Аналитический отчет о работе педагога-психолога ДОУ за год
материал по коррекционной педагогике на тему
В отчете представлена информация о направлениях работы педагог-психолога, проведенных мероприятиях и результаты работы за год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_2013-2014.zip | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
о работе педагога-психолога Ищенко Елены Григорьевны
МБДОУ № 22 «Ивушка» за 2013-2014 учебный год
Цель работы:
Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов.
Поставленные задачи:
- Адаптация к ДОУ детей групп раннего развития.
- Анализ и коррекция развития познавательных процессов и способностей.
- Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
- Анализ и коррекция детско-родительских отношений.
- Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.
- Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
Выводы: поставленные в прошедшем учебном году задачи были выполнены:
- Адаптация в группах раннего развития прошла успешно – сложности в адаптации к условиям ДОУ возникли у 7% воспитанников групп раннего развития;
- Психологическое сопровождение подготовки к школьному обучению охватило 100% детей подготовительных групп;
- Для повышения психологической грамотности участников образовательного процесса использовались такие методы как: индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, лекции, тренинги.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям:
- консультативное,
- диагностическое,
- коррекционно-развивающее,
- просветительское
- методическое.
Консультативное направление.
За прошедший период было проведено 99 консультаций. Из них:
- индивидуальных для родителей – 74;
- групповых для родителей – 6;
- для педагогов – 20
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время, которого собирались основные данные, и уточнялся запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определения плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по способам взаимодействия с ребенком и преодоления трудностей.
Основными запросами были:
- Трудности адаптации к ДОУ и новым группам
- Трудности регуляции эмоционально-волевой сферы (тревожность, страхи, агрессивность и др.)
- Особенности развития познавательных процессов (память, мышление, речь и др.)
- Детско-родительские отношения
В процессе консультирования решались следующие задачи:
- Прояснение и уточнение запроса;
- Сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений развития;
- Рекомендации родителям, и педагогам по коррекции нарушений;
- Составление плана дальнейшей работы по запросу.
Выводы:
В целом можно считать, консультативную работу достаточно эффективной. Однако, в некоторых случаях приходилось сталкиваться с недостаточной мотивированностью и заинтересованностью родителей в коррекционной работе: дети часто пропускали коррекционные занятия, приходили неподготовленными (без альбомов, карандашей, пластилина), родители не прислушивались к рекомендациям. Причины сложившейся ситуации необходимо проанализировать, а также уделить больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более эффективную работу.
Диагностическое направление.
Основными направлениями работы были:
- Диагностика развития познавательной сферы;
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе;
- Диагностика развития эмоционально-волевой сферы;
- Диагностика межличностных отношений (в семье, в группе, в коллективе)
В диагностике приняли участие следующие категории воспитанников
Направление работы | Сфера деятельности | Количество | Категория | Возраст |
Психодиагностическое | Диагностика степени адаптированности к ДОУ | 53 | Воспитанники | 2-3 года |
Диагностика нервно-психического развития | 53 | Воспитанники | 2-3 года | |
Диагностика уровня готовности к обучению в школе | 103 | Воспитанники | 6-7 лет | |
Диагностика психоэмоционального развития по плану | 45 | Воспитанники | 5-6 лет | |
Диагностика психоэмоционального развития по запросу | 19 | Воспитанники | 4-7 лет | |
Социометрическая диагностика | 20 | Воспитанники | 5-6 лет | |
Диагностика взаимоотношений родителя и ребенка | 24 | Родители |
В ходе работы использовались следующие методики:
- Расставь значки (Пьерон-Рузер);
- 10 картинок (Н.В. Гатанова);
- 10 слов (А.Р. Лурия);
- Четвертый лишний (Н.Я. Семаго, Л.А. Ясюкова);
- Аналогии (Л.А. Ясюкова);
- Установи последовательность событий (А.Н. Бернштейн);
- Подбери слова к заданному вопросу, какое слово начинается с… (А.А. Реан);
- Тест Керна-Йирасека;
- Графический диктант (Д.Б. Эльконин);
- Диагностический комплект (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик);
- Тест метаморфозы Ж. Руайер;
- СОМОР Р. Жиля;
- Социометрическая проба «День рождения» (М. Панфилова);
- Исследование «Лесенка» (Н. Нижегородцева);
- Социометрическая игра «Секрет»;
- Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (Н.Д. Денисова);
- Анкетирование
Для проведения психологической диагностики был приобретен набор диагностических методик, которые соответствуют предъявляемым запросам и позволяют дифференцировать трудности развития и определять их причины. По результатам проведенной диагностики была спланирована развивающая и коррекционная работа, а также были разработаны рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам МБДОУ.
Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методик, совершенствовать собственные профессиональные навыки для более глубокой и эффективной диагностики нарушений в развитии.
Коррекционно-развивающее направление.
Коррекционно-развивающая работа велась в двух форматах: индивидуально и в группе. Групповая коррекционная работа проводилась для повышения уровня психологической готовности к обучению в школе и для профилактики дезадаптации. Индивидуальная работа была направленна на развитие познавательных процессов, повышения стрессоустойчивости, снижения уровня тревожности, коррекции поведения, развитие коммуникативных навыков.
В коррекционной работе приняли участие следующие категории воспитанников.
Психокоррекционное | Задачи | Количество | Категория | возраст |
Коррекция развития познавательных психических процессов в группе | 27 | Воспитанники | 6-7 лет | |
Коррекция развития познавательных психических процессов индивидуально | 7 | Воспитанники | 4-7 | |
Коррекция развития эмоционально-волевой сферы в группе | 8 | Воспитанники | 6-7 | |
Коррекция развития эмоционально-волевой сферы индивидуально | 18 | Воспитанники | 3-6 лет |
Всего за этот учебный год было проведено 70 групповых и 221 индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Основной контингент – воспитанники средних (18%), старших (16%) и подготовительных групп (66%).
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- Коррекция и развитие познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, внимание и др.)
- коррекция эмоциональных состояний (агрессивность, тревожность, страхи, импульсивность );
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие уверенности в себе;
Для проведения коррекционно-развивающей работы были разработаны программы:
- Работы с детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях;
- Адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
- Работы с воспитанниками подготовительных групп, с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе;
При разработке коррекционно-развивающих программ использовалась литература:
Афонькина Ю.А., Борисова О.Е. Развитие умения управлять собой Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми 5-7 лет Волгоград 2[a]014.;
Яссман В.П. Нейропсихологическая коррекция Хабаровск 2007.;
Завьялова Н.А., Лукина Н.К. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе Волгоград 2009.;
Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками Речь СПб 2008.;
Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке Практикум по песочной терапии Речь СПб 2010.;
Выводы: Итоговая диагностика уровня психологической готовности к школе позволяет говорить об успешной коррекционной работе: высокий уровень готовности к обучению в школе к окончанию коррекционной работы – 44%; средний – 56%. Однако, стоит обратить внимание на углубление индивидуальной работы с воспитанниками. Некоторые из детей, посещавших групповые занятия нуждаются в дополнительных индивидуальных занятиях. К сожалению, проблема занятости не позволяет заниматься с ребенком индивидуально, если он посещает коррекционную группу. Некоторые родители не находят времени, чтобы посетить консультации психолога по приглашению, несмотря на острую необходимость в коррекционной работе с их детьми. Поэтому, необходимо уделить больше внимания работе по мотивированию таких родителей. Низкая заинтересованность родителей в благополучном психическом развитии детей, возможно, связана со следующими проблемами: высокая профессиональная «загруженность» родителей, а так же возможно низкая информированность о важности гармоничного психического развития детей.
Выводы.
Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления.
Просветительская деятельность.
Просветительская работа велась в двух направлениях: с родителями и педагогами.
Формы просветительской работы:
- Выступления на родительских собраниях;
- Организация семинаров-практикумов с педагогами;
- Оформление теоретического материала «советы психолога» для родителей и педагогов.
Выводы: Проведенную профилактико-просветительскую работу можно считать успешной. Большинство родителей и педагогов с вниманием отнеслись к рекомендациям по преодолению трудностей в развитии детей, участвовали в коррекционной и развивающей работе, поэтому просветительскую деятельность необходимо продолжать, совершенствовать собственные знания, творчески подходить к подаче материала.
Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
- Создание базы диагностических методик;
- Создание базы развивающих материалов для занятий;
- Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей;
- Оформление документации педагога-психолога
- Участие в семинарах МО;
- Участие в педагогических советах ДОУ;
- Участие в ПМПК;
- Совершенствование собственных профессиональных знаний и навыков
Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей всех участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
Тренинговая работа
Тренинговая работа велась в двух направлениях: с воспитателями и детьми.
- Для профилактики школьной дезадаптации с детьми подготовительных групп было проведено 11 тренинговых занятий. На занятиях использовались следующие методы:
- Дыхательная гимнастика;
- Сказкотерапия (М.А. Панфилова Цикл коррекционных сказок «Лесная школа»);
- Беседа;
- Игры:
- Для развития умений сотрудничать с ровесниками и взрослыми;
- Для развития умений работать в команде;
- Для развития умений оценивать собственные эмоциональные состояния, состояния других людей, умений правильно их отреагировать;
- Для усвоения правил поведения в социальных группах, понимания их необходимости;
- Для развития межполушарных связей;
- Для профилактики профессионального выгорания у педагогов, в целях общего психического и физического оздоровления было проведено 9 тренинговых занятий. Занятия проводились с использованием методов:
- дыхательные практики;
- физические упражнения;
- медитации;
- визуализации
Выводы: тренинговая работа проводилась с педагогами и детьми. И дети и педагоги с удовольствием посещали эти занятия. В целом тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе удалось снизить, однако не у всех детей. В этой связи необходимо скорректировать программу профилактики школьной дезадаптации. Также необходимо больше внимания уделить профилактике профессионального выгорания у педагогов, привлечь большее количество воспитателей к тренинговой работе. Кроме этого имеет смысл использовать тренинговую групповую форму в работе с коррекцией эмоциональных состояний.
Работа во взаимодействии со специалистами ДОУ: по окончании коррекционной работы был организован праздник для детей средних, старших и подготовительных групп «Сокровища пиратов», в котором приняли живое участие музыкальный работник и инструктор по физкультуре.
Выводы аналитического отчета.
Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том, что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в будущем. В следующем учебном году необходимо уделить больше внимания углублению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми и детьми, воспитывающимися в неблагополучных условиях.
Наиболее эффективными формами работы при решении поставленных задач оказались: семинары-практикумы, групповые и индивидуальные консультации, тренинги, групповые и индивидуальные занятия.
Итоговая таблица деятельности за истекший период по всем направлениям
№ п/п | Направление деятельности | Количество | Примечания |
Проведено консультаций | 99 | ||
Проведено коррекционных занятий | 291 | ||
Проведено тренинговых занятий | 20 | ||
Проведено мероприятий во взаимодействии со специалистами ДОУ | 1 | Праздник окончания коррекционной работы | |
Участие в работе ПМПК ДОУ | 3 | ||
Отправлено детей на городскую ПМПК | 1 | ||
Участие в семинарах городского МО | 4 |
Учитывая вышеизложенное, на предстоящий период работы сформулированы следующие задачи:
- Оказание помощи в адаптации к ДОУ детей групп раннего развития, с учетом индивидуальных особенностей развития детей и сложившихся традиций семейного воспитания;
- Использование разнообразных форм работы с родителями для привлечения их к сотрудничеству в воспитании и образовании детей;
- Оказание практической помощи педагогам в работе с детьми и родителями с использованием таких форм работы, как семинары-практикумы, тренинги эмоционального общения, лекции;
- Осуществление мониторинга развития познавательных процессов и способностей воспитанников ДОУ и их коррекция.
- Анализ и коррекция проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
- Анализ и коррекция детско-родительских отношений.
- Психологическое сопровождение подготовки воспитанников выпускных групп к школьному обучению.
- Повышение психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
Отчет составила педагог-психолог МБДОУ № 22 «Ивушка» Ищенко Е.Г.
[a]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет о работе педагога-психолога
Годовой отчет о работе педагога-психолога...
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР за 2011 - 2012 учебный год
Аналитический отчет работы педагога - психолога ЦИПР 2011 - 2012 учебный годВ конце учебного года педагогом - психологом был представлен отчет о работе структурного подразделения ЦИПР.Основной целью р...
Аналитический отчёт о работе педагога-психолога Мельниковой Ирины Сергеевны МБДОУ «Детский сад №85» за 2015-2016 год
Основными проблемами, с которыми в течение года обращались родители воспитанников являлись: адаптация к ДОУ, агрессивное поведение ребёнка, развитие познавательных процессов, подготовка детей к ...
Аналитический отчет о работе педагога-психолога Гурковой Т.Н.
В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога в 2014 – 2015 учебном году строилась в соответствии с утвержденным годовым планом, направлениями работы дошкольной образовател...
Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019.
Аналитический отчет эффективности деятельности педагога-психолога за период с сентября 2018 по май 2019....
Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год....
Отчет о работе педагога-психолога МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» (за 2020-2021 учебный год).
Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами...