Презентация на тему: "Закономерности аномального развития ребенка"
презентация по коррекционной педагогике по теме

Орлова Любовь Андреевна

Презентация на тему"Закономерности аномального развития ребенка" (дизонтогенез)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие и специфические закономерности аномального развития ребенка. ( дизонтогенеза )

Слайд 2

Под закономерностью понимают объективно существующую, повторяющуюся существенную связь между явлениями. Существуют закономерности общие, отражающие общее для больших групп явлений, и специфические (или частные), действующие в какой-либо подгруппе явлений. Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из вопросов, на которых строится коррекционно-воспитательная работа для каждой категории аномальных детей. Фундаментальные исследования ведущих отечественных специалистов (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф и др.), посвященные развитию восприятия, памяти, мышления, речи аномальных детей различных категорий, позволили сделать заключение о том, что психическое развитие детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие нормальных детей.

Слайд 3

Выделяют следующие закономерности, общие для развития нормального и аномального ребенка: 1.Темп психического развития отличается неравномерностью, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно. 2.Созревание психических функций происходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преобразование и совершенствование. И в норме, и при патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер. Каждый этап завершается формированием принципиально новых качеств, которые становятся основой для развития на следующем этапе, что вновь приводит к скачкообразному появлению новообразований в психике, создающих базу для дальнейшего развития.

Слайд 4

3. Психическое развитие ребенка зависит от его обучения и воспитания и от общения со взрослыми. Появление новых качеств невозможно без направленного обучения, которое более эффективно в сензитивные периоды развития как нормального, так и аномального ребенка. Общение как вид психической деятельности — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» общечеловеческий опыт. Вот почему общение — главный фактор общего психического развития ребенка в норме и при отклонениях.

Слайд 5

4. Формирование и развитие психики происходит в различных видах деятельности. Ведущими видами деятельности для детей раннего возраста с нарушениями в развитии и без отклонений являются действия с предметами и игра. Игра рассматривается как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Специфика игровой деятельности заключена в ее замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере. Влияние органического дефекта на развитие психики проявляется в своеобразии аномального развития, которое имеет свои специфические закономерности. Изучение различных отклонений в развитии детей выявило, что для всех групп детей, имеющих нарушения, в той или иной мере характерны общие черты, одновременно отличающие их от нормально развивающихся сверстников.

Слайд 6

Одна из первых закономерностей была выведена Л.С. Выготским, который сформулировал положение о том, что наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития. Таким образом, была показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка: наступившее в том или ином звене нарушение закономерно в силу действия общих законов психологического развития влечет за собой изменение развития аномального ребенка, что проявляется в отклонениях, различных по своему характеру, силе и значимости у каждой категории аномальных детей. Однако общим для всех случаев является то, что возникшие изменения оказывают влияние на весь дальнейший ход развития ребенка.

Слайд 7

Как доказано Т.А. Власовой, у аномальных детей наблюдается недостаточное развитие психических процессов — различные по характеру и глубине нарушения умственного развития, недостатки двигательной сферы, своеобразие речевого развития, что приводит к нарушению познания окружающего мира, изменению способов коммуникации и нарушению средств общения, трудностям социальной адаптации обеднению социального опыта. Выявлена зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений от степени и качества первичного дефекта: чем тяжелее первичный дефект, тем более ярким будут проявления вторичных нарушений, а также наличие зависимости между степенью выраженности возникающих нарушений и временем воздействия на организм ребенка патогенного фактора. Чем раньше возникает первичный фактор, тем менее благоприятной будет картина последующего развития.

Слайд 8

Общей закономерностью для всех аномальных детей является затруднения во взаимодействии с окружающей средой и, прежде всего, с людьми. Трудности социальной адаптации, затруднения во взаимодействии с социальной средой впервые были обозначены как общая закономерность аномального развития Л.С. Выготским. дальнейшее изучение этой закономерности привело к уточнению и конкретизации ее содержания. Ж.И. Шиф формулирует эту закономерность следующим образом: «Общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность следствий, порождаемых дефектами, проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом ». Изменения личности особенно выражены в тех случаях, когда коррекция дефекта проводится несвоевременно, а также при неблагоприятном социальном окружении.

Слайд 9

По мнению В.И. Лубовского, наиболее общим в характеристике речевого общения аномальных детей является изменение у них способности приему и переработке информации . Изменение способов коммуникации аномальных детей проявляется прежде всего в том, что у всех них нарушено речевое общение, а у многих коммуникация осуществляется при активизации невербальных (мимических, жестовых) средств. Больше страдает усвоение той информации, которая обрабатывается пораженным анализатором. В.И. Лубовский делает вывод о том, что у аномальных детей всех категорий нарушено хранение и использование информация: нестойкость запоминания, привнесения и искажения запоминаемого материала и т.д.

Слайд 10

Следствием перечисленных особенностей является тенденция к замедлению темпов развития мышления , в частности процессов обобщения и отвлечения. Нарушение познания окружающего мира у аномальных детей во многом связано с замедлением формирования понятий. Это происходит потому, что для этого процесса у аномального ребенка необходимо образование большего, чем в норме, количества связей. Именно поэтому дети с нарушениями в развитии нуждаются в специально организованном обучении. Однако в развитии аномальных детей имеются и положительные закономерности. Наличие компенсаторных возможностей психики аномального ребенка, связанных со способностью нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях, и является такой положительной закономерностью.

Слайд 11

Многочисленные отклонения в развитии аномальных детей при благоприятных условиях обучения и воспитания корригируются, исчезал совсем и приобретал иное качественное выражение. Возможности компенсации, широко реализующиеся при благоприятных условиях коррекционного воспитания и обучения, сглаживаются и в известной мере устраняют неравномерность психического развития у аномальных детей. Эта важнейшая закономерность аномального развития обосновывает необходимость своевременно организованной помощи аномальным детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Значение ходьбы для физического развития ребенка"

Автором представлен практический материал для педагогов и родителей по физическому развитию дошкольников....

Презентация "Роль оригами во всестороннем развитии ребенка".

Презентация кратко знакомит с историей возникновения оригами, раскрывает цели и задачи использования оригами на занятиях и в повседневной жизни и представляет опыт работы воспитателя в данной технике....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "кОММУНИКАТИВНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ "кОММУНИКАТИВНО - РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ"...

Презентация для педагогов "ИКТ в развитии ребенка"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагог...

Презентация. Игра, как особое пространство развития ребенка от 3-х до 7-ми лет по программе "Детство" в контексте ФГОС ДО

Игра сопровождает младших дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными игрушками поднимают настроение, сближают ...

Презентация " Сказкотерапия в художественно-эстетическом развитии ребенка-дошкольника"

Презентация "Сказкотерапия в художественно-эстетическом развитии ребенка-дошкольника"...

Презентация для педагогов "ИКТ в развитии ребенка"

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике....