Особенности организации коррекционно - развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.
статья на тему
В статье приведен пример организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста в специальном (коррекционном) детском доме. Раскрыты основные цели, задачи и направления коррекционно- развивающей работы и способы взаимодействия всех специалистов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми дошкольниками в условиях детского дома.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – обобщенное понятие.
В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. В нашем специальном (коррекционном) детском доме воспитываются дети с умственной отсталостью легкой и умеренной степени (F-70. F- 71) в возрасте от 3 до 8 лет. И в своей статье я хочу остановиться на особенностях организации учебно-воспитательной работы с данной категорией детей в нашем учреждении.
Основной задачей детского дома является государственная опека воспитанников:
- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение социальной защиты, медико- психолого- педагогической реабилитации и адаптации воспитанников к жизни в обществе.
- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- охрана прав и интересов воспитанников;
- применение образовательных программ, способствующих развитию личности ребенка, его интеллекта, воспитывающих в нем патриотизм, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине, природе, семье.
- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- передача детей под опеку, на усыновление и возвращение в кровную семью;
- поддержание и сохранение контактов с родственниками, если это не противоречит интересам детей.
Наше учреждение призвано выполнять следующие цели:
- создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств;
- обеспечение права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение коррекционной помощи;
- защита ребенка с ограниченными возможностями здоровья от
некомпетентного педагогического воздействия;
- создание единого образовательного пространства в детском доме;
- обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия;
- обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм
обучения и воспитания и коррекционно - развивающих технологий;
-обеспечение материально-технической базы учреждения с учетом
характера и структуры нарушений развития ребенка.
Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
В нашем детском доме функционируют четыре группы для умственно отсталых детей. Группы смешанные от 3 до 8 лет.
Дети поступают к нам на основании заключения областной ПМПК, которая выявляет отклонения в развитии, определяет их степень, характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка.
Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития разной степени выраженности со множеством сопутствующих нарушений как поведенческого характера, соматического состояния, психо-неврологического статуса и т.д. Подавляющее большинство составляют дети, у которых процессы возбуждения доминируют над процессами торможения - дети с гипердинамическим синдромом, другие вялые, апатичные, мало реагирующие на происходящее вокруг. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития - тотальное нарушение всех психических функций вследствие органического поражения центральной нервной системы.
При поступлении детей в детский дом, специалисты прежде всего, знакомятся с:
-заключением ПМПК:
-медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации
является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности;
-с педагогической характеристикой (если ребенок из другого учреждения государственной поддержки детства).
И проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей – входную диагностику. Основная роль при проведении диагностики отводится учителю-дефектологу. Он диагностирует: познавательное, речевое, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальный диагностический материал под редакцией Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой.
Затем к диагностике подключаются специалисты: педагог-психолог, учитекль-логопед, социальный педагог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель и воспитатель. Медицинские работники учреждения знакомятся с результатами диспансеризации и медицинской картой развития ребенка.
Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия и медицинского сопровождения.
Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Карту развития». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка (индивидуальная программа развития).
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта:
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Программный материал в них распределен по 3-4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть:
Пропедевтический этап – для детей 3-4 лет;
1 год обучения - для детей 4-5 лет;
2 год обучения – для детей 5-6 лет;
3 год обучения – для детей 6-7 лет;
4 год обучения – для детей 7-8 лет.
Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей. Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы предыдущего этапа.
В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде.
Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым.
Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий.
Учебный план определяет содержание коррекционного обучения:
-базисные компоненты коррекционного обучения;
-содержание коррекционной работы вне занятий;
-распределение занятий между специалистами.
Учитель-дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (формирование мышления, формирование элементарных математических представлений, конструктивных умений, ознакомление с окружающим, развитие речи, развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, обучение грамоте и т.д.) и игре.
Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов.
Воспитатели организуют практическую деятельность детей (ИЗО, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд) и формируют культурно-гигиенические навыки.
Сетку занятий строится на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха.
Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, - воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.
Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания формах и видах деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.
Но основу в структуре педагогического процесса составляют специальные коррекционные занятия, направленные на:
- привитие КГН и навыков самообслуживания;
- на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
- на формирование всех психических процессов;
- на развитие сенсомоторных навыков;
- на формирование коммуникативных навыков и исправления недостатков речевого развития;
- развитие мелкой моторики.
Для успешного проведения коррекционного процесса в детском доме создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
-щадящий охранительный режим (сокращение времени занятий- 15-25 мин.);
-увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
-увеличение длительности дневного сна;
-разработка для каждой группы режима дня;
-пересмотр организации физкультурного воспитания детей.
Занятия по физическому воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры , направленные на развитие внимания памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится:
- создание психологического климата;
- уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, переподготовка педагогов по профилю учреждения, обучение на методических объединениях);
- материально-техническая база;
- систематическая оценка результатов развития ребенка (мониторинг).
В детском доме создана модель целостного педагогического процесса - в режиме дня четко определено взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателя, учителя- дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре.
Выбор данной педагогической технологии позволяет воспитателям и специалистам детского дома:
-работать творчески;
-видеть рабочий день как целостный педагогический процесс.
В детском доме продуктивно работает психолого-медико-педагогический консилиум, где обсуждаются результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса.
Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность.
В учреждении разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения, социально-правовой защиты.
По достижению предельного возраста пребывания в детском доме – 8 лет наши воспитанники представляются на областную ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Анализ результативности работы нашего учреждения показывает, что у наших детей-выпускников после 3-4 лет пребывания в детском доме, отмечаются значительные успехи:
- значительно улучшается психический статус, формируются начальные знания и понятия;
- формируются основные социальные компетенции, что помогает в дальнейшей социализации и интеграции в обществе;
- появляется интерес к школе и учебной деятельности.
Такие результаты мы имеем благодаря высокому профессионализму педагогических и медицинских работников, а главное стабильному, сплоченному коллективу всех работников детского дома, объединенных одной целью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада
Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада
Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми
Основные правила установления контакта, создания оптимальных условий для работы....
Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях МРЦД.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы ребенка с РАС в условиях МРЦД.В. В. Клинова педагог-психолог Семьи детей с особенностями развития вынуждены справляться с множеством разно...
Адаптация предметно-пространственной среды как условие организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с дошкольниками с нарушением интеллекта
Особенности реализации принципов организации развивающей предметно-пространственной среды в работе учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушени...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией
Презентация на тему : "Презентация на тему:"Особенности организации коррекционно-развивающей работы воспитателя в группе для детей с Дислалией "...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в условиях детского сада
Основной задачей детского сада является:- создание благоприятных условий, способствующих умственному, психологическому, эмоциональному и физическому развитию личности;- обеспечение социальной защиты, ...