ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ДОШКОЛЬНИКА
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Ознакомление с окружающим и развитие речи – одна их важнейших задач обучения. Вместе с тем эта работа направлена и на воспитание ребенка, на формирование положительных черт характера и личности. «Усваивая родной язык, - писал К.Д.Ушинский, - ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ДОШКОЛЬНИКА»

   

                                                               

Учитель-дефектолог

Бочтарёва А.Л.

            Цели и задачи, стоящие перед специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушением интеллекта те же, что  и у дошкольных учреждений массового типа. Наряду с этим дошкольные учреждения  для аномальных детей имеют специальные коррекционно-воспитательные задачи. Обеспечить всем детям, страдающим олигофренией в степени дебильности, максимальное развитие и подготовить их к обучению в специальной школе возможно только в процессе организованной коррекционно-воспитательной работы; в системе такой работы большое место отводится развитию речи умственно отсталых детей и восполнение их очень бедного жизненного опыта.

        Ознакомление с окружающим и развитие речи – одна их важнейших задач обучения. Вместе с тем эта работа направлена и на воспитание ребенка, на формирование положительных черт характера и личности. «Усваивая родной язык, - писал К.Д.Ушинский, - ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».

        Художественная литература, адресованная детям дошкольного возраста, выполняя  свои задачи, вместе с тем вполне отвечает воспитательным задачам,  которые ставит перед ней дошкольная педагогика. Является она и средством воспитания умственно отсталых дошкольников.

Однако здесь большую роль играют и отбор произведений, и методика работы с отобранными текстами. Основными критериями отбора являются художественная ценность произведения и его доступность детям данного возраста и их интеллектуальным возможностям.

        Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью осуществляется двумя путями. Первый – непосредственное восприятие внешнего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными предметами и явлениями. Второй путь – опосредованное познание действительности средствами художественной литературы для детей. Литература для дошкольников увлекательно, эмоционально рассказывает о близком и хорошо знакомым детям – об игрушках, детском саде, труде взрослых, о явлениях общественной жизни и природы, воспитывает в детях любовь к Родине и родной природе, влияет на поведение детей, способствует формированию их личности.

        Умственно отсталые дети к моменту поступления в специальный детский сад (к4-5 годам) значительно отстают в своем речевом развитии от нормальных сверстников. Они обладают меньшим запасом знаний, хуже понимают речь окружающих и мало  говорят сами. Поэтому в специальном детском саду занятия по развитию речи проводятся регулярно. Будь то занятие по математике или пол сюжетно ролевой игре одной из основных задач ставится развитие речи. А также одно из полноценных занятий  обязательно отводится для работы с художественным текстом, когда педагог учит детей слушанию текстов  и рассказыванию.

        Известно, что умственно отсталые дети малоэмоциональны, не всегда понимают смысл текста. Поэтому педагог ведет с этими детьми специальную работу над текстом художественного произведения.

        Первоначально педагог воспитывает у детей эмоциональное отношение к речи, к рассказываемому тексту, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном материале, богатом своей ритмичностью  и музыкальностью, повторами. Для этого можно использовать народные потешки «Солнышко», «Водичка», «Травка-муравка», «Смотрит солнышко в окошко», «Ладушки», «Сорока», «Поехали» и др.

        Словесное устное народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить и т.д. Очень важно, что фольклор соединяется с целым рядом движений, действий детей. Процесс умывания, купания, одевания, сопровождаемый припевкой, приговоркой, становится для ребенка более интересным. А для умственно отсталого ребенка очень важен тот момент, что в народных потешках часто встречается повтор одного и того же слова, как правило главного, опорного, что помогает педагогу постепенно подвести ребенка к пониманию смысла припевок, приговорок.

         На той стадии речевого развития, на которой находятся умственно отсталые дети  4-5 лет, когда им понятно значение лишь небольшого количества слов, нет опасности  в том, что им преподносится речевой материал, который ими не может быть до конца логически осмыслен. Фольклорный же материал хорош тем, что он ярко эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом  стоит задача вызвать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умение слушать речь и чувствовать интонацию, что в дальнейшем позволит выработать и данной категории детей положительное отношение к речи, воспитать элементарную культуру речи. Фольклорный материал дает педагогу эту возможность.

        Одновременно с работой над фольклором с первых дней пребывания детей в специальном детском саду должна проводиться работа над простым текстом. Педагог учит умственно отсталых дошкольников сосредотачивать внимание на рассказываемом, воспитывает умение соблюдать на занятиях тишину, не мешать друг другу, дослушать рассказ до конца. Первые тексты, или стихотворения, рассказываемые детям, должны быть очень небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым  сюжетом и небольшим количеством действующих лиц.

        Постепенно педагог переходит к большим по объему текстам для прослушивания и понимания их детьми. Приучив детей слушать и понимать текст, их учат последовательно пересказывать его по вопросам, а затем и запоминать последовательность действий в тексте и описываемые отношения между людьми и предметами.

        При работе над текстом педагог раскрывает перед детьми смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. При этом педагог показывает детям как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них тем самым  положительные нравственные представления и черты характера. Для работы на этом этапе  педагог может использовать такие тексты, как «Игрушки» А.Барто; «Мой мишка» З.Александровой; «Маша обедает» С.Капутикян; «Цыпленок» К.Чуковского; «Кто сказал «Мяу»? В.Сутеева и др4 русские народные сказки «Три медведя». «Колобок». Эти произведения расширяют опыт ребенка, обогащают его словарь ( и активный, и пассивный), а пересказ приводит к овладению новыми формами речи.

        Художественный образ, который дается в произведении, сопереживание с героем, эмоции, которые этим сопереживанием вызываются, влияют на ребенка так, как не влияют на него приказы и уговоры. Все это дает возможность использовать слово как средство морального воспитания ребенка.

        Восприятие умственно отсталого дошкольника имеет свои особенности и не обеспечивает ему возможность полноценного восприятия художественного текста. Поэтому первоначально педагог рассказывает (а не читает) детям тот или иной текст. Когда текст читается, то читающий как бы теряет непосредственную связь со слушателями, между ним и детьми стоит текст, в который читающий заглядывает. При рассказывании педагог имеет непосредственный контакт с детьми.  Особенно это важно при работе с умственно отсталыми дошкольниками. При рассказывании повышается и эмоциональная насыщенность текста.

        Работа с детской художественной литературой в специальном дошкольном учреждении должна идти в следующей определенной последовательности:

           1) рассказывание текста;

           2) обыгрывание текста с использованием настольного или кукольного театра;

           3) повторное рассказывание текста с использованием ковролинографа (фланелеграфа) или иллюстраций;

           4) пересказ текста детьми по вопросам педагога;

           5) пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;

           6) пересказ текста детьми без внешней опоры;

           7) беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей нравственных принципов, утверждаемых данным художественным  произведением.

            Отобранный для работы текст необходимо адаптировать в соответствии с уровнем развития детей. Это не только не снижает воспитательную значимость произведения, но и делает его более доступным детям.

        Драматизация текста играет огромную роль в его усвоении детьми. Она помогает детям переводить художественные образы в наглядно- действенный план, насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память.

        Особое место занимает при этом игра-драматизация, являющаяся действием самих детей. В игре-драматизации ребенок связывает слово с действием, образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, Беседой, повествованием. В этих играх ребенок ставится в различные положения: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически  усваивается нужная форма речи, и при этом формируются нравственные представления.

        Пересказ ребенком текста художественного произведения имеет большое воспитательное значение. Пересказывая текст, ребенок вновь и вновь переживает события, в нем происходящие, оценивает поступки героев,

воспроизводит последовательность событий.

        Умственно отсталого ребенка нужно учить всему: и драматизации, и игре-драматизации, и пересказу текста художественного произведения, постепенно переводя ребенка к восприятию словесного текста без драматизации. Работа эта ведется последовательно, на протяжении всего времени пребывания ребенка в специальном дошкольном учреждении.

        Беседа по тексту, выяснение нравственной позиции героя, должна всегда завершать работу над художественным  произведением.

        Под воспитательным воздействием педагога художественные образы детской литературы оказывают свое влияние на поведение детей, на их взаимоотношения с товарищами и взрослыми, способствует формированию положительных черт характера.

        Так, при чтении книжки А.Барто «Игрушки», педагог не только закрепляет у детей знания об отдельных игрушках, но и объясняет детям, что игрушки нужно беречь, аккуратно играть с ними, убирать на месте. При чтении книжки С.Капутикян «Маша обедает» нужно не только вспомнить о тех, кто обедал с Машей, но и подчеркнуть, что Маша – добрая девочка, не забыла покормить своих друзей.

        Большую роль в формировании эмоционального отношения  к тексту играют эмоциональность самого педагога, живо и весело проведенная драматизация, вовремя показанные  красочные иллюстрации и раскрытие нравственного содержания текста. Все это помогает вызвать у умственно отсталого дошкольника положительное  отношение к художественному произведению, понять его смысл. Следует помнить, что  знания, получаемые детьми и связанные с положительными эмоциями, усваиваются быстрее и глубже, оказывают более сильное влияние на формирование личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

Особенности организации коррекционно - развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.

В статье приведен пример организации   образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме. Раскрыты основные цели,  задачи и направления ...

Как организовать чтение литературных текстов с умственно отсталыми дошкольниками в домашних условиях.

Как организовать чтение литературных текстов с умственно отсталыми дошкольниками в домашних условиях....

О ВОСПИТАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

          Воспитание детской самостоятельности является одной из важных задач дошкольных учреждений. В воспитании же аномальных детей эта задача приобретает особое знач...