Занятие-тренинг "Преодоление страха с помощью рисунка"
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
Занятие-тренинг по преодолению страха с помощью рисунков для детей старшего и подготовительного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_trening_preodoleni_e_strahov.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Рисунок - вакцина от детских страхов»
Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.
Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.
Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Представленное занятие состоит из трех частей.
Вводная часть предполагает создание безопасного комфортного пространства, развитие доверия, сплоченности и сотрудничества между детьми
Основная часть включает рисование страхов, рисование героев мультфильмов, по завершении которого проводится комплекс релаксационных упражнений.
Заключительная часть – рефлексия. Подведение итогов занятия проходит в форме упражнения «Связующая нить».
В комментариях к каждой части содержатся пояснения и рекомендации к созданию соответствующей атмосферы на занятии, стимулирующей поддержке детей, к организации последующей психокоррекционной работы с детьми.
Цель занятия: коррекция детских страхов
Основные задачи:
• помочь детям графически отреагировать на имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
• снизить ситуативную тревожность на занятии
• способствовать повышению самооценки детей
• обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Организация занятия:
Занятие проводится с группой детей 5-6 -летнего возраста.
Продолжительность занятия – от 20 до 25 минут.
Материал: листы бумаги формата А4; карандаши, краски, ластики;
Предварительная работа:
Игры для развития доверия и сплоченности между детьми для усиления группового эффекта.
Ход занятия:
Приветствие. Дети стоят свободно на ковре
Психолог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие.
Разогрев. Игра «Ласковый привет»
Цель: способствовать доброжелательного отношения друг к другу, развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.
Психолог. Мы все с вами привыкли здороваться одним словом «привет» или «здравствуйте». Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам научиться красиво и доброжелательно здороваться.
Я начну, а вы продолжите за мной! Имя ребенка ….., здравствуй, у тебя сегодня красивая прическа. Дети продолжают
Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей). Мы подняли настроение друг другу.
Основная часть:
Сегодня мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? (Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)
Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»).
Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)
Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Психолог. Дети, вы закончили рисовать страхи. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).
Комментарий. Если рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализовался как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Важным является выражение одобрения психологом по поводу выполнения задания (гордость за это в известной степени является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе).
Психолог. Сейчас я попрошу вас нарисовать вашего любимого героя из мультфильма. Подумайте, кого вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе.
Психолог. Дети, вы закончили рисовать героев. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, кого вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей).
Скажите, ваши герои храбрые? Сильные? Смелые? Они бояться ваши страхи?
Дети: нет!
Психолог: я предлагаю вам избавиться от страхов. Возьмите в руки рисунок со страхам и порвите или сомните его, молодцы! А теперь выкиньте его. Так бы поступил ваш герой.
Психолог: ребята, вы большие молодцы!
Комплекс релаксационных упражнений
(по Джекобсону – детский вариант)
Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).
Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.
Самоанализ.
Дети по кругу говорят, что они сейчас чувствуют.
Психолог. Дети, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим.
Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо.
Комментарий. Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).
Литература
1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские страхи.(в помощь родителям)
Статья о детских страха.консультация для родителей о детских страхах и причинах их появления, о том, как предотвратить возникновение страхов у ребёнка и как бороться с уже существующими страхами...
Презентация "Устранение страхов с помощью изотерапии"
Материал для воспитателей...
Памятка "Коррекция детских страхов с помощью сказок"
Даются советы и рекомендации по устранению страхов у детей с помощью сказок...
Природа детских тревог и страхов и помощь в их преодолении.
О причинах возникновения детских боязней и роли родителей в их преодолении....
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Мастер класс "Борьба с детскими страхами с помощью сказкотерапии"
Разные методы борьбы с детскими страхами, где основным методом является Сказкотерапия...
Информационный буклет: "Детские страхи: причины, помощь в преодолении. Рекомендации родителям"
Информационный буклет о детских страхах и их причинах. В буклет также подробно изложены способы коррекции страхов и условия для реализации помощи ребенку....