Развитие лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта
статья по коррекционной педагогике на тему
Для активации речевой деятельности младших школьников с нарушением интелллекта нередко нужно применять разные методы обучения. Одним из таких методов является дидактическая игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_leksicheskoy_storony_rechi_mladshih_shkolnikov_s_narusheniem_intellekta.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта
Фаркова Н. А., студентка 5 курса
Научный руководитель Калашникова С. А., канд. психол. наук, доцент
Забайкальский государственный университет, г.Чита
Орудием мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. У детей с нарушением интеллекта всегда отмечается более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. [3]
У детей с нарушением интеллекта прослеживается отставание в усвоении лексической стороны речи, что имеет большое значение в речевом развитии ребенка. Речь младших школьников специальной школы весьма скудна. Бедность словаря создает трудности при общении детей с окружающими. Значение многих слов неточны и расплывчаты, из-за чего у детей часто возникают сложности в понимании обращенной речи и в построении собственных высказываний. Речь младших школьников с нарушением интеллекта, как правило, состоит из односложных коротких предложений, в которых встречаются нарушения синтаксической структуры и предложно-падежных конструкций. [2]
Для обследования уровня развития лексической стороны речи нами была подобрана методика Н. В. Серебряковой «Исследования лексических операций». В исследовании участвовали 15 детей, обучающихся в 3 классе ГСКОУ «Черновской школе-интернате» VIII вид г. Чита, 10-12 лет, из них 8 мальчиков и 7 девочек.
В результате проведенной диагностики высокий уровень лексических операций не выявлен, средний уровень составил 47%, уровень лексических операций ниже среднего имеют 33% детей, на низкий уровень приходится 20% учащихся.
На основе диагностических данных нами был подобран и проведен комплекс коррекционно-развивающих уроков по развитию лексической стороны речи у младших школьников с нарушением интеллекта.
Целью коррекционно-развивающего комплекса уроков является развитие лексической стороны речи у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Для реализации поставленной цели нами были определены задачи коррекционно-развивающего комплекса уроков:
1. Развивать объем пассивного и активного словаря детей;
2. Научить детей классифицировать предметы и подбирать общее к группе слов;
3. Развивать умение подбирать синонимы и антонимы к словам;
4. Научить детей объяснять значение слов;
5. Научить детей правильно составлять предложения.
Составляя систему коррекционно-развивающего комплекса уроков для развития лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта, мы опирались на положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой, А. И. Сорокиной и др.
Основным методом развития лексической стороны речи младших школьников с нарушением интеллекта послужила дидактическая игра, которая включалась в уроки русского языка. Дидактическая игра является основным методом обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта. Наравне с упражнениями и задачами она нацелена на изучение и закрепление учебного материала, проверку знаний по пройденной теме, а также на активизацию речевой деятельности детей. Главным отличием игры от упражнений является то, что она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу младших школьников. [1]
Комплекс коррекционно-развивающих уроков включал разнообразные виды дидактических игр, направленных на развитие лексической стороны речи.
Каждый урок имел четкую структуру, тему, которая соответствовала календарно-тематическому плану, а также цель и задачи. В урок включались упражнения и задания в игровой форме для развития лексической стороны речи детей.
Проведенное нами исследование показало эффективность использования приема включения в урок дидактической игры для развития лексической стороны речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. После проведенного коррекционно-развивающего комплекса занятий показатели развития лексической стороны речи у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида заметно возросли.
Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения младших школьников с нарушением интеллекта содействует более качественному усвоению программного материала, а также способствует повышению уровня лексической стороны речи детей.
Литература.
1. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004.
2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)
3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативной стороны речи у дошкольников с нарушением интеллекта
В дошкольном образовании рассматривается тесная связь коммуникативных и речевых умений ребёнка, как развитие речи в общении, усвоение социального опыта....
Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"
Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...
Биоэнергопластика как элемент занятия по развитию лексической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2 слайдВ последние годы число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) неустанно растет. Увеличение числа детей с ОНР обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических ус...
Статья _ Черкашина Т. А. Развитие лексической стороны речи у детей 4-6 лет с речевыми нарушениями посредством глинотерапии.
Черкашина, Т. А. Развитие лексической стороны речи у детей 4-6 лет с речевыми нарушениями посредством глинотерапии/ Т. А. Черкашина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VIII ...
«Особенности нарушений речи у школьников с нарушением интеллекта».
Речь – это средство формирования мысли и форма ее выражения. В современной психологии детей с нарушением интеллекта является одной из важней...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»
Мастер – классдля воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»...