Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии «Мышонок и темнота»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии
«Мышонок и темнота»
Цель занятия: преодоление страхов перед темнотой и различными шумами.
Задачи:
-дать детям возможность отреагировать страхи;
- воспитывать чувство уверенности в себе;
- развитие слухового восприятия, внимательности
Возраст: 5-7 лет.
Направленность: Страх темноты, страх различных шумов, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Мне страшно!»
Оборудования и материалы: обруч, разноцветные ленточки, записи шумов, колонка, стол, скатерть, подушки, камушки, фломастеры, фонарик, игрушки: кошка, дятел, пила; ночник.
Ход занятия:
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Хотите? Тогда нам нужно пройти через осенние ветвистые деревья (дети проходят через обруч, на котором завязаны разноцветные ленточки).
А теперь ребята, сядьте на пенечки (подушечки), послушайте звуки и постарайтесь догадаться, где будет происходить сказка (звучит запись шума леса, пения птиц, звук ветра, треск сучьев).
Дети высказывают свои догадки.
Психолог: Ребята, вы правильно догадались, наша сказка будет происходить в лесу. Послушайте ее.
На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш...
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
—Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
—Нет,— ответил Светлячок,— в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья... А ты куда идешь?— спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
— Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде».
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки, и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Мышонок? Тебе бывает так же страшно?
Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?
Психолог: А теперь мы с вами поиграем.
1. "Кто притаился в темноте?"
Детям предлагается залезть в норку мышонка (стол, накрытый скатертью), послушать звуки, догадаться, кто или что так звучит. Затем дети выходят из норки, берут фонарик и смотрят, кто издает такие звуки. Включаются звуки царапающейся кошки, дети угадывают, затем включают фонарик и проверяют правильно ли угадали. Такая игра продолжается еще с 5-6 различными звуками (стук дятла, звук пилы, скрипа двери, лай собаки,…).
2. "Прятки зверей"
Ночью некоторые звери ложатся спать, а некоторые звери и птицы не спят. Детям нужно в темной комнате при включенном ночнике найти, кто (игрушки) спрятался в лесу (комнате).
3. Игра "Храбрые черепашки». Выбираем "павлина", остальные – "черепашки". Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин хочет дотронуться до рук, "клюнуть", а черепашки должны вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.
4 . Чтение стихотворения.
Когда приходит темнота,
Бывает страшно иногда.
Всё, что я вижу в свете дня,
Вдруг ускользает от меня.
С тревогой я смотрю на дом,
Как будто он мне незнаком.
Но мама рядом. Вот она
Включает лампу у окна
И открывает шире дверь.
Уже не так темно теперь.
Затем фонарик мы берем
И освещаем всё кругом.
И снова в комнате моей
Я вижу всех своих друзей:
Игрушки у двери в углу,
И оба тапка на полу,
Одежда, полки, шкаф, ночник,
Кровать, подушка, стопка книг.
И под кроватью светим мы,
Чтобы не бояться больше тьмы.
Потом – за шкаф, и на порог,
И даже светим в потолок.
Мигает мама фонарем:
«Смотри: всё так же, как и днем.
Светло – темно, светло – темно,
А нам с тобою все равно».
Тогда проходит мой испуг.
Ведь всё знакомо мне вокруг.
Есть у меня секрет простой:
Мы подружились с темнотой.
5.Релаксационная игра: «На полянке»
«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как ветерок дотрагивается до твоих щечек. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.
Психолог: Теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова пройдем с вами через осенние ветвистые деревья.
Ребята, мы побывали с вами в лесу, послушали сказку и поиграли, а лес для вас приготовил подарки – камушки. Детям раздают камушки и они раскрашивают их (по цветам можно определить настроение и состояние ребенка после проведенного занятия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_skazkoterapii.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по преодолению страха темноты и страха к различным шумам с использованием сказкотерапии
«Мышонок и темнота»
Цель занятия: преодоление страхов перед темнотой и различными шумами.
Задачи:
-дать детям возможность отреагировать страхи;
- воспитывать чувство уверенности в себе;
- развитие слухового восприятия, внимательности
Возраст: 5-7 лет.
Направленность: Страх темноты, страх различных шумов, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.
Ключевая фраза: «Мне страшно!»
Оборудования и материалы: обруч, разноцветные ленточки, записи шумов, колонка, стол, скатерть, подушки, камушки, фломастеры, фонарик, игрушки: кошка, дятел, пила; ночник.
Ход занятия:
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Хотите? Тогда нам нужно пройти через осенние ветвистые деревья (дети проходят через обруч, на котором завязаны разноцветные ленточки).
А теперь ребята, сядьте на пенечки (подушечки), послушайте звуки и постарайтесь догадаться, где будет происходить сказка (звучит запись шума леса, пения птиц, звук ветра, треск сучьев).
Дети высказывают свои догадки.
Психолог: Ребята, вы правильно догадались, наша сказка будет происходить в лесу. Послушайте ее.
На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось в темноте; ночь была безлунной, а совсем рядом что-то все время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что, может быть, это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш...
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха, Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
- Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
- Нет,— ответил Светлячок,— в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а кричал я потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья... А ты куда идешь?— спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
— Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома,— сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью все такое же, как и днем,— есть и красивые цветы, и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: «Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде».
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки, и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.
Вопросы для обсуждения
Чего боялся Мышонок? Тебе бывает так же страшно?
Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?
Психолог: А теперь мы с вами поиграем.
"Кто притаился в темноте?"
Детям предлагается залезть в норку мышонка (стол, накрытый скатертью), послушать звуки, догадаться, кто или что так звучит. Затем дети выходят из норки, берут фонарик и смотрят, кто издает такие звуки. Включаются звуки царапающейся кошки, дети угадывают, затем включают фонарик и проверяют правильно ли угадали. Такая игра продолжается еще с 5-6 различными звуками (стук дятла, звук пилы, скрипа двери, лай собаки,…).
"Прятки зверей"
Ночью некоторые звери ложатся спать, а некоторые звери и птицы не спят. Детям нужно в темной комнате при включенном ночнике найти, кто (игрушки) спрятался в лесу (комнате).
- Игра "Храбрые черепашки». Выбираем "павлина", остальные – "черепашки". Черепашки лежат на животе под покрывалом. Греясь на солнышке они вытягивают руки и ноги из-под покрывала, а любопытный павлин хочет дотронуться до рук, "клюнуть", а черепашки должны вовремя убрать руки под покрывало. Павлина меняем после того, как он дотронется до кого-нибудь.
4 . Чтение стихотворения.
Когда приходит темнота,
Бывает страшно иногда.
Всё, что я вижу в свете дня,
Вдруг ускользает от меня.
С тревогой я смотрю на дом,
Как будто он мне незнаком.
Но мама рядом. Вот она
Включает лампу у окна
И открывает шире дверь.
Уже не так темно теперь.
Затем фонарик мы берем
И освещаем всё кругом.
И снова в комнате моей
Я вижу всех своих друзей:
Игрушки у двери в углу,
И оба тапка на полу,
Одежда, полки, шкаф, ночник,
Кровать, подушка, стопка книг.
И под кроватью светим мы,
Чтобы не бояться больше тьмы.
Потом – за шкаф, и на порог,
И даже светим в потолок.
Мигает мама фонарем:
«Смотри: всё так же, как и днем.
Светло – темно, светло – темно,
А нам с тобою все равно».
Тогда проходит мой испуг.
Ведь всё знакомо мне вокруг.
Есть у меня секрет простой:
Мы подружились с темнотой.
5.Релаксационная игра: «На полянке»
«Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Лягте на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как ветерок дотрагивается до твоих щечек. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.
Психолог: Теперь нам нужно возвращаться обратно в детский сад. Давайте снова пройдем с вами через осенние ветвистые деревья.
Ребята, мы побывали с вами в лесу, послушали сказку и поиграли, а лес для вас приготовил подарки – камушки. Детям раздают камушки и они раскрашивают их (по цветам можно определить настроение и состояние ребенка после проведенного занятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Применение сказкотерапии в ДОУ....
Игры для преодоления страха темноты
Картотека коррекционных игр для детей дошкольного возраста...
Коррекционно - развивающее занятие по преодолению страхов у детей 5-7 лет
Необходимость ведения этой программы обусловлена запросом родителей: "Как преодолеть детские страхи?" Преодоление страхов ведет к нормальному риазвитию ребенка, что предотвращает развитие в будущем фо...
Рекомендации родителям по преодолению страха темноты у детей старшего дошкольного возраста.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ?К старшему дошкольному возрасту умственные способности ребенка уже развиты настолько, что он в своем воображении может создавать простейшие ситуации и продумывать дальней...
Конспект занятия «В страну Трямляндия» по преодолению страха темноты с использованием сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
На занятии педагога-психолога по преодолению страха темноты проводятся беседа по сказке, слушание сказки "Про Ёжика и Одинокую тень", игра "Трям!", рисование с последующим пр...
Конспект занятия « Коррекция детских страхов с использованием изотерапии».
В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страх...
Занятие-тренинг "Преодоление страха с помощью рисунка"
Занятие-тренинг по преодолению страха с помощью рисунков для детей старшего и подготовительного возраста....