статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

статья "Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Синицына М.В., педагог-психолог

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. [3]

Изменяется роль взаимоотношения ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Появляется интерес к личностным качествам других детей. Происходит разделение детей на популярных («лидеров» группы) и малозаметных («отвергнутых»). В связи с этим у многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка, неадекватное поведение, проблемы общения со сверстниками.

Сегодня существует множество различных методов, форм и направлений коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Одним из наиболее эффективных и целесообразных методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия  - это современное направление прикладной психологии, направленное на решение различных проблем с помощью сказки. Сказку можно подобрать под любую сложную ситуацию, в игровой форме мы можем научить ребенка нормам поведения, преодолевать барьеры общения с другими детьми, избавиться от страхов, неуверенности в себе. После курса занятий по сказкотерапии ребенок становится более спокойным, уверенным в себе, хорошо формирует и выражает свои мысли.

Р.М. Ткач  в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи;

2. Сказки для гиперактивных детей;

3. Сказки для агрессивных детей;

4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями;

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений;

6. Сказки для детей в случае потери близких людей или животных. []

Сказка, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, позволяет ребенку почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. Сказка предлагает ребенку выход из различных сложных ситуаций, оказывает поддержку его возможностей и стремлений, помогает поверить в себя. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Структура занятий по сказкотерапии строится следующим образом:

  1. Ритуал «входа» в сказку (коллективное упражнение);
  2. Повторение (повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, чему научились);
  3. Расширение (рассказ новой сказки, рисование, сочинение сказки);
  4. Закрепление (приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка);
  5. Интеграция (связь нового опыта с реальной жизнью);
  6. Резюмирование (обобщение приобретенного опыта, связывание его с уже имеющимся);
  7. Ритуал «выхода» из сказки (закрепление нового опыта).

Таким образом, цикл занятий по сказкотерапии помогает детям решить ряд проблем в эмоциональной и поведенческой сфере, проблемы общения со сверстниками, а также способствует развитию общей осведомленности и словарного запаса, умению выражать свои мысли и чувства.  

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – Спб: Речь, 2008. – 240 с.
  3. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2009. – 80 с.
  4. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. Спб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 118 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...