Формирование графических навыков у детей с ЗПР дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике

Материал предназначен для учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskie_navyki.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает  несоответствие уровня психического развития  возрасту ребенка, которое преодолевается с возрастом, и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания ребенка. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. Учителя  начальной школы  отмечают, что наибольшие трудности  в первом классе вызывает обучение письму  у детей с ЗПР.

В своей работе мы чаще всего встречаемся   с двумя формами задержки психического развития. А именно:

·        ЗПР соматогенного генеза, обусловленная наличием у ребенка соматических заболеваний. Дети с такой формой задержки очень часто болеют и их развитие идет крайне медленно.

·        ЗПР церебрально-органического генеза, обусловленная органическим повреждением головного мозга ребенка. Дети с такой формой задержки очень трудно усваивают новую информацию и их развитие идет тоже медленными темпами.

Эти  дети обладают следующими специфическими особенностями развития:

·         Нарушение формирования общезначимых школьных навыков;

·        Незрелость Эмоционально-волевой сферы;

·        Своеобразное поведение;

·        Системное нарушение всех сторон речевой деятельности;

·        Недоразвитие ВПФ;

·                         Недостаточная сформированность познавательной деятельности

Эти особенности развития затрудняют формирование  элементарного письма.. Работая с такими детьми и постоянно наблюдая, мы обнаружили,  ряд специфических закономерностей. Среди таких закономерностей  можно выделить:

-замедление приема и переработки сенсорной информации  и недоразвитие зрительно-пространственной функции;

-импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость;

-недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

-отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;

-снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

-недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания);

-общее снижение мотивации деятельности.

Наиболее важным является формирование графических навыков как основной части работы по подготовки руки ребенка с ЗПР к письму на занятиях логопеда и дефектолога.

Низкий уровень развития графического навыка  приводит  к возникновению следующих проблем при обучении письму:

  •  Низкий темп письма.-
  • Неровная, «дрожащая» линия.
  •  «Угловатое» письмо, трудности в написании овалов.
  •  Слишком сильный нажим.
  •  Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
  •  Несоблюдение размера графических элементов.
  •  Большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо.

Для того чтобы дети успешно освоили  рисование, штриховку, у них должны быть сформированы предпосылки графической деятельности. Среди таких предпосылок  мы  выделяем  следующие:

  • мелкая моторика –способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, достаточная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев;
  • зрительно-моторная координация – способность согласовывать движения руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  •  чувство ритма – ритмическое движение под музыку, счет, способность подражать чужому ритму и поддерживать свой собственный ритм;
  • общая моторная зрелость – необходима для формирования усидчивости, способности поддерживать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание – умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и переключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления – чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размеров и пропорций.

Перед началом работы было проведено диагностическое обследование уровня развития графических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

.

Далее  были определены цель и задачи  работы.

Цель: формирование графических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1)     Формирование базы предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

2)     Развитие навыка рисования вертикальных и горизонтальных линий.

3)     Развитие навыка рисования прямых линий в разных направлениях.

4)     Развитие навыка рисования кривых и спиралеобразных линий.

5)     Развитие навыка рисования ритмичных циклических линий: ломаных, волнистых, дугообразных и петлевидных линий.

6)     Развитие навыка рисования параллельных линий.

7)     Формирование умения наносить штриховку в разных направлениях.

8)     Развитие ориентирования на листе бумаги.

9)     Развитие тонкой моторики кисти руки и зрительно-двигательной координации.

10)Формирование у детей интереса к рисованию.

11)Развитие творческих способностей.

12)Воспитание усидчивости, желание доводить дело до логического

Разработали методические рекомендации для воспитателей по обучению графическим умениям и навыкам детей с ЗПР:

-   перед выполнением графического задания

  • у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.
  • необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.

-    при выполнении графических заданий необходимо

  •  следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.
  • следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.

-     длительность графического упражнения не должна превышать 4-5 минут.

-   при формировании нового графического навыка нужно соблюдать определенную последовательность действий (мотивация, пассивные движения, имитационные движения в воздухе, самостоятельное выполнение графического упражнения, беседа по результатам работы).

-    после выполнения графического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.

Система коррекционно-педагогической работы по формированию графических умений и навыков состоит из трех блоков:

1)     Специально организованные коррекционные занятия по развитию графических навыков и умений.

2)     Комплекс графических упражнений, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.

3)     Комплекс графических упражнений для родителей.

   Первоначально мы используем нелинованную бумагу и отрабатываем ритмичные круговые движения рук, имеющие широкий размах. Постепенно уменьшаем размах движений.    

В 6-7 лет мы обучаем наших дошколят  следующим видам штриховки:

прямые вертикальные штрихи (сверху вниз),

горизонтальные (слева направо),

наклонные,

 клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити),

полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д., крупными петельками.

 Мы используем  специальные игры и упражнения для развития графического навыка и мелкой моторики рук.

1. Рисование

  • по точкам,

В этом упражнении мы просим  соединить точки согласно инструкции под рисунком, при этом обращаем внимание на то, что карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист фиксируется и его положение не изменяется.

  •  по контурам,

В этом упражнении даем следующую инструкцию –  соедини  точки для того, чтобы получился завершенный рисунок.

  •  по клеточкам.
  • Мы просим  ребенка продолжить узор по заданному образцу.

  • закончить рисунок по клеточкам.

  • по заданному образцу нарисовать рисунок на листе бумаги в клеточку.

2. Рисование линий:

  • Прямые дорожки,

Игровое задание малыша  заключается в том, чтобы провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаш от бумаги.

  •  Фигурные дорожки.
  • А здесь ребенку нужно провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При прохождении дорожки  нужно стараться как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линий. Как и в предыдущем задании, карандаш не должен отрываться от бумаги и лист во время выполнения задания не переворачивается.

  • Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не отрывается и лист бумаги не переворачивается.

3. Выполнение штриховок:

 

При выполнении силуэтных штриховок , мы  просим скопировать рисунок, выполняя штриховку по заданному образцу.

А при штриховки элементов картинки ребенок заштриховывает элементы картинок в соответствии с инструкциями под рисунками. При этом штриховки выполняются по следующим правилам: линии ведутся сверху вниз или слева направо, ровно, без пробелов и не выезжая за контур элемента рисунка.

4. Графический диктант.

При диктовке мы делаем достаточно  длительные паузы и помогаем исправлять допущенные ошибки.  В дальнейшем  контроль мы убираем.

Результаты работы.

Таким образом,  у детей появились значительные  положительные результаты:

-они научились рисовать разнообразные линии и штриховать в разных направлениях.

-у них сформировалась база предметно-практических образов, отражающих разнообразные явления действительности.

-у них значительно улучшилась тонкая моторика кисти руки и зрительно-моторная координация.

-они стали более усидчивыми, внимательными, научились доводить работу до логического конца.

-у них стали развиваться творческие способности.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика

Выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

1. Ладони поочередно ударяют о край стола.

2. Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

3. По очереди пальцы загибаются сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

4. Обе ладони лежат на столе. Затем поочередно одна сжимается в кулак, другая распрямляется.

5. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

6. Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх, выполняются круговые движения большими пальцами.

7. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

8. Руки вытягиваются вперед, пальцы растопыриваются, как можно сильнее напрягаются, а затем расслабляются, руки опускают и слегка трясут ими.

9. На раз – подушечки пальцев поджимаются к верхней части ладони, на два – пальцы быстро выпрямляются и растопыриваются.

10. Предплечье вертикально, ладонь находится под прямым углом, все пальцы прижаты. Вращение кистями от себя и к себе.

11. Руки вытягиваются ладонями вперед, пальцы сплетаются, затем их поднимают вверх и тянутся как можно выше.

12. Ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца правой руки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый. Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы – последние.

13. Руки сжимают в кулачки, вытягивают вверх большие пальцы, сгибают и разгибают их. Такое же упражнение делают со всеми остальными пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

14. Руки ставятся на край стола и превращаются в пятипалых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к краю стола, передвигая пальцами, как ножками.

15. Ладони ставятся вертикально друг против друга: правая распрямлена, а левая образует щепотку и упирается в правую ладонь. Затем ладони меняются местами.

16. Обе ладони лежат на столе. Правая вниз, левая вверх. По команде ладони меняются местами: правая вверх, левая вниз.

17. Руки сжимают в локтях, держа кисти рук перед лицом. Сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки.

18. Пальцы сплетаются, ладони соединяются и стискиваются как можно сильнее. Потом руки опускают и слегка трясут ими.

19. Кисти рук держат над столом и по очереди слегка ударяют каждым пальцем о стол.

20. Ладони поставлены вертикально друг другу и сомкнуты. Затем ладони размыкаются.

21. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

22. Ладони обеих рук прижаты и поставлены на ребро. Затем ладони кладутся ровно на стол.

23. Руки сжимают в кулачок, вытягивают большой палец вверх и начинают вращать им сначала в одну, затем в другую сторону. То же самое делают с другими пальцами: указательным, средним, безымянным, мизинцем.

24. Опустив локти, упираются подушечками указательного и среднего пальцев в край парты и нажимают на нее, выгибая пальцы.

25. Ладони на себя, все пальцы, кроме больших, переплетены, большие выставлены вверх. Затем ладони разводятся от себя и вниз с выгибом – образуют горку.

26. Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты в замок. Затем пальцы распрямляются и вновь сжимаются в замок.

27. Руки сжимают в кулачки, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают резать ими воображаемую бумагу.

28. Руки сцепляют в замок и тянут в разные стороны.

29. Сцепляют большие пальцы и тянут руки в разные стороны. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

30. Пальцы вместе, ладони слегка согнуты горкой, правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняются местами.

31. Ладони обеих рук поставлены на ребро. Ладони по команде поочередно шагают влево – вправо.

32. Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе. Хлопают кончиками больших пальцев. То же – для указательных, средних, безымянных, мизинцев.

33. Ударяют правой рукой по столу. Раскрывают ладонь. Ударяют левой рукой по столу. Раскрывают ладонь. Ударяют обеими руками по столу. Раскрывают обе ладони.

34. Левая ладонь – вертикально вверх, к ее нижней части приставляется кулачок. Затем положение рук меняется.

35. Руки – на столе, пальцы переплетены и выгнуты горкой. В том же положении ладони ставятся на ребро. Затем ладони кладутся на стол тыльной стороной вниз.

36. Правая рука сжимается в кулачок, большой палец вытягивается, нажимает на ладонь левой руки и делает вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой. То же делают для других пальцев: указательного, среднего, безымянного, мизинца.

37. Упражнение выполняют стоя. Ребенок кладет ладони на стол пальцами вперед и переносит вес тела как можно дальше вперед, оставляя руки прямыми. При этом напрягаются запястья.

38. Ладони складываются вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

39. Правую руку сгибают в локте, поворачивают ладонью вверх и левой рукой отгибают вниз пальцы правой руки, выгибая правое запястье. Затем то же самое проделывают левой рукой.

40. Поочередно пригибают пальцы к ладошке, начиная с большого. Затем поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

41. Пальцы сжаты в кулачок, выдвинуты указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед, медленно шевелить пальцами.

42. Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

Театр теней

Комната, в которой проводится игра, затемняется. Источник света (настольная лампа) освещает экран или светлую стену на расстоянии 3–4 метра. Между экраном и источником света, на расстоянии 1,5–2 метра от экрана производятся движения руками, от которых падает тень на освещенный экран. Исполнители должны располагаться так, чтобы на экране отражалась тень только от кистей рук. Теневая игра сопровождается короткими диалогами, сценками.

Возможные положения рук

1. Орел. 2. Собачка. 3. Рыбка. 4. Человек. 5. Тигр. 6. Гусь. 7. Волк. 8. Заяц.

Упражнения, облегчающие написание букв (по Т.В. Фадеевой)

1. Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала на правой руке, затем на левой. Упражнение повторяют в обратном порядке.

2. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

3. Ребенок зажимает ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца.

4. На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем так же по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

5. Зажать ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола.

6. Один конец ручки зажать средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вложить ручку в правую руку и т.д.

7. Представить, что в руках находится мячик и делать движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Графические диктанты (по М.С. Заикину и Е.И. Синициной)

Выполняются на бумаге в клеточку под диктовку взрослого. Ребенка просят нарисовать:

1. Две клетки влево, две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вниз, две клетки вправо, две клетки вверх, две клетки влево.

2. Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо.

3. Одна клетка влево, четыре клетки вверх, три клетки вправо, четыре клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз.

4. Одна клетка влево, три клетки вверх, две клетки влево, одна клетка вверх, пять клеток вправо, одна клетка вниз, две клетки влево, три клетки вниз.

5. Одна клетка вниз, пять клеток вправо, одна клетка вверх, пять клеток влево, три клетки вверх, пять клеток вправо, три клетки вниз.

6. Четыре клетки вверх, две клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка влево, одна клетка вниз, две клетки влево.

7. Одна клетка вверх, четыре клетки вправо, четыре клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки вправо, одна клетка вниз, девять клеток влево.

8. Одна клетка вправо, семь клеток вверх, одна клетка вправо, пять клеток вниз, три клетки вправо, пять клеток вверх, одна клетка вправо, семь клеток вниз, одна клетка вправо.

9. Четыре клетки вверх, одна клетка вправо, три клетки вниз, пять клеток вправо, три клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, семь клеток влево.

10. Пять клеток вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, пять клеток вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, две клетки вниз, три клетки влево.

11. Одна клетка вверх, три клетки вправо, одна клетка вверх, три клетки вправо, одна клетка вниз, три клетки вправо, одна клетка вниз, три клетки влево, одна клетка вниз, три клетки влево, одна клетка вверх, три клетки влево.

12. Две клетки вверх, две клетки влево, две клетки вверх, шесть клеток вправо, две клетки вниз, две клетки влево, две клетки вниз, две клетки влево.

13. Две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок влево вниз, две клетки наискосок влево вверх.

14. Четыре клетки вниз, две клетки наискосок влево вверх, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок влево вниз.

15. Две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вниз, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вверх, одна клетка наискосок вправо вверх, одна клетка наискосок вправо вниз, две клетки вниз.

16. Две клетки вверх, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вниз, две клетки вправо, две клетки наискосок влево вверх, одна клетка наискосок вправо вверх, одна клетка наискосок вправо вниз, две клетки вниз, одна клетка наискосок влево вниз, одна клетка наискосок влево вверх.

17. Две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз.

18. Две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки вверх, двенадцать клеток влево, две клетки вниз, двенадцать клеток вправо.

19. Четыре клетки вправо, две клетки наискосок влево вверх, две клетки наискосок влево вниз, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки вправо, две клетки наискосок вправо вверх, две клетки наискосок вправо вниз, две клетки наискосок влево вниз, две клетки наискосок влево вверх, четыре клетки вправо.

20. Четыре клетки вправо, четыре клетки вниз, четыре клетки влево, четыре клетки вверх, две клетки наискосок влево вниз, четыре клетки наискосок вправо вниз, четыре клетки наискосок вправо вверх, четыре клетки наискосок влево вверх, две клетки наискосок влево вниз.

21. Четыре клетки вниз, шесть клеток вправо, четыре клетки вверх, три клетки наискосок влево вниз, три клетки наискосок влево вверх, три клетки наискосок вправо вверх, три клетки наискосок вправо вниз.

22. Пять клеток вправо, пять клеток вверх, одна клетка влево, три клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вниз, одна клетка влево, три клетки вверх, одна клетка влево, пять клеток вниз.

23. Пять клеток вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево, четыре клетки вниз, две клетки вправо, пять клеток вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево, двенадцать клеток вниз, одна клетка вправо, одна клетка вниз, пять клеток влево, три клетки вниз, две клетки влево, одна клетка вверх, одна клетка вправо, три клетки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, четыре клетки влево, одна клетка вверх, четыре клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка влево, три клетки вверх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей старших дошкольников...

Проект: «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста»

Проект «Влияние здоровьесберегающих технологий на формирование графического навыка у детей старшего дошкольного возраста» разработан на основании  ФГОС в области дошкольного воспитания.При разраб...

Рабочая программа по формированию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

  Данная программа позволяет повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных  навыков у детей с ОНР....

ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ.

Дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, испытывают  большие  трудности  при  овладении графическими навыками, и  это  значительно осложняет начальный этап их о...

Консультация для родителей "Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"

Консультация для родителей"Использование занимательных упражнений и дидактических игр в процессе формирования грамматических навыков у детей раннего и дошкольного возраста"...