Консультация на тему "Особенности формирования графических навыков у детей с нарушением когнитивных функций"
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

Важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей является дошкольный возраст. В этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также для дальнейшего обучения в школе.

В настоящее время у дошкольников наблюдаются проблемы в обучении, нарушения психомоторного и психического развития. Часто отмечается нарушение или снижение когнитивных функций, задержка психического развития. Данные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире.Работа по формированию графических навыков и умений – одна из важных задач коррекционно-образовательной работы с детьми с задержкой психического развития, нарушениями когнитивных функций

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ

«ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ»

Подготовила учитель-дефектолог

Повалюхина И.А.

Важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей является дошкольный возраст. В этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также для дальнейшего обучения в школе.

В настоящее время у дошкольников наблюдаются проблемы в обучении, нарушения психомоторного и психического развития. Часто отмечается нарушение или снижение когнитивных функций, задержка психического развития. Данные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире.

Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская и другие исследователи отмечают специфические особенности развития, которые затрудняют формирование изобразительной деятельности и элементарного письма.

Среди особенностей детей с церебрально-органическим генезом можно выделить:

- качественно-динамическое своеобразие гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно-пространственной функции;

- некоторые особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);

- недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

- отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушение регуляции произвольных движений;

- снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

- недостатки произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);

- общее снижение мотивации деятельности.

Работа по формированию графических навыков и умений – одна из важных задач коррекционно-образовательной работы с детьми с задержкой психического развития, нарушениями когнитивных функций. Графические умения являются важной составляющей при обучении ребенка рисованию и элементарному письму. Работа в данном направлении строится с применением методов коррекционной педагогики и носит целенаправленный характер.

Комплексный подход является важной особенностью обучения детей с проблемами в развитии. Он включает в себя несколько направлений:

- диагностическое изучение ребенка при поступлении в группу для установления особенностей развития, уточнение его стартовых возможностей и определение условий обучения, адекватных структуре нарушений;

- взаимодействие с семьей с целью консультирования и сбора дополнительных данных о ребенке;

- взаимодействие с медицинскими работниками для осуществления контроля за состоянием здоровья;

- построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- решение нескольких разноплановых задач развития, воспитания и обучения в рамках проведения интегрированных и комбинированных занятий;

- планирование и осуществление дифференцированного обучения;

- построение обучения по концентрическому принципу;

- использование игровой мотивации на занятии;

- контроль психофизической нагрузки по интенсивности и продолжительности, по последовательности предъявления заданий (интеллектуальной и двигательной нагрузки, фазы активной работы и релаксации).

При обучении детей дошкольного возраста с проблемами в развитии необходимо учитывать их возрастные и специфические особенности. При этом ведущая роль в обучении принадлежит педагогу. Определяя содержание коррекционно-развивающей работы, педагог должен знать моторные и графические возможности дошкольников.

Так, выделяют следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков у детей:

- до двух лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак, при этом изобразительная задача отсутствует;

- к трем годам ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху, что позволяет ему начать осваивать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;

- к четырем годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет сформировать правильный захват карандаша, дает возможность осваивать простейшие фигуры (молоточек, крест, круг);

- к пяти годам ребенок способен воспроизводить фигуры с соблюдением основных пропорций, может ограничивать протяженность линий, срисовывать предметы, рисовать по представлению;

- с пяти лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения;

- с шести лет детям фактически доступны любые графические движения.

Следует отметить, что у ребенка с последствиями раннего органического поражения ЦНС двигательная функция руки формируется значительно медленнее. Позднее угасают врожденные рефлексы, позднее формируется функция хватания. Ребенок долго осваивает исследовательские действия. Отстает в своем развитии зрительно-моторная координация движений.

При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку еще трудно ограничивать длину линий. Кинестетический контроль формируется только после шести лет. Основной контроль при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению Глазомерные функции совершенствуются постепенно.

При формировании у дошкольников с проблемами в развитии графических умений педагогу необходимо вести работу сразу в нескольких направлениях, решая следующие коррекционные задачи:

- развивать мотивацию деятельности и познавательную активность;

- развивать дифференцированное восприятие формы, величины и цвета;

- развивать внимание, память, мышление, воображение и речь;

- формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать.

А также решать специфические задачи:

- развивать ручную моторику;

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать оптико-пространственное восприятие.

Для повышения интереса к занятиям, педагог предлагает детям рисование пальцами, мелками, фломастерами, т.к они не требуют тонкой регуляции мышечного напряжения. У большинства детей фаланги пальцев часто не достигают определенных размеров, их мышечная сила и подвижность недостаточная, и ребенку трудно сформировать правильную позицию пальцев, необходимую для удержания карандаша. Мелки и фломастеры толще, чем карандаш, что облегчает формирование правильного их захвата.

Таким образом, графические задания должны стать составной частью любого коррекционно-развивающего занятия, которое проводит педагог. В дальнейшем первоначальный навык закрепляется в процессе других видов деятельности и самостоятельной деятельности ребенка.

Литература

  1. Касицына М.А. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицына. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64с.
  2. Кузнецова Г.В. Коррекционно-развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5-7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности. – М.: ГНОМ и Д, 2002
  3. Тригер Р.Д. Я учусь писать / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова, Т.А. Мещерякова. – М.: Ассоциация XXI век, 1998

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Формирование графических навыков у дошкольников»

Наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение каранд...

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Эта консультация нацеливает родителей на необходимость формирования графических навыков у детей 5-7 лет.  Недостаточный уровень сформированности графических умений приводит к трудностям в освоени...

Консультация для педагогов: «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста»

В старшем  дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных рекомендаций при организации данной работы позволит детям сделать з...

Консультация для педагогов: "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"

Формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из важных задач подготовки к школе....

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста и направлена на повышение их компетентности в вопросах формирования и развития графических навыков дошкольников....

Консультация для родителей "Формирование графических навыков у дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста....