Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми
статья (логопедия) на тему
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми,
имеющими ранний детский аутизм
(из опыта работы)
Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей с нарушениями аутистического спектра.
Это особенные дети, они как будто не замечает никого вокруг, не отвечают на вопросы, не смотрят в глаза, а если смотрят, то, как бы сквозь. Когда пытаешься активно привлечь ребенка с таким диагнозом к игре, он может реагировать слезами, криком, метаться, выбегать из комнаты.
Трудности установления контакта, эмоциональных связей выражаются даже в отношениях с близкими, но в наибольшей мере аутизм - нарушенное развитие отношений со сверстниками.
Социальные отношения сложны для аутичного ребенка в силу того, что он мало способен к моделированию поведения в зависимости от ситуации. Он гораздо хуже понимает людей, т.к. зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное.
Из наблюдений за такими детьми было замечено, что аутичный ребенок не идет на контакт с педагогом на «прямую», но может начинать общение через куклу, т.е. через сказочный персонаж.
Исходя из этого, приемлемым способом в работе по социализации такого ребенка могут считаться некоторые приемы сказкотерапии. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для формирования личности ребенка, стимулирует развитие воображения, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Через сказку ребенок знакомится с различными героями, с элементарными правилами поведения, навыками самообслуживания, добром и злом, познает окружающий мир. Проигрывая и проговаривая сказку, аутичный ребенок обыгрывает различные эмоциональные состояния: злость, обиду, гнев, страх и т.д. Он научится правильно в зависимости от ситуации, реагировать на происходящее.
Знакомство аутичного ребенка со сказкой строится на основе возможности воспринимать ребенком речь и самостоятельно воспроизводить содержание сказки (короткой), т.к. у таких детей специфические нарушения речевого развития (эхолалии, мутизм, стереотипные монологи, речевые штампы, отсутствие в речи первого лица), расстроена возможность использовать речь в целях коммуникации.
В работе могут использоваться любые сказки, соответствующие возрасту ребенка, в которых он может быть в роли «хорошего» или «плохого» героя, где актуализируются различные эмоциональные состояния героев. Это могут быть народные и авторские сказки, например: «Курочка Ряба», «Три поросенка», «Колобок» и т.д.
Сказка выходит за рамки обычной жизни, соприкасаясь с непростыми чувствами, явлениями и в понятной форме приобщает к миру чувств, переживаний. Она предоставляет возможность сравнивать себя с героем, соотносить себя с близким для него персонажем, а также понять, что у героя сказки есть такие же проблемы, как у него. С помощью сказочных действий, их образов, ребенок вполне возможно найдет выход из сложных ситуаций, сможет разрешить возникшие конфликты, уяснить моральные нормы, отличать добро и зло.
Хотелось бы поделиться опытом работы с такими детьми. Работа по социализации детей с ранним детским аутизмом средствами сказкотерапии происходило в несколько этапов:
На первом этапе проводилось ознакомление детей с определенной тематикой, например, тема «Цветы» (2-3 занятия). Лексические темы выбираются с учетом возрастных, индивидуальных и психофизических возможностей ребенка. Занятия включали в себя изобразительные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование, оригами). Завершалось занятие созданием групповой работы по теме.
На втором этапе (как закрепляющее занятие по определенной тематике) педагоги показывали кукольный спектакль – сказку. Сказки должны быть эмоционально окрашены, с простым сюжетом, с включение диалога.
На третьем этапе проводилась беседа об увиденной сказке, пересказ педагогом этой сказки, где литературное произведение не только словесно воспроизводится, но и подкреплялась иллюстрациями. Сюда же можно включить элементы пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнения по развитию общей моторики, например, «Подул сильный ветер (дети дуют), забарабанил дождь (постучать пальчиками по столу), цветочки клонили свои головки к земле (наклоны головы в стороны)»
Четвертый этап включает в себя пересказ сказки ребенком.
Для таких занятий необходимо группа детей, так как исходя из наблюдений можно отметить, что дети с аутистическими чертами довольно подвержены перенятию эмоционального фона (ребенок слыша детские смех, живо реагирует на них), им интересна реакция детей на происходящее.
Занятия с использованием приемов сказкотерапии является благоприятным методом для наиболее эффективной социализации детей с РДА. Дети стали более общительны, начали активнее вступать в контакт, появилась заинтересованность к различным видам деятельности, появился перенос закономерностей с одного вида деятельности на другую, расширился общий кругозор. Дети приобрели определенные навыки самообслуживания и элементарные правила поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Презентация к Мастер-классу «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Цель: представление педагогом элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: познакомить педагогов с одной из форм работ...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...