Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»
материал

Мастер – класс

для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Мастер – класс

для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста «Развиваем нашу речь»

                                Подготовили и провели:

Воспитатель МАДОУ №41 Самарина В.П.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.
  • Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  • Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению словесных игр.

Вступительная часть:

Проблема развития речи является одной из актуальных. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.

Для активизации речевого развития детей на ООД и в повседневной деятельности детей по развитию речи мы используем  упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Речь формируется в деятельности.

Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

 Ход мероприятия: Сегодня мы хотим показать вам несколько игр и упражнений на развитие лексической стороны речи (обогащение словарного запаса)  у дошкольников старшего возраста. Для этого нам нужны 2 команды по 5 человек.

                  1 задание:«Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает воспитателям на одну из букв алфавита (Р) назвать как можно больше слов. Ответы нужно давать сразу по одному слову от команды. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

Цель: Упражнять детей в придумывании слов на заданную букву (звук)

  1. задание: «Похожие слова»

 На карточках написаны слова, к которым надо подобрать синоним. Каждая команда выбирает по 2 карточки.
Друг-(приятель).
Бежать-(мчаться).
Бережно-(аккуратно).
Быстро - (мгновенно).

Весело – (радостно)

Скакать – (прыгать)

Скупой – (жадный)

Худой – (тощий)

Блестеть – (сверкать)

Верный – (преданный)

Врач – (доктор)

Бродить – (блуждать)

Прекрасный  - (обаятельный)

Еда – (пища)

Умный – (Смышлёный)

Пес – (Собака)

Спешить – (торопиться)

Кидать – (бросать)

Дом – (жилище)

Известие – (новость)

Цель: Упражнять детей в подборе синонимов (похожих по значению слов); развивать мышление.

3 задание:         Игра «Любопытный» (по одному человеку от команды)

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

• Как называется город, в котором вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)

• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)

• Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)

• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

Цель: Упражнять детей в придумывании слов на заданную букву (звук): развивать мышление.

4 задание. Найдите похожие по звучанию слова: (устно)

Подобрать схожее по звучанию слово  (Один из команды - 15 сек.)

  1. Врач –       мяч,
  2. Спички –  синички,
  3. Значок –   крючок,
  4. Ключи –   кирпичи,
  5. Стол –      пол,
  6. Халат -     салат,
  7. Елка –     иголка,
  8. Белка –   стрелка,
  9. Зайцы –  пальцы,
  10. Яйцо –    крыльцо,
  11. Огурец – продавец,
  12. Дворец – певец,
  13. Пирог –   творог,
  14. Ворона –  корона

Цель: Упражнять детей находить схожие по звучанию слова; развивать фонематический слух.

5 задание: «Придумай рассказ»

Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например, на звук (П).

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

Цель: Развивать мышление, фантазию; упражнять детей в придумывание слов на определенную букву алфавита.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».

Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Цель Мастер-класса:- способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»;- применение «метода  проблемного обучения» на практике....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Эффективные методы и приёмы для развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста»

Способствовать повышению уровня знаний педагогов-участников о «методе проблемного обучения»; применение «метода  проблемного обучения» на практике...

МАСТЕР –КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема: «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»

данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что...

Мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Развиваем нашу речь" по проведению игр, направленных на развитие речи детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению игр, направленных на развитие лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: "Развиваем нашу речь"...

Проект социальной направленности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Ручеек красивой речи»

Проект социальной направленности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста«Ручеек красивой речи»...