Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Прокопьева Наталия Геннадьевна

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии

 «Мышонок и темнота»

 

Цель занятия: преодоление страхов перед темнотой и различными шумами.

Задачи:

-дать детям возможность отреагировать страхи;

- воспитывать чувство уверенности в себе;

- развитие слухового восприятия, внимательности

Возраст: 5-7 лет.

Направленность: Страх темноты, страх различных шумов, повышенная тревож­ность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Ключевая фраза: «Мне страшно!»

Оборудования и материалы: обруч, разноцветные ленточки, записи шумов, колонка, стол, скатерть, подушки, камушки, фломастеры,  фонарик, игрушки: кошка, дятел, пила; ночник.

Ход занятия:

   Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Хотите? Тогда нам нужно пройти через осенние ветвистые деревья (дети проходят через обруч, на котором завязаны разноцветные ленточки).

А теперь ребята, сядьте на пенечки (подушечки), послушайте звуки и постарайтесь догадаться, где будет происходить сказка (звучит запись шума леса, пения птиц, звук ветра, треск сучьев).

Дети высказывают свои догадки.

Психолог: Ребята, вы правильно догадались, наша сказка будет происходить в лесу. Послушайте ее.

На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышо­нок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.

А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таин­ственные шорохи, наводящие ужас.

В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бе­гал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шурша­ло, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страш­но. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клаца­ют зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш...

Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж ве­ток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:

—Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?

—Нет,— ответил Светлячок,— в темноте совсем не страш­но, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в пау­тине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья... А ты куда идешь?— спросил Светлячок.

И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.

—   Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.

По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодари­ли Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на празднич­ный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные кра­савцы, как Светлячки.

Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его роди­телей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все зве­ри узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде».

И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светляч­ки, и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.

Вопросы для обсуждения

Чего боялся Мышонок? Тебе бывает так же страшно?

Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?

Психолог: А теперь мы с вами поиграем.

1.      "Кто притаился в темноте?"

Детям предлагается  залезть в норку мышонка (стол, накрытый скатертью), послушать звуки, догадаться, кто или что так звучит. Затем дети выходят из норки, берут фонарик и смотрят, кто издает такие звуки. Включаются звуки царапающейся кошки, дети угадывают, затем включают фонарик и проверяют правильно ли угадали. Такая игра продолжается еще с 5-6 различными звуками (стук дятла, звук пилы, скрипа двери, лай собаки,…).

2.      "Прятки зверей"

Ночью некоторые звери ложатся спать, а некоторые звери и птицы не спят. Детям нужно в темной комнате при включенном ночнике найти, кто (игрушки) спрятался в лесу (комнате).

 

 

3.      Игра "Храбрые черепашки». Выбираем "павлина", остальные – "черепашки". Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин хочет дотронуться до рук, "клюнуть", а черепашки должны вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.

     4 . Чтение стихотворения.

Когда приходит темнота,

Бывает страшно иногда.

Всё, что я вижу в свете дня,

Вдруг ускользает от меня.

С тревогой я смотрю на дом,

Как будто он мне незнаком.

Но мама рядом. Вот она

Включает лампу у окна

И открывает шире дверь.

Уже не так темно теперь.

Затем фонарик мы берем

И освещаем всё кругом.

И снова в комнате моей

Я вижу всех своих друзей:

Игрушки у двери в углу,

И оба тапка на полу,

Одежда, полки, шкаф, ночник,

Кровать, подушка, стопка книг.

И под кроватью светим мы,

Чтобы не бояться больше тьмы.

Потом – за шкаф, и на порог,

И даже светим в потолок.

Мигает мама фонарем:

«Смотри: всё так же, как и днем.

Светло – темно, светло – темно,

А нам с тобою все равно».

Тогда проходит мой испуг.

Ведь всё знакомо мне вокруг.

Есть у меня секрет простой:

Мы подружились с темнотой.

 

 5.Релаксационная игра: «На полянке»

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко.  Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как ветерок дотрагивается до твоих щечек. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

 

Психолог: Теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова пройдем с вами через осенние ветвистые деревья.

Ребята, мы побывали с вами в лесу, послушали сказку и поиграли, а лес для вас приготовил подарки – камушки. Детям раздают камушки и они раскрашивают их (по цветам можно определить настроение и состояние ребенка после проведенного занятия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_skazkoterapii.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии

 «Мышонок и темнота»

Цель занятия: преодоление страхов перед темнотой и различными шумами.

Задачи:

-дать детям возможность отреагировать страхи;

- воспитывать чувство уверенности в себе;

- развитие слухового восприятия, внимательности

Возраст: 5-7 лет.

Направленность: Страх темноты, страх различных шумов, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Ключевая фраза: «Мне страшно!»

Оборудования и материалы: обруч, разноцветные ленточки, записи шумов, колонка, стол, скатерть, подушки, камушки, фломастеры,  фонарик, игрушки: кошка, дятел, пила; ночник.

Ход занятия:

   Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Хотите? Тогда нам нужно пройти через осенние ветвистые деревья (дети проходят через обруч, на котором завязаны разноцветные ленточки).

А теперь ребята, сядьте на пенечки (подушечки), послушайте звуки и постарайтесь догадаться, где будет происходить сказка (звучит запись шума леса, пения птиц, звук ветра, треск сучьев).

Дети высказывают свои догадки.

Психолог: Ребята, вы правильно догадались, наша сказка будет происходить в лесу. Послушайте ее.

На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.

А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.

В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш...

Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:

  • Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
  • Нет,— ответил Светлячок,— в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья... А ты куда идешь?— спросил Светлячок.

И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.

—        Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.

По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.

Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде».

И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки, и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.

Вопросы для обсуждения

Чего боялся Мышонок? Тебе бывает так же страшно?

Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?

Психолог: А теперь мы с вами поиграем.

  1. "Кто притаился в темноте?"

Детям предлагается  залезть в норку мышонка (стол, накрытый скатертью), послушать звуки, догадаться, кто или что так звучит. Затем дети выходят из норки, берут фонарик и смотрят, кто издает такие звуки. Включаются звуки царапающейся кошки, дети угадывают, затем включают фонарик и проверяют правильно ли угадали. Такая игра продолжается еще с 5-6 различными звуками (стук дятла, звук пилы, скрипа двери, лай собаки,…).

  1. "Прятки зверей"

Ночью некоторые звери ложатся спать, а некоторые звери и птицы не спят. Детям нужно в темной комнате при включенном ночнике найти, кто (игрушки) спрятался в лесу (комнате).

  1. Игра "Храбрые черепашки». Выбираем "павлина", остальные – "черепашки". Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин хочет дотронуться до рук, "клюнуть", а черепашки должны вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.

     4 . Чтение стихотворения.

Когда приходит темнота,

Бывает страшно иногда.

Всё, что я вижу в свете дня,

Вдруг ускользает от меня.

С тревогой я смотрю на дом,

Как будто он мне незнаком.

Но мама рядом. Вот она

Включает лампу у окна

И открывает шире дверь.

Уже не так темно теперь.

Затем фонарик мы берем

И освещаем всё кругом.

И снова в комнате моей

Я вижу всех своих друзей:

Игрушки у двери в углу,

И оба тапка на полу,

Одежда, полки, шкаф, ночник,

Кровать, подушка, стопка книг.

И под кроватью светим мы,

Чтобы не бояться больше тьмы.

Потом – за шкаф, и на порог,

И даже светим в потолок.

Мигает мама фонарем:

«Смотри: всё так же, как и днем.

Светло – темно, светло – темно,

А нам с тобою все равно».

Тогда проходит мой испуг.

Ведь всё знакомо мне вокруг.

Есть у меня секрет простой:

Мы подружились с темнотой.

 5.Релаксационная игра: «На полянке»

«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко.  Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как ветерок дотрагивается до твоих щечек. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Психолог: Теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова пройдем с вами через осенние ветвистые деревья.

Ребята, мы побывали с вами в лесу, послушали сказку и поиграли, а лес для вас приготовил подарки – камушки. Детям раздают камушки и они раскрашивают их (по цветам можно определить настроение и состояние ребенка после проведенного занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для преодоления страха темноты

Картотека коррекционных игр для детей дошкольного возраста...

Коррекционно - развивающее занятие по преодолению страхов у детей 5-7 лет

Необходимость ведения этой программы обусловлена запросом родителей: "Как преодолеть детские страхи?" Преодоление страхов ведет к нормальному риазвитию ребенка, что предотвращает развитие в будущем фо...

Рекомендации родителям по преодолению страха темноты у детей старшего дошкольного возраста.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ?К старшему дошкольному возрасту умственные способности ребенка уже развиты настолько, что он в своем воображении может создавать простейшие ситуации и продумывать дальней...

Конспект занятия «В страну Трямляндия» по преодолению страха темноты с использованием сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста

На занятии педагога-психолога по преодолению страха темноты проводятся беседа по сказке, слушание сказки "Про Ёжика и Одинокую тень", игра "Трям!", рисование с последующим пр...

Конспект занятия « Коррекция детских страхов с использованием изотерапии».

В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страх...

Занятие-тренинг "Преодоление страха с помощью рисунка"

Занятие-тренинг по преодолению страха с помощью рисунков для детей старшего и подготовительного возраста....