Цикл занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Цикл занятий по преодолению страхов у детей дошкольного возраста»
В действующую структуру планирования деятельности ДОУ, ФГТ вносит существенные изменения: воспитание и обучение основывается на 2-х взаимосвязанных частях:
• совместная деятельность взрослого и детей
• самостоятельная деятельность детей
Эта модель реализуется через организацию детских видов деятельности и соответствующих им форм работы с детьми. Каждый вид деятельности переплетаются между собой. Главным результатом станет повышение качества образования в условиях ДОУ. Приоритет отдаётся нетрадиционным формам, основанным на активных и интересных методах и приёмах работы.
В психологии сказкотерапия одно из самых молодых направлений, в основе которого один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова.
Актуальность и новизна комплексной сказкотерапии заключается в объединении многих методических, педагогических, психотерапевтических приемов в единый сказочный контекст и адаптация их к психике ребенка и взрослого человека.
Данное направление отличается методологической простотой использования сказки в повседневной психологической практике при глубоком теоретическом обосновании. Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку выбраться из затруднений.
Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений, по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития).
Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Проблема возможности сказкотерапии как метода коррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста остается неосвещенной.
Время диктует новые требования к созданию и использованию новых методов, психокоррекционных программ, направленных на работу с проблематикой. Сегодня перед специалистами в области психологии встает потребность в разработке технологий, имеющих более широкие возможности в эффективности психологического воздействия, обучения, тренировки, реабилитации и т.д.
Обогащение практической психологии новыми средствами и методами эффективной работы с детьми, в частности таким направлением, как сказкотерапия, является отрадным фактом последнего десятилетия.
Метод сказкотерапевтической коррекции органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста.
В данном пособии рассмотрены практические возможности сказкотерапии в целях коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: распространение опыта работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Разработать и реализовать цикл занятий по преодолению страхов посредством сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста.
2. Проверить эффективность цикл занятий по коррекции страха у детей дошкольного возраста.
Прежде чем применять те или иные формы работы, а также использовать сказку, необходимо знать, что сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Составлена и предложена сказкотерапевтическая серия занятий для снижения уровня страха у детей дошкольного возраста.
Цикл занятий по использованию сказкотерапии.
Занятие 1.«Страна разговаривающих предметов»
Цели и задачи:
Устранение либо частичное обесценивание страха темноты
Повышение самооценки
Развитие ориентации в пространстве, темноте
Развитие тактильных, кинестетических ощущении
Развитие коммуникативных навыков, работа над сплоченностью
Развитие фантазии , креативного мышления
Развитие речи, логики, мышления
Оборудование:
«Волшебный цветок»
По паре карточек – «билетов» одного цвета
Нарисованные городские домики
ПСИХОЛОГ: -Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попадём в чудесную страну разговаривающих предметов: там все-все умеют чувствовать и говорить. Итак, давайте подойдем к волшебному цветку:
Цветок, цветок, в сказку веди
Не дай, цветок, ослабнуть в пути,
Для нас ты смелость и свет подари
И сказку новую нам оживи.
ПСИХОЛОГ:
-Ну вот мы и попали в страну «Услышляндию». Как вы думаете, что говорят и чувствуют эти стены?
ДЕТИ: прислушиваются к себе, угадывая, как бы они говорили друг с другом и о чем, если бы были стенами.
ПСИХОЛОГ:
- ….Этот пол?
ДЕТИ: пытаются представить, как чувствует себя пол под ними, как они по нему ходят, легко ли ему и т.п.
ПСИХОЛОГ:
-Зеркало?
ДЕТИ: пытаются представить себя зеркалами, например меняют отражения в себе.
ПСИХОЛОГ:
- О чем говорят деревья и машины на улице?
ДЕТИ: пытаются поставить себя на место машин и деревьев.
ПСИХОЛОГ:
-Давайте представим, что все мы – АВТОБУСЫ. О чём мы можем думать, говорить?
ДЕТИ: представляют, как могли бы чувствовать и размышлять автобусы, если бы они были живыми и разумными.
ПСИХОЛОГ:
-Все люди, звери и , наверно, предметы чего то бояться….Итак, мы автобусы. Чего мы можем бояться?
ДЕТИ: дети перечисляют, какие страхи могли бы быть у живых автобусов.
ПСИХОЛОГ:
- Сегодня мы узнаем, что же думал и чувствовал маленький автобус, который очень боялся…темноты. Итак, жил – был на свете малютка – автобус. Он был ярко красного цвета и жил с мамой и папой в гараже. Каждое утро все трое умывались, заправлялись бензином, маслом и водой, а затем везли пассажиров и з деревни в большой город у моря. Туда и обратно, туда и обратно.
ДЕТИ: играют в игру «Автобусы – пассажиры». Каждому «автобусу» нужно найти своего «пассажира» по билетам одного цвета. А затем, взявшись за
руки, «поехать» под музыку, пока другие «автобусы» не найдут своих «пассажиров» Игра выполняется без слов.
ПСИХОЛОГ:
- Малютка – автобус часто проделывал этот путь днем, но поздно вечером ездить ему не приходилось. К тому же он очень боялся темноты.
- Ребята, давайте покажем как он боялся?
ДЕТИ: изображают страх.
ПСИХОЛОГ:
- И вот мама сказала ему… Что могла сказать малютке-автобусу мама чтобы он не боялся темноты? Какими словами утешить, подбодрить?
ДЕТИ: предлагают свои варианты слов утешения.
ПСИХОЛОГ:
- Послушайте – ка одну историю! Давным-давно темнота очень боялась автобусов. И однажды мам сказала ей: «Не надо бояться. Если ты вечером побоишься выйти, чтобы окутать мир тьмой, люди так и не узнают, что пора спать. И звезды не узнают, что пора светить. Ну же смелей!»
ДЕТИ: выполняют пантомимный этюд «Темнота боится». Ребята показывают состояние и настроение темноты.
Мне страшно, мурашки бегут по спине.
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Пойду я направо, налево, кругом,
Но только спуститься я вниз не могу.
Автобусов страшно боюсь…Но, друзья,
На землю спускаться - работа моя.
ПСИХОЛОГ:
- Наконец темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как гудя, на ходу, сквозь нее промчался автобус. Какая неожиданность, но ей понравилось. Пожалуй, немножко щекотно, но очень весело.
ДЕТИ: играют в подвижную игру «Автобусы ловят, щекочут темноту» (модификация «Липучки»). Двое (автобус), взявшись за руки, ловят темноту (всех остальных). Кого поймают, присоединяют к себе – и ловят дальше.
ПСИХОЛОГ:
- Позднее, когда вышла луна, темнота играла в прятки с домами. А утром взошло солнце и отправило темноту домой к маме. Но теперь темнота уже не боялась автобусов.
ДЕТИ: играют в игру «Темнота ищет дом». Спрятаны нарисованные дома; психолог направляет ребят на поиски по залу или говорит где, «горячо», где «холодно».
ПСИХОЛОГ:
- Когда мама-автобус закончила свою историю, малютка – автобус сказал:»Ладно, поеду». Пришел водитель, завёл мотор, зажег свет, пришли люди, расселись по местам и маленький автобус поехал прямо в темноту к большому городу.
ДЕТИ: играют в игру «Автобус едет в темноту». Ребята вместе с психологом делают большой «паровозик». И ездят – ходят по практически не освещенному «городу – залу».
ПСИХОЛОГ:
- А теперь, ребята, мы должны покинуть эту чудо – страну, ведь наше время истекло, скорее к Чудо – цветку.
Цветок, цветок, сказка пришла,
Нам много чудного преподнесла.
Скорее домой нас отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани!
ПСИХОЛОГ:
- Ну вот, ребята, мы узнали одну маленькую историю. Как вы думаете, теперь темнота будет бояться автобусов?
ДЕТИ:
- Нет.
ПСИХОЛОГ:
- А автобусы темноту будут бояться?
ДЕТИ:
- Нет.
ПСИХОЛОГ:
- Что нужно для того, чтобы на бояться? Что посоветовала мама автобусу?
ДЕТИ:
-Попытаться понять, что скрывает темнота.
Прощание.
Занятие 2 «Волшебный цветок»
Цели и задачи:
Устранение либо частичное обесценивание страха темноты
Повышение самооценки
Развитие ориентации в пространстве, темноте
Развитие тактильных, кинестетических ощущении
Развитие коммуникативных навыков, работа над сплоченностью
Развитие фантазии , креативного мышления
Развитие речи, логики, мышления
Оборудование:
«Волшебный цветок»
Гирлянды
Диапроектор, диафильм
Фонарик
ПСИХОЛОГ:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы опять отправимся в страну чудес. Мы там встретим прекрасную героиню – красивую, но грустную. А кто это такая, вы сами мне скажите.
Цветок, цветок, в сказку веди
Не дай, цветок, ослабнуть в пути,
Для нас ты смелость и свет подари
И сказку новую нам оживи.
И вот мы уже идем на поиски нашей героини. Как вы думаете, почему у нас слабое освещение?
ДЕТИ: выдвигают свои версии
ПСИХОЛОГ:
-Да потому что, она не любит много света – она вообще при нем исчезает. Она не сердитая и не страшная, она просто не может жить при свете. Вы догадались, кто это?
ДЕТИ: отвечают
ПСИХОЛОГ:
-А вот и она… (Сидит красивая, вся в черном, Темнота и плачет.) Почему ты плачешь? И расскажи ребятам - кто ты?
ТЕМНОТА:
-Я – Темнота. А плачу я потому, что очень люблю детей, а они меня почему-то все очень боятся.
ПСИХОЛОГ:
- Ну что ты, Темнота, очень многие ребята тебя не боятся совсем, а те, кто боятся, не знают, как ты переживаешь… Ребята, мы боимся эту Темноту?
ДЕТИ: отвечают
ПСИХОЛОГ:
-Милая Темнота, хочешь, мы с тобой поиграем?
ДЕТИ: Играют в подвижную игру «Жмурки наоборот». Один участник с завязанными глазами ловит других и узнает на ощупь, психолог координирует движения.
ТЕМНОТА:
- Ой, как весело! Спасибо, ребята, а я вам хочу кое -что показать. (Включает гирлянды.) Ведь и гирлянды и салюты очень красиво смотрятся именно в темноте.
ПСИХОЛОГ:
- Ребята, а чем еще освещают таинственный мир темноты?
ДЕТИ: предлагают варианты (люстры, фонари, фары, рекламные вывески, светильники, свечи и т.п.).
ТЕМНОТА:
- А еще я хочу вам показать одно из моих любимых развлечений
ДЕТИ: смотрят небольшой диафильм «Ахи- Страхи»
ПСИХОЛОГ: проводит краткое обсуждение диафильма.
- А ведь смотреть диафильмы тоже можно только в темноте.
-Ой, а почему ты опять заплакала! А сейчас тебя, что огорчило?
ТЕМНОТА:
- Вы- то хорошие ребята, а все остальные дети так и будут меня боятся. АААА!
ПСИХОЛОГ:
- Нет, мы расскажем им, что ты совсем не страшная.
ТЕМНОТА:
- Но я им все время об этом говорю, но они меня не слышаааааат.
ПСИХОЛОГ:
- А давай им что- нибудь посоветуем. Ребята, почему мы боимся темноты?
ДЕТИ: рассказывают свои причины страха перед темнотой.
ПСИХОЛОГ:
- А что можно сделать , чтобы не боятся ее?
ДЕТИ: предлагают свои варианты решения этой задачи.
ТЕМНОТА:
-Конечно, ребята, меня не стоит боятся, но не забывайте о том, что я иногда сама не вижу, что во мне прячется. Остерегайтесь открытых люков, разных ямок и всяких других неприятностей, которых можно просто не увидеть в темноте.
ПСИХОЛОГ:
- Да, а можно взять фонарик… Вот посмотрите (достает фонарик). Только нельзя светить на Темноту - она боится фонарика.
ДЕТИ:
-А почему ты боишься света?
ТЕМНОТА:
-Я исчезаю при свете, а ведь если я не спущусь на город , то люди не узнают, что пора ложиться спать, а звездочки с луной не узнают, что пора выходить на небосклон. А теперь давайте еще поиграем, а то ведь со мной никто никогда не играет.
ДЕТИ: играют в подвижную игру «Кто поймает зайчика». Темнота пускает «зайчиков» фонариком, одни дети по очереди( во избежание травм) ловят его под музыку, а другие подсказывают: правее- левее- выше и т.д.
ТЕМНОТА:
- Здорово, очень мне с вами весело! А приходите ко мне еще раз! Вы придете?
ДЕТИ:
-Да.
ПСИХОЛОГ:
- А сейчас нам пора расставаться, но мы помним, что ты (Темнота) совсем не страшная и очень-очень добрая. Скорее подойдите все к цветку, пора возвращаться в детский сад.
Цветок, цветок, сказка пришла,
Нам много чудного преподнесла.
Скорее домой нас отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани!
Ребята, понравилось вам в этой сказке?
ДЕТИ: рассказывают о своих впечатлениях.
ПСИХОЛОГ:
- Что сохранил в вас волшебный цветок?
ДЕТИ: перечисляют то, что им запомнилось.
ПСИХОЛОГ:
- Темнота- она какая? Почему ей грустно?
ДЕТИ: описывают Темноту.
ПСИХОЛОГ:
-Отчего дети ее боятся?
ДЕТИ:
-…(того, чего можно не разглядеть)
ПСИХОЛОГ:
- Чем освещают волшебный мир темноты?
ДЕТИ: предлагают варианты.
ПСИХОЛОГ:
- Молодцы! Мы еще раз навестим Темноту?
ДЕТИ: отвечают утвердительно.
Прощание
Занятие 3. «Волшебная страна Темнота»
Цели и задачи:
Устранение либо частичное обесценивание страха темноты
Повышение самооценки
Развитие ориентации в пространстве, темноте
Развитие тактильных, кинестетических ощущении
Развитие коммуникативных навыков, работа над сплоченностью
Развитие фантазии , креативного мышления
Развитие речи, логики, мышления
Оборудование:
Бенгальские огни
Мешочек с разнообразными предметами
10 маленьких фонариков
Кувшин
Большой «пазл» (с изображением кувшина)
Большой цветок (раскидистый)
«волшебный цветок»
Стулья детские (5-6 штук)
Скользкая материя больших размеров
«тоннель» из обручей, обтянутых тканью
ПСИХОЛОГ:
-Здравствуйте, ребята, сегодня мы опять попадем в сказку к чудо - темноте. Давайте вспомним, что было, когда мы ее видели в в последний раз (вспоминаем). А теперь, ребята, пойдемте скорее к нашему волшебному цветку, который поможет нам попасть в новую сказку. (дети садятся вокруг «волшебного цветка»).
Цветок, цветок, в сказку веди
Не дай, цветок, ослабнуть в пути,
Для нас ты смелость и свет подари
И сказку новую нам оживи.
-Смотрите, ребята сегодня совсем темно, но нам ведь совсем не страшно, правда. Давайте попробуем найти Темноту (ищут Темноту в тёмной комнате по шепоту).
ДЕТИ: приветствуют Темноту.
ТЕМНОТА:
-Я тут, я тут. (шепотом)! Ребята, а я очень рада, что вы ко мне пришли. Вы меня нашли, узнали. А вот интересно, узнаете ли вы друг друга?
ДЕТИ: играют в игры «Узнай на ощупь» и «Узнай по голосу».
ПСИХОЛОГ:
- Как здорово! Вы так хорошо знаете друг друга! Что – то мне кажется что ты сегодня какая - то странная, что случилось? Ты съёжилась, сгустилась, забилась куда-то…
ТЕМНОТА:
- Дело все в том, что я такая темная, что не всегда знаю, что во мне прячется. То мне кажется, что это паук, а это просто цветок. То мне мерещится Баба Яга, а я ее очень-очень боюсь. Вот и теперь я думаю, что там стоит дракон (показывает на пианино).
ПСИХОЛОГ:
- Ребята, разве это дракон? Как вы думаете, что это?
ДЕТИ: отвечают, что это пианино.
ПСИХОЛОГ:
-Мы можем тебе показать, Темнота.
ДЕТИ: подсвечивают весь рояль фонариками.
ТЕМНОТА:
- А там осьминог (и т. п.).
ПСИХОЛОГ:
- Ребята, покажите Темноте, кто там… Вот видишь Темнота это вовсе не страшные предметы, а обыкновенные, которые из-за твоей фантазии становятся пугающими. А мы ведь с ребятами тоже умеем превращаться в разных животных и даже предметы (игра «Море волнуется раз»).
ДЕТИ: учат Темноту играть в игру «Море волнуется раз» и она сама называет изображаемые предметы.
ТЕМНОТА:
- Ребята, что же мне делать, что бы не бояться?
ПСИХОЛОГ:
- У нас есть для тебя маленький подарочек, его найдут ребята вот в этом большом мешке. (игра «Волшебный мешок»)
ДЕТИ: объясняют, что нашли, какой формы, температуры, фактуры и т.п.
ПСИХОЛОГ:
- А вот и он – твой подарочек! Это маленький фонарик, который мы дарим тебе, чтобы ты не боялась всяких страшилищ. Ребята, мы подарили Темноте фонарик, а чем еще можно осветить тёмное царство Темноты?
ДЕТИ: беседуют об освещении, предлагают варианты – свечи, гирлянды, фонарики, лампы, светофор, вывески и т.д.
ПСИХОЛОГ:
- А еще, чтобы ты никого не боялась, я тебе и всем ребятам дарю волшебный стишок.
Страх, страшок, страшилка,
Брысь, брысь, брысь.
В смех, смешок, смешилку
Пре-вра-тись!
Когда ты увидишь, что -то страшное и ужасное, то сразу говори эту прогонялку.
ТЕМНОТА:
- Давайте я попробую! (Пробует.)
ПСИХОЛОГ:
- А теперь вы, ребята. Все вместе. По одному.
ДЕТИ: разучивают стишок.
ТЕМНОТА:
- Здорово! Ничего не боюсь! (В комнате вспыхивает и гаснет свет. Темнота падает).
ПСИХОЛОГ:
- Что с тобой? Чем мы можем помочь? Кто же это сделал?
ТЕМНОТА:
- Вон там… (Показывает в угол комнаты. В углу лежат разрозненные части большого пазла. У каждого ребенка своя часть пазла, дети собирают из десяти частей единую картинку.)
ПСИХОЛОГ:
- Ребята, посмотрите, что там нарисовано (например кувшин с «живой» водой».
ДЕТИ: отвечают.
ПСИХОЛОГ:
- Ну что, ребята, значит надо найти для Темноты кувшин с «живой водой», в ее темном царстве это трудновато. Готовы ли вы идти?
ДЕТИ:
-… Мы идем по горам (по стульям), по болоту (по скользящей ткани на четвереньках), по пещере 9через обручный тоннель, обтянутый черной тканью). Вот он, наш волшебный сосуд! (Поим Темноту, она приходит в себя).
ТЕМНОТА:
- Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли сегодня. Опять меня порадовали, научили никого и ничего не бояться, спасли.
ПСИХОЛОГ:
- Но кто же зажег свет, прямо в волшебной сказке? Как вы думаете, ребята?
ДЕТИ: предлагают свои варианты.
ПСИХОЛОГ:
- А ты как думаешь, Темнота?
ТЕМНОТА:
- Я думаю, что это кто-нибудь, кто боится меня, потому что не знает какая я одинокая и несчастная, как мне бывает грустно и страшно. Но вы,
ребята, не побоялись со мной играть, меня выручать. Спасибо вам! За это я хочу вас наградить. (Достаёт бенгальские огни, дети зажигают их).
ПСИХОЛОГ:
- Ах, как красиво горят бенгальские огни в темноте, но нам, ребята, пора возвращаться, до свидания, Темнота. А сейчас нам пора возвращаться из сказки.
Цветок, цветок, сказка пришла,
Нам много чудного преподнесла.
Скорее домой нас отнеси
И, что узнали мы, в нас сохрани
Ну вот мы и вернулись из сказочного путешествия. Расскажите, ребята, что сохранил в нас волшебный цветок. Что для нас было наиболее важное и интересное? Что было трудно? Как вы себя чувствуете (какие ощущения)?
ДЕТИ: делятся впечатлениями.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....
Цикл занятий на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Представленный цикл включает 14 занятий основная цель которых - развитие слухового восприятия, счёта, внимания. ...
Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик
Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....
Психолого-педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста...
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"...
Комментарии
Цикл занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного
Спасибо интересно и актуально. Все больше детей подвержены страхам.