Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
материал по математике
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 "РАДУГА"
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
142800, Московская область Телефон: 8(496) 644-26-64
г.Ступино, ул. Садовая, вл.8 8(496) 642-78-12
Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Бахарева Ирина Сергеевна
Ступино
2019 г.
Мастер – класс «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр
с применением кейс-технологии»
Цель: Знакомство педагогов с применением метода кейсов в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1. Познакомить с кейс-технологией и ее применением в развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр.
2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
Участники: педагоги.
Дидактический материал: видеопрезентация по теме, кейс с заданиями.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, презентация, портфель, карточки с математическими знаками, прищепки с цифрами, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник), ножницы, 3 подставки под карандаши, 12 карандашей – 6 желтых, 6 - зеленых (на каждую группу), 4 вида геометрических фигур (деление детей на группы – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Ожидаемые результаты:
Участники получат знания:
- что представляет собой кейс-технология;
- разновидности кейс-технологий;
- правила разработки кейсов для обучения;
Выработают умения:
- применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
План проведения:
1. Введение – 2 мин.
2. Теоретическая часть –10 мин.
3. Практическая часть – 10 мин.
- Введение.
Развитие элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. В старшей группе детского сада предусматривается значительное расширение, углубление и обобщение у детей элементарных математических представлений, значительно возрастает объем математических знаний.
Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач. Как же организовать познавательную деятельность ребенка? На помощь педагогу дошкольного образования приходит проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов, где познавательная активность дошкольников выступает как средство исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального участия в анализе и обсуждении.
Основная часть.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Главное предназначение данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Кейсы классифицируются по разным признакам и параметрам.
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа-кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации и ошибки).
В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:
• кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие выводы, обосновав и предъявив их педагогам;
• кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Материал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенного решения.
• кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства с данной технологией. Он носит именно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы данного вида должны быть достаточно простыми. Вместе с тем, при этой простоте и доступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии, и решать главные задачи при ее использовании.
Для дошкольников чаще всего используют следующие методы кейс - технологии:
- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
- игровое проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов: исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
- метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами, энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме, ситуации);
- ситуационно-ролевая игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации с последующей оценкой поступков, поведения участников);
- кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации, разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка предложенных алгоритмов, выбор лучших);
- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с правилами).
Отмечу главное, что должен содержать в себе кейс:
- Сюжетная часть (совокупность действий, событий);
- Информационная часть (вспомогательная информация, необходимая для анализа ситуации: научные, методические, статистические, нормативные материалы для решения кейса);
- Методическая часть (вопросы, задания по анализу кейса).
Особенности работы с кейс-технологией.
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою деятельность на методическом мероприятии, а также распределить педагогов по малым группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы, поэтому необходимо тщательно подбирать состав малых групп, включая в каждую группу, детей с разным уровнем развития. В этом случае в процессе активного взаимодействия участников малых групп происходит важный обмен знаниями, «взаимообучение».
Второй этап - работа с кейсом — это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. знакомство с ситуацией, её особенностями
2. выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия хода решения кейса.
Вывод.
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Практическая часть.
Развивающие математические игры с применением кейс-технологии.
- Игра «Лишние фигуры».
Цель: Познакомить с понятием четырехугольники.
Задачи:
Учить анализировать разные качества структурных элементов геометрических фигур.
Развивать познавательную деятельность, внимание, память.
Воспитывать умение общаться в процессе работы, игры, доброжелательно относиться к товарищу, оказывать ему посильную помощь.
Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. (вытягиваю из мешочка фишки и разделяются по цветам фишек на группы).
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Мальвина разделила фигуры по определённому признаку, а лишние отложила в сторону. Пришел Буратино и все фигуры перемешал. Мальвина очень расстроилась и заплакала. Как бы вы поступили на месте Буратино?)
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
(Буратино поступил плохо, ему нужно извинится перед Мальвиной и исправить ситуацию, вернуть все фигуры на место)
Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
-Какие фигуры вы видите? (круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, прямоугольник, овал)
- Сколько фигур? (7)
- Как вы думаете какие фигуры нужно убрать, так, чтобы остались те, которые можно назвать одним словом? (круг, овал, треугольник).
- Какие фигуры остались? (квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник,
- Почему? (у всех оставшихся фигур 4 угла)
- Как их можно назвать одним словом? (четырехугольники).
Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
- Итак, какие фигуры остались?
- Почему?
- Что такое четырехугольники? (Геометрические фигуры, у которых 4 угла и 4 стороны)
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
- Игра «Деление на равные части»
Цель: формирование представления о делении четырёхугольника на четыре равных части путем последовательного складывания пополам.
Задачи: Закрепить знания детей о геометрических фигурах; сформировать представление о зависимости целого и части, уметь воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и воссозданный из частей; упражнять в способе сравнения частей, полученных при делении целого на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство.
Развивать логическое и образное мышление, пространственное воображение.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе.
Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников.
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Девочка Лена очень любит рисовать. Она рисует везде дома, в детском саду, в гостях, и даже собираясь на детскую площадку взяла с собой карандаши и листок бумаги. Выйдя из подъезда, она встретила своих подруг: Катю, Машу и Наташу. Девочки, увидев у Лены карандаши, тоже захотели порисовать, но листок был только один. Как бы вы поступили на месте Лены?
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
Шаг 4. Решение проблемы мини группой.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
- Сегодня мы с вами научились делить предмет на 4 равных части.
Мы сложили лист один раз пополам и разделила на 2 равные части.
-Равны ли эти части? Как проверить? (складывают квадрат, убеждаются в равенстве его частей).
- Затем мы взяли одну часть листа и разделили её ещё пополам. Тоже самое мы проделали с другой частью листа.
-Когда мы делили лист на две равные части, каждая часть называлась половина. Сейчас мы разделили на четыре части. Каждая из частей называется - четвертинкой, так как мы целое разделили на четыре части.
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
- Игра «Расставь карандаши»
Цель: закрепление числа и цифры 4.
Задачи.
1. Познакомить с составом числа 4. Закрепить умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 цифрой. Развивать логическое мышление. Развивать математическую речь, умение работать самостоятельно. Воспитывать умение слушать других детей, формировать положительную мотивацию к учению.
Участники делятся на 3-4 группы. В группе не более 6 участников. (вытягиваю из мешочка фишки и разделяются по цветам фишек на группы).
Шаг 1. Знакомство с ситуацией. (Воспитатель для занятия приготовила карандаши и расставила их в 3 подставки по 4 карандаша к каждую, причем в каждой подставке есть карандаши зеленого и розового цвета и расставлены они по - разному. Мальчик Вова побежал и столкнул подставки со стола, карандаши рассыпались. Воспитатель рассердилась и попросила Вову расставить карандаши по местам, в 3 подставки по 4 карандаша к каждую, причем в каждой подставке должны быть карандаши зеленого и розового цвета и расставлены они по-разному в каждой. Вова не понял, задания и заплакал. Как бы ты поступил на месте Вовы?)
Шаг 2. Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
Шаг 3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
Шаг 4. Решение проблемы мини группой. Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
- Расставим карандаши в 3 подставки по 4 по – разному: в первую поставим 1 розовый и 3 зеленых, во вторую 2 розовых и 2 зеленых, а в третью – 3 розовых и 1 зеленый.
- Итак, как вы получили 4 карандаша? (4 – это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1).
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
Список используемой литературы и электронных источников:
1. Давыдовский А.Г., Пищова А.В. Способ системного многомерного анализа педагогических ситуаций // Репозиторий БГПУ.
2. Опыт работы ст. воспитателя МБДОУ «Детский сад № 95» Еременко О.В. г. Дзержинск.
3. Материалы педагогического медианара «Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС».
4. Кораблева А.С. Модерация - современная образовательная технология интерактивного обучения / Сборник «Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования» – Челябинск, 2015.
5. Материалы сайта https://www.babyblog.ru/.
6. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред. Сурмина Ю.П. – Киев.: Центр инноваций и развития, 2002.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Информационно-методический центр»
городского округа Ступино
Московской области
ПРИКАЗ
_от 13.03.2019г.__№_16___
г. Ступино
О награждении победителей и призеров
муниципального конкурса мастер-классов
«Создание проблемных ситуаций в различных
видах деятельности» среди воспитателей старших групп
На основании плана работы муниципального методического объединения и протокола жюри № 1 от 13.03.2019 года муниципального конкурса мастер-классов среди воспитателей старших групп
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить список победителей и призеров муниципального конкурса
мастер-классов среди воспитателей старших групп ««Создание проблемных ситуаций в различных видах деятельности»» (Приложение №1).
2. Наградить победителей и призеров конкурса дипломами МБУ ДПО «Информационно-методический центр».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор МБУ ДПО ИМЦ _______________Коробова Н.Г.
Приложение № 1
к приказу МБУ ДПО «Информационно-методический центр»
от____________№_______
Победитель:
Зленко Е.А. – воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 24 «Сказка».
Призеры:
Бахарева И.С. - воспитатель МАДОУ д/с комбинированного вида № 7 «Радуга» (2 место);
Тимакова О.Н.– воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 22 «Журавушка» (3 место).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "«Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр»
Данный проект направлен на развитие интереса к математике и повышение познавательного интереса дошкольниковчерез ознакомление с развивающими играми в различных...
Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...
Консультация для родителей "Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников через развивающие игры".
Данная статья рассказывает, как с помощью игровых форм формировать у старших дошкольников элементарные математические представления. Какие развивающие игры в своей работе я использую....
Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель Тип проекта: обучающи...
“Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредствам молекулярного конструирования”
После проведения серии игровых занятий по пространственному конструированию из пластилина и палочек старшие дошкольники сформировали представления о кубе, треугольной призме, треугольной пирамиде, пар...
Презентация к мастер-классу «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр с применением кейс-технологии»
Развитие элементарных математических представлений – одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. В старшей группе детского сада предусматривает...
«Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»
laquo;Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...