Тема: Дифференциация звуков [Р] - [Р’] - [Л] - [Л’], букв Р-Л.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Этот материал может быть использован в разделе "Обучение элементам грамоты" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ОНР III уровень) как итоговое занятие по дифференциации звуков [Р] - [Р’] - [Л] - [Л’], букв Р-Л. В процессе организованной образовательной деятельности у детей с ОНР закрепляется умение дифференцировать звуки [р] - [р’] - [л] - [л’] на слух и в произношении и буквы Р – Л в устной и письменной речи, закрепляется умение выделять звуки [р], [р’], [л], [л’] из состава слова (в начале, середине, конце); совершенствуется звуко-буквенный анализ и синтез слов; закрепляется умение различать графические обозначения букв Р, Л; упражнение в чтении связного текста по цепочке; развитие памяти, слухового, зрительного, тактильного восприятия, мелкой и общей моторики, логического мышления, связной речи. Гость занятия кукла-книжка "Азбука" мотивирует детей на протяжении всего занятия. В материал включены авторские стихотворения, физминутка и текст "Река Десна" с учётом изучения очередности букв и лексических тем недели в данной группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [Р] - [Р’] - [Л] - [Л’], букв Р-Л.
Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [р] - [р’] - [л] - [л’] на слух и в произношении и буквы Р – Л в устной и письменной речи.
Программные задачи: уточнить произношение звуков [р], [р’], [л], [л’]; дифференцировать звуки по твердости-мягкости, артикуляции, на слух; закрепить умение выделять звуки [р], [р’], [л], [л’] из состава слова (в начале, середине, конце); совершенствовать в звуко-буквенном анализе и синтезе слов; в различении графических обозначений букв Р, Л; упражнять в чтении связного текста по цепочке; развивать память, слуховое, зрительное, тактильное восприятие, мелкую и общую моторику, логическое мышление, связную речь.
Оборудование: кукла-книжка «Азбука», указка, книжки-малышки для сувениров.
Раздаточный материал: коробки с буквами внутри, карточки-картинки с буквами, фонарики (зеленые и синие), ручки, звуковые схемы и фишки для звукового анализа, карточки с изображениями рыб, фишки с буквами на тарелочках; текст рассказа «Река Десна».
Демонстрационный материал: схемы для подбора слов с заданными звуками (в начале, середине, конце), буквы и фишки-магниты (синие, зеленые, красные) для звуко-буквенного анализа слов.
Ход
- Организационный момент:
Логопед вносит азбуку в группу.
Азбука от нас закрылась,
У неё беда случилась:
Две сестрички-невелички
Убежали со странички.
Просит Азбука друзей
Разыскать её детей.
Так поможем дружно ей
Вместе будет веселей!
(Ерошенко Елена)
Логопед: Ребята, поможем найти сбежавшие буквы? Только где же они могли спрятаться? Посмотрите вокруг. Отыщите пропавшие буквы.
Упражнение: «Угадай на ощупь букву»
Дети на ощупь определяют, какая буква спряталась в коробке. Буквы выставляются на доску рядом с азбукой.
Две сестрички-невелички
Помогать пришли страничке,
На которой буквы жили,
Азбуке всегда служили.
(Ерошенко Елена)
Логопед: Ребята, азбука предлагает нам поиграть с этими буквами.
Скоро вы пойдёте в школу, будете читать и писать. И конечно, вам обязательно нужно знать все буквы.
Помогите рыбаку: найдите буквы Р и Л среди других букв на своих карточках-картинках. Девочки – обведите в кружок букву Р , а мальчики букву Л – и соедините её линией с удочкой рыбака.
Д/упр.: «Найди буквы Р и Л среди других»
Дети работают с карточками-картинками. Находят буквы Р, Л, обводят их в кружок и соединяют с удочкой рыбака.
Логопед: Какие звуки обозначает буква Р? ([р],[р’])
Какие звуки обозначает буква Л? ([л],[л’])
Как движется язычок, когда произносим звук [р], звук [л].
([р] - язычок дрожит вверху за верхними зубами,
[л] - язычок остаётся на месте за верхними зубами)
Логопед: Ребята, расскажите азбуке, какие это звуки?
Характеристика звуков [р], [р’], [л], [л’].
[р] – согласный, твердый, звонкий,
[р’] – согласный, мягкий, звонкий,
[л] – согласный, твердый, звонкий,
[л’] – согласный, мягкий, звонкий.
Вот мы сейчас и проверим, как вы запомнили эти звуки.
Д/упр.: «Скажи наоборот»
Если вы услышите звук [р], то отвечайте [л], и наоборот.
Ра – ла
Ро – ло
Ру- лу
Ри – ли
Рэ – лэ
Ли – ри
Ал – ар
Ол – ор
Эл – эр
Ил - ир
Логопед: Ребята, азбуке очень нравится играть с вами.
Следующая игра: «Подбери слова на звуки [р], [р’], [л], [л’] в начале, середине, конце слова». Посмотрите на схему и подберите слова со звуком [р] – в начале, середине, конце слова и т. д.
Д/упр.: «Подбери слово со звуком»
Со звуками [Р], [Р’], [Л], [Л’]в начале, середине, конце слова:
Например:
Рак, рык, рука, арка, кора, нора, сор, дар, пар.
Рёва, тёрка, ремень, репа, редис, варить, сорить, корь, якорь.
Лак, лук, ложка, полка, колоть, стол, пол.
Люк, лис, лев, лицо, кольцо, мальчик, пальчик, колено, моль, соль.
Логопед: А сейчас, мы проверим, хорошо ли вы умеете отличать твердые и мягкие звуки [р] - [р’], [л] - [л’]. Поиграем в «Светофор».
Д/упр.: «Светофор»
На слова с твердыми звуками [р], [л] - дети поднимают синий светофор, а на слова с мягкими [р’], [л’] – зелёный светофор.
Рама, гора, ремень, лень, мел, ель, Толя, сор, Рая, репка, карп, пескарь, линь, корка, треска, дерево, нора, налим и т. д.
Логопед: Пришло время переменки
Выходите отдохнуть.
Физминутка:
Рыбак на озеро пришёл, (шагают на месте)
Место тихое нашёл. (присели)
Удочку свою достал, («закидывают удочку и сматывают леску»)
И рыбачить рыбу стал. (наклоняются вперёд)
На крючок карась глядел (смотрят из-под руки)
Червяка он съесть хотел, (тянутся на носочках вверх и перебирают пальцами перед собой)
Плотва мимо проплывала, (сложенными вместе руками «плывут как рыбка»)
Карасю совет давала: (выпад вперёд всем телом 2-3 раза)
- Ты, карась, не торопись, («пружинка» вправо, влево)
А терпенья наберись, (руки сложены как у школьника) Влево-вправо осмотрись, (поворот головы вправо-влево)
На крючок не попадись! («грозят пальцем»)
(Ерошенко Елена)
Логопед: Ребята, занимайте свои места.
Дети садятся на свои места.
Следующая игра: «Добавь в конце слова подходящий звук»
«Д/упр.: «Добавь в конце слова подходящий звук»
Мото(р), топо(р), пека(рь), снеги(рь), пова(р), яко(рь), кефи(р), дво(р), зве(рь), вече(р), фона(рь), вее(р), буква(рь), пузы(рь), команди(р), кома(р), костё(р), тракто(р), вете(р), суха(рь), сентяб(рь), октяб(рь), ца(рь).
Апре(ль), капе(ль), мо(ль), со(ль), да(ль), да(л), ко(л), коро(ль),
ба(л), го(л), меда(ль), коро(ль), кисе(ль), бо(ль), дяте(л), за(л), вокза(л), шине(ль), козё(л), сту(л), подва(л), шме(ль), по(л), орё(л), ме(л), ме(ль), це(л), це(ль), тю(ль).
Логопед: А сможете ли, вы, придумать слова на слог:
Д/упр.: «Придумай слово на слог…»
Ра - (рана, рама, рак, ранец, ракета, радуга)
Ры – (рысь, рыба, рынок, рык)
Ру – (рука, руль, ручка)
Ро – (рот, рок, робот)
Ла – (ласка, лама, лак, лампа)
Лы – (лыжи, лыжник, лыко)
Ло – (лодка, ложка, локоть)
Лу – (луна, лук, луч)
Логопед: Хорошо, а теперь, вас ждёт не простое задание. Нужно заменить в слове только заданный звук.
Д/упр.: «Измени слово»
Замени звук [Р] на звук [Л], и наоборот.
Рак – лак
Лана – рана
Классный-красный
Колобок – коробок
Глаза – гроза
Юра-юла
Ложки – рожки
Жил-жир
Замени звук [Р’] на звук [Л’], и наоборот.
Рёва-Лёва
Сорил-солил
Марина-малина
Долил-дарил
Репка-лепка
Парил-полил
__________________________________________________
Замени звук [Р] на звук [Р’], и наоборот.
Жар-жарь
Рад-ряд
Круг-крюк
Рысь-рис
Горы-гори
Удар-ударь
Хор-хорь
Горка-горько
Зорко-зорька
Замени звук [Л] на звук [Л’], и наоборот.
юла-Юля
флаги-фляги
лук-люк
лужа-Луша
был-быль
пыл-пыль
ел-ель
дал-даль
цел-цель
стал-сталь
угол-уголь
мел-мель
галка-галька
пилю-пилу
Логопед: Вы много играли, а теперь отгадайте загадки.
Д/упр.: Отгадай загадку»
Я ношу наряд блестящий,
Из монеток состоящий,
И в воде всегда живу,
Без неё я пропаду.
(рыба)
Логопед: У каждого из вас на столе лежит картинка с изображением рыбы или водного обитателя. Посмотрите на неё, вспомните, как называется картинка, и соберите это слово из фишек – букв на столе.
У детей лежат картинки: рак, рыбы, налим, карп и другие. Дети выкладывают слово название из фишек-букв.
Логопед: Вот и слово-отгадка. Сделаем звуко-буквенный анализ слова.
Один ребенок работает у доски, а остальные дети
работают за столами.
Д/упр.: «Звукобуквенный анализ слова»
р | ы | б | а |
р ы б а
р | а | к |
р а к
н | а | л | и | м |
н а л и м
Логопед: Перед вами лежит маленький рассказ. Прочитаем его по цепочке. Каждый из вас читает по одному предложению.
Дети читают текст рассказа по очереди.
Река Десна.
Наш город стоит на реке Десне. В реке много разной рыбы. В Десне живут караси, плотва. Вместе с ними окуни и карпы. Тут живут и раки. В траве - ужи и лягушки. На берегу растут высокие ивы, камыш и осока. Корм рыб – это мальки и водоросли. Рыбаки ловят рыбу. Какая красивая наша река!
(Ерошенко Елена)
Логопед: Ребята, вы сегодня помогли азбуке найти пропавшие буквы. Она благодарит вас за это и приготовила для вас подарки - книжки-малышки. Читайте их, и вы узнаете ещё много интересного. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логоритмике Тема "Дифференциация звуков и букв С-Ц"
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений,осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логопедическая ритмика развивает неречевые п...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков К-Х и соответствующих им букв"
Занятие составлено для подготовительной группы в рамках программы по коррекции ФФНР....
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект подгрупповой НОД по звуковой культуре речи детей 5-7 лет с ЗПР На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»
Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте....
ООД на тему "Дифференциация звуков и букв С-Ш"
ООД для детей подготовительной, логопедической группы....
КОНСПЕКТ НОД Тема: Дифференциация звуков З\Зь. Буква З "Подарки для Зои и Зины".
Цель: Подготовка детей к обучению грамоте.Задачи:Коррекционные:· Учить детей характеризовать звук З и Зь с опорой на акустические, артикуляционные и зрительны...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...