккуратность в работе.

Приоритетная образовательная область (области): познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Демонстрационный материал: деревянная кукла Матрешка, презентация «Электронное письмо», презентация «История русской матрешки», алгоритм выполнения аппликации.

Материалы и оборудование : мультимедийный проектор, деревянная кукла Матрешка, презентации, фетр, картоншаблоны туловища и лица Матрешки, клей, ножницы, листы цветной бумаги, пайетки, мелкие бумажные детали (цветочки, кружки и т.д.).

Предварительная работа: рассматривание разных видов матрешек: Семеновской, Полхов-Майданской, Загорской (Сергиево-Посадской); беседы с дошкольниками о появлении матрешки, о творчестве русских народных мастеров; рисование матрешек; загадывание загадок о матрешках; чтение стихов о матрешках; прослушивание русской народной музыки.
                                                         

Ход занятия

I. Организационный момент

- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

II. Основная часть

Раздается звук доставки электронного письма.

- Ребята, а что это за звук? (ответы детей)

- Как Вы думает, кто его нам прислал? (ответы детей)

- А хотите узнать, что в письме?  (ответы детей)

- Тогда, давайте, его откроем! (открываем письмо-презентацию)

«Дорогие ребята, вам пишет письмо добрый волшебник. Я сейчас нахожусь в дальних странах. Здесь нуждаются в моей помощи!  Собирался я сюда долго да только сувениры забыл с собой взять. Не могли бы вы мне помочь, прислать сувениры жителям дальних стран».

- Ребята, поможем доброму волшебнику? (ответы детей)

- Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей большой стране России, тоже есть свой сувенир. Может Вы знаете какой? (ответы детей)

Если дети затрудняются назвать сувенир, тогда воспитатель загадывает загадку:

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Эта Русская…………МАТРЁШКА.

- Правильно, это матрешки. Посмотрите, какие они красивые. (поднимаем платок, под которым спрятаны Матрёшки)

- А что это за кукла? (ответы детей)

- Чем она отличается от других кукол? (ответы детей) 

- Первая матрешка состояла из восьми кукол.

-  Из чего сделаны Матрешки? (ответы детей)

- А Вы знаете, когда в России появились матрешки? (ответы детей)

- А хотите узнать? (ответы детей)

Беседа об истоках развития промысла.

Существует такая легенда. Богатый купец привёз из Японии фигурку к себе в подмосковную усадьбу в село Абрамцево. Японская игрушка была с секретом. В старичке Фукуруму пряталась вся его семья (слайд 1) Однажды к купцу приехали гости, и хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная фигурка заинтересовала художника Сергея Малютина. Он решил сделать нечто подобное. Японскую игрушку он повторять не стал.  (слайд 2) Сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке, переодел в русский сарафан, а чтобы она выглядела интересней, пририсовал ей в ручки чёрного петуха.

Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.  Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских Василию Звездочкину.  И назвал Матрёшкой.

Как вы думаете, почему так названа Матрёшка? (слайд 3)

Имя Матрёна тогда было широко распространено отсюда и название. Почему так одета. Девушки тех лет носили такие наряды. Матрёшка символизирует образ русской девушки. 

Матрешка стала символом исконной русской культуры и самым традиционным сувениром из России. Вот сколько матрешек на разный вкус продается. (слайд 4)

Вот  Загорская матрешка  (слайд 5) двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу), две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.

А Семеновской матрешке (слайд 6) мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.

Полхов-майданские матрешки (слайд 7) самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.

Видите, какие матрешки все разные.

- Как Вы думаете, хороший сувенир отправится в дальние страны? Будем делать Матрешек? (ответы детей) 

Ребята, давайте  попробуем представить  себя в роли мастеров и изготовить свою матрешку. 

Прежде чем приступить к работе мы немного разомнёмся.

Физминутка:

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

III. Практическая часть

- А теперь, посмотрите, что и зачем мы будем делать. (Открываем алгоритм выполнения аппликации).

Перед детьми лежат шаблоны матрешек из белого картона, листы цветного картона, цветная бумага.

 Детям предлагается:

  • Обрисовать на цветном картоне шаблон матрешки, вырезать;
  • Обрисовать на белом квадрате шаблон лица Матрёшки (лицо), вырезать и наклеить на свою Матрешку;
  • Украсить матрешку (используя пайетки, блестки, цветочки или кружочки из цветной бумаги);
  • Сделать большой цветок на переднике матрешки (для этого у вас есть   лепестки и наклеить серединку из бумаги или половинки бусины)
  • Нарисовать матрешке лицо (цветными карандашами или фломастерами).

Кто закончил работу несите ее на нашу выставочную доску. Какие замечательные матрешки у нас получились.

Давайте полюбуемся ими все вместе и попробуем оценить работу.

   - А какая из матрешек Вам понравилась больше всего, не считая вашей? (ответы детей) 

- Мне Ваши очень понравились, они веселые и добрые.

Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.

Сейчас наши матрешки подсохнут, мы их положим в конверт и отправим доброму волшебнику, а он подарит их своим новым друзьям, жителям дальних стран.

Подведение итогов

Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

-Почему матрёшку так назвали? (Имя Матрёна)

-Почему её изображали в сарафане, в платочке, с цветами в руках? (она символизировала русскую девушку)

— Как появилась матрёшка? (Её выполнили похожей на китайскую игрушку Фукуруму)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. «Мир профессий».

План - конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Подготовила воспитатель Семенова Г.П. Тема: «Мир...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности (образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируе

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Программные задачи:закрепить з...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Познание» В группе общеразвивающей направленности 5-6 лет Тема: «За околицей»

Тема: «За околицей»Цель: формирование у детей представление о жизни и быте своего народа в определенные исторические моменты и создание условий для  развития  творческого потенци...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке в средней группе общеразвивающей направленности на тему «Друзья ёжика». 2021 год (видео)

Цель: -формирование у детей творческих способностей через интеграцию разных видов искусства.Задачи:Образовательные: учить размазывать пластилин по всему готовому шаблону, самостоятельно находить и при...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в средней группе общеразвивающей направленности "Чтение сказки "Федорино горе"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» Цель: знакомство детей с произведением К. И. Чуковско...