Сказкотерапия в работе с детьми
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Сказкотерапия - как форма педагогической поддержки особых детей в дошкольном образовательном учреждении – это программа, предназначенная для обучения воспитанников, направленная на развитие его нравственных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_detskom_sadu.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия в детском саду
Эту замечательную форму занятия-сказки я строю в виде прогулки в чудо-страну. Эта прогулка позволяет включить в нее ряд разнообразных упражнений, вплетая их в канву сказочное повествование. По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, выражать свои чувства вербально и невербально; расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях и адекватным им телесных выражениях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь детей, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Этот результат достигается как особой подачей сказочного материала психологом, где используется все разнообразие голосовых и мимических средств, так и средствами психогимнастики, психодрамы, логопедическими и физическими упражнениями, элементами визуализации, медитации, релаксации.
Конечно, эти занятия требуют тщательной подготовки, включающей организацию определенной предметной среды, запись фонограммы, возможность использования средств цвето- и ароматерапии. Естественно, что подобные занятия, предполагают наличие у педагога-психолога режиссерского и актерского таланта. Дети же, как правило, все изумительно талантливые актеры и отвечают на усилия взрослого открытием своей маленькой прекрасной души. Занятия других циклов строятся по классической схеме сказкотерапетического занятия, включающей в себя: повторение (вспомнить о том, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились), расширение (познакомиться с новой сказкой или драматизировать знакомую, активизировать восприятие действий персонажей сказки, вызвать эмоциональный отклик), закрепление (приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности через различные игры, упражнения, символические действия: путешествия, превращения и т.п., практической деятельности), интеграцию (связать новый опыт с реальной жизнью), резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся). Такими циклами проводятся, например, занятия по темам: “Волшебная страна чувств”, “Плохие привычки”, “Школа – это трудный и радостный путь к знаниям”, “Кто я?”, “Что такое счастье?” и т.д.
Очень нравится детям то, что любое сказкотерапевтическое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом. Они с удовольствием выполняют в начале каждого занятия упражнение на единение и эмпатию такие, как передача по кругу “волшебного” огонька свечи, “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг другу. Дети знают, что войти в сказку можно лишь человеку с открытым сердцем и добрыми намерениями, и только тогда он познает все мудрые уроки сказки. Заканчивается каждое занятие релаксационной паузой или медитацией, когда дети представляют себе что-то заданное психологом, “переваривают” и усваивают полученную информацию, снимают возбуждение от активной деятельности, готовясь к возвращению в группу. По окончании отдыха дети выполняют символические действия, забирая с собой все важное, что было сегодня с ними, и чему они научились у сказочных героев. Занятие заканчивается обязательным построением башенки из кулачков и произнесением слов: “Всем-всем – до-свиданья и спасибо за вниманье!” Постоянное соблюдение этих ритуалов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности. Важно, что дети вскоре сами начинают следить за неуклонным соблюдением этих ритуалов, подсказывая психологу, какое действие перенесет их в сказку на этот раз. Очень удачной оказалась предложенная детям идея передачи доброй мягкой игрушки. Они смотрят при этом друг другу в глаза с доброй улыбкой, согревают игрушку своими ладошками. Передают ее очень бережно, зная какой хрупкий этот проводник в сказку, его невозможно уронить. Игрушку из рук последнего в кругу ребенка принимает психолог и ставит ее на специальную подставку, незаметно включая ее. Игрушка издает звуки и начинает вращаться, путь в сказку открыт, ведь дети были предупреждены, что игрушка волшебная , если их мысли были добрыми и улыбки искренними. Выключается игрушка так же незаметно, пока дети расслабляются на ковре. А малыши воспринимают манипуляцию с игрушкой, как настоящее чудо. Порой от психолога требуется мастерство электромонтера, чтобы создать атмосферу сказки, безопасно включив в сказочное оформление огоньки, аквариум, цветовые переливы и другие возможности современной техники. Путь в сказку должен быть волшебным и легким для детей, но никто не утверждал, что он должен быть легким для того, кто сказку организует.
Даже если ваш ребенок не имеет проблем на данном этапе, сказкотерапия очень полезна в профилактических целях. Допустим, малышу только предстоит поход к зубному врачу, и он не знает, что будут с ним делать, чего ожидать. Если ему в этот момент прочитать сказку о том, как повели себя герои сказки, и что происходило с ними, то страхов и слез удастся избежать.
Сказкотерапия детских проблем может быть единственным способом вывести ребенка из заколдованного круга, который появляется, если малыш не будет находить ответов на свои вопросы, запрятанные глубоко внутри. Специальные занятия сказкотерапией должны проводится не только в детских учреждениях, но и в каждом доме, где есть малыш. Существуют целые сборники специальных сказок, где главным персонажем всех событий является именно ваш малыш. В сборнике подобраны наиболее часто встречающиеся проблемные ситуации, которые могут коснуться каждого ребенка на разных этапах его жизни. Боязнь темноты, нежелание убирать свою одежду или помогать по хозяйству, непослушание и капризы, страх перед походом к врачам, боязнь одиночества, грозы, излишняя застенчивость или напротив, детская агрессивность – каждая из этих проблем должна решаться на самом раннем этапе. И лучшее решение – это чтение веселых и так любимых детьми сказок. Ведь недаром говорится, что «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...
Сказкотерапия в работе с детьми
Работа музыкально-театральной студии "Экият"...
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами
В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...
статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....