Отчет о работе педагога-психолога МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» (за 2020-2021 учебный год).
материал
Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._otchet_o_deyatelnosti.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
о работе педагога-психолога МБДОУ «Детский сад с. Первомайское» (за 2020-2021 учебный год).
Работа педагога-психолога велась в соответствии с законодательством Российской Федерации, с основной образовательной программой детского сада, рабочего плана и нормативно-правовыми документами:
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»;
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден, приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013, регистрация в Минюсте РФ от 14.11.2013);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом Минобрнауки России №1014 от 30.08, регистрация в Минюсте 26.09.2013г.);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 24.01.3049-13 «Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26;
- Положением о службе практической психологии в системе образования, Этическим кодексом психолога;
- Нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Республики Дагестан и Управления образования МР «Каякентский район», Уставом и локальными актами МБДОУ;
- Должностной инструкцией педагога-психолога.
При планировании и организации развивающей и коррекционной работы с детьми использовала программы, технологии, практические пособия и методические рекомендации Психологической Службы Российской Федерации: Е.А.Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраст».
Е.А.Алябьева «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Методическое пособие, Москва, 2008 г.
В.Г.Алямовская, С.Н. Петровская «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика 5-7лет».
А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова «Практический психолог в детском саду».
М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов».
А.С.Роньжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина «Диагностика развития ребенка (5-7лет)», «Диагностика развития ребенка (4-5 лет)», «Диагностика развития ребенка (3-4 года): Практическое руководство по тестированию».
Л.А.Венгер, Е.Л.Агаева, Р.И.Бардина, В.В.Брофман, А.И.Булычева, И.А.Бурлакова. Н.Б.Венгер, О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, И.А.Рудковская, В.В. Холмовская, Л.И.Цеханская «Психолог в детском саду. Руководство для работы практического психолога».
Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко «Практикум по возрастной психологии».
В своей профессиональной деятельности использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:
- ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
- ресурсы, разработанные педагогами-психологами.
Основная цель психологического сопровождения: создание необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.
Цель:
-своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на позитивную социализацию детей в процессе использования разнообразных форм психолого-педагогической поддержки ребенка, на обеспечение их психоэмоционального благополучия.
Задачи:
-Создание психологических условий для эмоционального комфорта ребенка и развития его личности для последующего обучения в школе.
-Формирование у педагогов ДОУ позицию отзывчивости на конкретную ситуацию психоэмоционального неблагополучия дошкольников; замена ориентации персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы.
- Способствование повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширение психолого-педагогических знаний и умений по оптимизации детско-родительских отношений.
Основные направления работы за проистекший период:
1.Психопрофилактическая работа:
- работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;
психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.
- проведение творческой декады психологии (см. план работы).
2. Психодиагностическая работа:
проведение психологического обследования ребенка для выявления эмоционального благополучия к себе, к семье, к ДОУ, готовности детей к школе.
3. Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на психологическую защиту, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию.
4. Консультативная работа:
- повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, бесед, участием в педсоветах, семинарах.
- Экспертно-проектировочная деятельность:
Экспертная оценка готовности к школе, отношение ребенка к себе, к семье.
Методическая тема. Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и гармонизации эмоционального состояния в ДОУ.
I. Психопрофилактическая работа проводилась по следующим направлениям:
1.Создание условий для полноценного психического развития ребенка:
- оказание помощи в период адаптации;
- составление рекомендаций с учетом возрастных особенностей детей;
- составление памяток - рекомендаций
- изучение медицинских документов для определения направлений индивидуальной работы.
2. Создание психологически безопасного информационного пространства. Активно использую в своей деятельности технологию психолого-педагогического сопровождения развития детей в педагогическом процессе ДОУ, которая, позволяет создавать эмоциональную комфортность и позитивный психологический настрой ребенка в процессе адаптации к дошкольному учреждению и постоянного пребывания в нем, а также в процессе взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
При планировании индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности, учитываю личностные особенности ребенка, его интересы и предпочтения. Это позволяет сделать развивающую деятельность более продуктивной. При взаимодействии с детьми я руководствуюсь принципом – «здесь и сейчас», опираясь на состояние ребёнка в данный момент. Очень важным является принцип «искренности в общении». Здесь для меня важно искренне предъявлять ребёнку свои чувства, даже если эти чувства не всегда приветствуются социумом. Так же в работе с детьми я опираюсь на его индивидуальность и зону ближайшего развития.
Основные задачи функционирования ДОУ реализовывались в соответствии с Уставом, проводится социально-нравственная диагностика дошкольных групп (А.Ю.Капская, Т.Л.Мирончик).
Общий вывод социально-нравственного развития воспитанников:
Высокий уровень освоения – 38%
Средний уровень освоения - 50 %
Ниже среднего уровень освоения – 12%
Выводы: результативность - выравнивание уровней освоения в пределах возрастной нормы, продолжить работу по данной теме. Основные сложности связаны с отсутствием по разным причинам детей.
В ноябре месяце проводилось исследование межличностных отношений в старшей группе
В исследовании принимало 35 детей.
Цель. Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Методика: Исследование проводиться в виде игры-беседы «СЕКРЕТ», а также использовала социометрическую методику Р.С. Немова «Выбор в действии» (модификация детской социометрической методики). Качественный анализ выборов позволяет сделать вывод об уровне взаимоотношений каждого ребёнка со сверстниками.
Результаты исследования показали следующие результаты:
Старшая группа:
уровень благополучия взаимоотношений:
- средний
Вывод:
Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими детьми, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.
Рекомендации воспитателям:
Проводить игры на общение в группе такие как: «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Комплименты».
Статус ребёнка в группе | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 Учебный год | ||
начало года | конец года | начало года | конец года | |
Высокий | 23,3 | 34 | 20 | |
Средний | 61,1 | 66 | 66 | |
Низкий | 16,6 | 0 | 14 |
Данная методика позволила определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день является актуальной. Также с детьми старшей и средней групп была проведена диагностика О.В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 44 ребёнка, результаты диагностики показали:
- завышенная самооценка у 59% детей;
- адекватная у 27% детей;
- заниженная у 7% детей;
- низкая самооценка у 7% детей .
У большинства детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Но есть дети, которые находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с ребёнком и как повышать его самооценку. С детьми, у которых заниженная и низкая самооценка в период с ноября по май велась коррекционно-развивающая работа по программе Л.И. Катаевой «Работа психолога с застенчивыми детьми» с целью формирования адекватной самооценки, повышать уверенность в себе. Занятия проводились в кабинете психолога 2 раза в неделю по 20-25 минут, всего в рамках программы было проведено 15 занятий. После окончания занятий дети начали выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, поверили в свои силы. Повторная диагностика показала, что у детей адекватная самооценка
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, свою деятельность строю так, чтобы помочь детям через игру вступить в мир новых возможностей и адаптироваться в нем, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение ставится её частью и условием. Она во многом определяет успешность взаимодействия ребенка со сверстниками и влияет на уровень познавательного развития. Основные параметры оценки игровой деятельности: характер игровых действий, выполнение роли, развитие сюжета в воображаемой ситуации.
Общий вывод игровой деятельности: на начало года на конец года
Высокий уровень – 24% 46%
Средний уровень - 44% 44 %
Ниже среднего уровень – 32% 10%
Проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями о значимости подвижных игр в жизни ребенка. Педагогам рекомендовано проводить больше сюжетно-ролевых, театрализованных игр, подвижных игр на свежем воздухе.
Психологический анализ просмотренных занятий, развлечений, игр, праздников позволил выявить уровень мастерства педагогов (по Р.Р.Калининой). Цель, которого выявление сильных и слабых сторон педагога, помощь ему в том или ином направлении.
2020-2021 2021-2022 Динамика
1. Высокий уровень - 30% 32% 12%
2. Средне высокий – 18% 38% 20%
3. Средний уровень – 40% 22% 18%
4. Ниже среднего - 12% 8% 4%
Анализ уровня педагогического мастерства в дошкольном учреждении можно оценить как средний В дошкольном учреждении сложилась определенная система методической работы (старший воспитатель Сулейманова Н.Ю.) с педагогическим коллективом, направленной на:
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, способствующих речевому развитию, поддержке позитивной социализации в ДОУ;
- формирование единства между общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
- восстановление традиций семейного воспитания, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- расширение и совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг.
Психологический климат в коллективе благоприятный, выше среднего.
Работа с воспитателями велась с целью повышения психологической
компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, консультации, беседы.
Профессиональный труд педагога отличается высокой эмоциональной загруженностью, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание.
Итоги анкетирования по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов (по В.В.Бойко) 15 педагогов.
- Фаза «Напряжение» (складывающий симптом)
- Переживание психотравмирующих обстоятельств – 30%
- Неудовлетворенность собой – 18%
- «Загнанность в клетку» – 6%
- Тревога и депрессия – 18%
- Фаза «Резистенция» (складывающий симптом)
1.Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование –48%
2. Эмоционально-нравственная дезориентация –30%
3. Расширение сферы экономии эмоций – 36%
4. Редукция профессиональных обязанностей – 24%
Фаза в стадии формирования - 36%
- Фаза «Истощение» (складывающий симптом)
1.Эмоциональный дефицит – 18%
2.Эмоциональная отстраненность- 24%
3.Личностная отстраненность – 0%
4.Психосоматические и психовегатативные нарушения – 24%
Все педагоги индивидуально получили консультативную помощь по профилактике синдрома эмоционального выгорания, а также был проведен семинар-практикум по заданной теме.
Сохранение психологического здоровья детей – важнейшая моя задача.
Цель психодиагностической работы – психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, диагностика и исследование эмоционального состояния и эмоционального благополучия детей.
Психолого-педагогическое обследование эмоционального самочувствия детей проводила по методике Е.В. Кучеровой «Изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду», методики С.В. Велиевой «Паравозики», проективной Н. Жуковой «Зонтики». Цель которого, получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей дошкольного возраста в детском саду по результатам кратковременного выборочного наблюдения, индивидуальных экспериментов и бесед с детьми.
Диагностика проводилась в 2 этапа. В первом участие принимали 86 дошкольников. В целом по выборке у 61% дошкольников выявлено позитивное психическое состояние. Эти дети настроены оптимистично, у них оптимальный уровень работоспособности, адекватное мироощущение и уровень самооценки, 32% дошкольников пребывают в состоянии дискомфорта (реакция острого стресса), т.е. сложившаяся ситуация им не совсем приятна, но данное состояние чаще всего является непродолжительным и организм сохраняет способность к самовосстановлению. Моё внимание привлекло 7% воспитанников, у которых было диагностировано состояние напряжения, что соответствует реакции хронического стресса, которая требует психологического сопровождения, а также повышенного внимания педагогов и родителей. Данную категорию детей составили вновь прибывшие дети. С этими детьми в течение года проводились профилактические занятия. Во втором этапе приняло участие 44 дошкольника. Обследование показало, что психоэмоциональное состояние детей улучшилось.
Результативность по годам | % | уровень |
2020- 2021 учебный год | 74 | Выше среднего |
2021-2022 учебный год |
Уровень эмоционального благополучия дошкольника в детском саду – выше среднего, что говорит о положительном благоприятном психологическом климате в ДОУ. Большинство детей любит ходить в дошкольное учреждение, с удовольствием занимаются и играют. По результатам диагностики проведены беседы с воспитателями и специалистами.
Для родителей в период адаптации детей, организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактике дезадаптации. А также были проведены родительские собрания по возрастным особенностям и психологическому здоровью детей младшего дошкольного возраста и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам. Проведено анкетирование родителей, беседы и консультации для педагогов, психологический практикум для воспитателей 1 младшей и группы раннего возраста «Как помочь ребенку в период адаптации», а для родителей: индивидуальные беседы и консультации «4 ошибки родителей при адаптации детей к ДОУ», тренинг-практикум «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения». Во второй младшей группе проведено родительское собрание «Мамина терапия», «Поощрение и наказание», «Детство-это чудо».
Таблица учета адаптации детей второй младшей группы к дошкольному учреждению.
№ | Уровень адаптации | 2020-2021 | 2021-2022 20чел. |
1 | Легкая Средняя Тяжелая | 47% 53% 0% | 55% 45% 0% |
В течение учебного года группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую и среднюю степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Таблица учета адаптации детей всех групп к дошкольному учреждению.
№ | Уровень адаптации | 2020-2021 г | 2021-2022 |
1 | Легкая Средняя Тяжелая | 60% 40% 0% | 65% 35% 0% |
Мониторинг познавательного развития детей дошкольного возраста проводилась индивидуально. У большинства детей хорошее восприятие величины и пространственных отношений, имеется познавательный интерес. У многих детей хорошо развито внимание, воображение, наглядно-образное мышление. По результатам диагностики даны рекомендации воспитателям и родителям. Рекомендованы развивающие игры и упражнения.
Сравнительная таблица исследования сформированности познавательных компонентов психического развития детей 2 младшей группы в %, на 2020-2021 учебный год
№ | Психологическое качество | н\с | с | в | |||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | Внимание | 46 | 22 | 38 | 70 | - | 8 |
2 | мышление | 46 | 42 | 60 | 58 | - | - |
3 | восприятие | 12 | 20 | 72 | 76 | 4 | 4 |
4 | воображение | 34 | 10 | 54 | 60 | 12 | 30 |
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей средней группы в процентах.
№ | Психологическое качество | Ниже среднего | средний | высокий | |||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | Внимание | 36 | 16 | 68 | 76 | 0 | 8 |
2 | воображение | 24 | 12 | 68 | 64 | 8 | 24 |
3 | восприятие | 16 | 4 | 68 | 72 | 12 | 28 |
4 | мышление | 40 | 16 | 60 | 76 | 0 | 8 |
5 | память | 28 | 16 | 56 | 68 | 12 | 16 |
Сравнительная таблица
исследования сформированности познавательных компонентов
психического развития детей в старшей группе в %.
№ | Психологическое качество | Ниже среднего | средний | высокий | |||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1 | Внимание | 38 | 14 | 58 | 76 | 4 | 10 |
2 | воображение | 16 | 0 | 72 | 68 | 12 | 32 |
3 | восприятие | 12 | 4 | 72 | 72 | 12 | 28 |
4 | мышление | 42 | 16 | 54 | 76 | 4 | 8 |
5 | память | 28 | 16 | 60 | 64 | 12 | 20 |
6 | речь | 46 | 16 | 46 | 76 | 8 | 8 |
С детьми (по запросу педагогов, родителей) проводились индивидуальные занятия на снижение тревожности, агрессивности, страхов, стеснительности, импульсивности, повышения самооценки, развития мышления, внимания, моторики, памяти и т.д. Данные занятия помогли ребятам стать успешней, более свободным и открытым, дали возможность повысить самооценку, самозначимость.
Таблица учета кол-ва воспитанников, которым потребовалось индивидуальное психологическое сопровождение
№ | Направление | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | |
1. | Тревожность | 10 | 10 | 15 | 46 |
2. | Агрессивность | 3 | 4 | 5 | 16 |
3 | Страхи | 4 | 15 | 5 | 31 |
4 | Другое | 3 | 2 | 11 | 26 |
Результаты работы:
Результативность прежде всего зависела от участия родителей в решении проблемы ребенка и взаимодействия с воспитателями.
88 % воспитанников после проведенной работы показали положительный результат.
12 % - улучшение нестабильное, требуется дальнейшее психологическое сопровождение.
Выводы: С целью повышения эффективности развивающего процесса, развития познавательной сферы активно использую в своей работе компьютерные развивающие инновационные технологии. Для более динамичного развития мыслительных процессов детей на занятии использовала ТРИЗ-технологию.
Меня заинтересовало использование данной технологии, так как она является одной из интереснейших педагогических методик конца 20 века, развивающих творческий потенциал ребенка. В процессе работы активно использую разнообразные игровые приемы ТРИЗ, которые способствуют формированию гибкости мышления и творческого воображения, умению видеть вариативность процессов и явлений окружающего мира, нестандартному подходу к знакомым предметам.
Практика показала, что при условии систематического использования инновационных технологий в коррекционно-развивающем процессе в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. Развивающая деятельность с детьми проводится исходя из диагностических исследований, запросов воспитателей и родителей в форме индивидуальных занятий, тренингов, этюдов, виртуальных игр-путешествий и т.д. После занятий наблюдается улучшение эмоционального состояния детей, в рисунках уменьшились тревожные мотивы. У детей, прошедших курс развивающих занятий вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.). У воспитанников изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, самоуважения. Эффективность проводимой работы выражается в снижении эмоциональной возбудимости, тревожности, гиперактивности, агрессивности и страхов у детей.
Вывод: дошкольники с удовольствием посещают кабинет психологической разгрузки. У всех детей отмечается позитивность в развитии.
Проведенные индивидуальные и мини групповые развивающие занятия стимулируют воспитанников к общению, уменьшают тревожность и агрессию, повышают самооценку и т.д. Данные занятия помогли ребятам быть более свободным и открытым, дают возможность самоутвердиться и самореализоваться, развивают чувство ответственности, позволяют понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность
Основная тематика коррекционно - развивающих занятий:
∙ развитие внимания, мышления, мелкой моторики, памяти
∙ коррекция эмоционального состояния
∙ коррекция поведенческих нарушений
∙ работа с агрессией
∙ развитие коммуникативных навыков.
Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики - выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. Предметом внимания педагогов и родителей является работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.
В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:
1) уровня психического и волевого развития;
2) наличия необходимых навыков и умений;
3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС выступают основаниями преемственности дошкольного начального общего образования. Большое практическое значение представляет определение уровня психологической готовности детей к обучению в школе, а также уровня сформированности универсальных учебных действий.
Готовность детей к школе. (2020-2021 уч. год).
Данную работу провожу по инновационному модулю диагностического обследования развития ребенка (Афонькина Ю.А. и др. «Диагностическая программа в системе предшкольного образования». Данный диагностический модуль позволяет определить исходный уровень каждого ребенка в развитии разных компонентов готовности к обучению и их предпосылок и включала обследование по следующим разделам: информационный компонент, психофизиологический, произвольность, личностно-мотивационный. Обследование проводилось в два этапа – октябрь 2020 и апрель 2021 (воспитатель: Умарова А.Д., Сулейманова С.А.)
Всего: 31 дошкольников
Информационный компонент: Начало года. Конец года. Динамика.
Высокий уровень – 26% - 60% - 34%
Средний уровень - 58% - 40% - 18%
Низкий уровень - 16 % - 0% - 16%
Психофизиологический компонент:
Высокий уровень – 16 % - 58% - 42%
Средний уровень - 76 % - 48% - 34%
Низкий уровень - 8 % - 0% - 6%
Произвольность:
Высокий уровень – 28 % - 56% - 28%
Средний уровень - 48% - 44 % - 4 %
Низкий уровень - 24% - 0 % - 24%
Личностно-мотивационный компонент:
Школьная позиция сформирована - 44% - 100% - 56%
Школьная позиция не сформирована - 56% - 0%
Экспертная оценка готовности к школе оценивалась по 3 уровням.
Готовность к школе по годам | 2020-2021 | 2021-2022 (н.г.) | Динамика |
Высокий уровень | 45% | 43% | 21% |
Средний уровень | 55% | 57% | 21% |
Низкий уровень | 0% | 0% | 0% |
Большинство выпускников способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдать элементарные общепринятые нормы правил и поведения. У выпускников имеется сформированность игровых навыков, адекватных возрасту, проявление к игре активного интереса, а также наличие первичных представлений о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
В процессе коммуникации дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения; показывают хорошее владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия при сотрудничестве). Дети владеют средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, активно общаются с ними. Способны изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
Все дети старшей группы любознательны, активны. Имеют интерес к новому и неизвестному в окружающем мире. Умеют задавать вопросы взрослому, любят экспериментировать. Самостоятельны в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Способны решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
Все дети овладели универсальными предпосылками учебной деятельности адекватно возрасту; умениями работать по правилу и образцу; слушать взрослого и выполнять его инструкции.
ВЫВОД. Мониторинг готовности к школе в целом по сравнению с началом годам имеет положительную динамику.
Хочется отдельно отметить, что большое количество детей со средним и высоким уровнем – это дети со стабильным развитием, с благоприятным прогнозом обучения в школе и дальнейшим развитием. Дети с высоким уровнем – это дети с несколько опережающим развитием, имеющие развитые способности и, естественно, с дальнейшим благоприятным прогнозом.
Выводы: оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у участников образовательного процесса. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Провожу психопрофилактическую работу не только с выпускниками ДОУ, но и с их родителями, такие встречи носят индивидуальный и групповой характер:
- психологическое консультирование по итогам диагностики в начале и конце учебного года;
- родительские собрания, семейные консультации по вопросам подготовки детей к школе;
- анкетирование «Готовы ли вы к переходу ребёнка в школу?».
Разработала рекомендации:
«Советы родителям первоклассников», «Почему учиться трудно?», «Что делать, если школьные трудности появились?», «Интерес (мотивация) к учебной деятельности. Почему это важно?».
По отзывам учителей и данным успеваемости учеников 1 класса МБОУ «ПСОШ №1 им. Героя Советского Союза С.Курбанова», выпускники детского сада легко адаптируются к школьным условиям, самостоятельны, отличаются творчеством.
Анкетирование родителей и опрос учителей начальных классов ПСОШ №1 показали значительное снижение рисков в период адаптации до 70%, уменьшение тревожности и школьных страхов – до 50%.
Успеваемость учеников 1 класса МБОУ ПСОШ №1
(выпускников детского сада):
ГОД | Высокий уровень | Средний уровень |
2020-2021 | 30% | 70% |
Систематическая и комплексная работа всего педагогического коллектива дает положительные результаты и обеспечивает подготовку детей дошкольного возраста к школе. Показателями эффективности работы педагогического коллектива по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе являются:
- высокий процент детей, успешно обучающихся в школе;
- положительные отзывы родителей о характере школьной адаптации;
- положительная динамика в показателях готовности детей к обучению в школе.
Не менее важным для меня является принцип включенности родителей в работу психолога с ребёнком. Огромная работа проводиться с родителями, как индивидуально, так и групповая. За период 2020-2022г. проведено 55 беседы, консультации для родителей. В настоящее время проблема психологического благополучия детей в условиях семьи и дошкольного и образовательного учреждения приобретает особую актуальность, т.к. проблема детско-родительских конфликтов в семье являются самыми распространенными. Возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений (невротизация, закрепление отрицательного поведения, тревожность, агрессивность, низкая самооценка, пассивность, несамостоятельность, внутренний конфликт и конфликтность и др.), именно на почве семейных факторов: дефектов воспитания, неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного климата в семье, частых психотравмирующих ситуаций и неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций.
С целью психопрофилактики и коррекции детско-родительских отношений на индивидуальных и семейных консультациях занимаюсь исследованием личностных особенностей родителей и детей, провожу диагностику характера их отношений и взаимодействий.
Использую рад психодиагностических методик направленных на детальное изучение проблем в семьях воспитывающих детей с целью планирования психокоррекционной работы с данной категорией семей:
-анкетирование родителей;
-опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» И.М. Марковской;
- -метод Р.М. Геворкян для оценки волевых качеств ребенка;
-графический тест (кинетический рисунок семьи Р.Бернса, С.Кауфмана) и др.
Анализ результативности психокоррекционной работы осуществлялся с повторным использованием всех методик диагностического этапа, психологического изучения. Полученные результаты позволили сделать вывод:
— в ходе исследования детско-родительских отношений был выявлен ряд аспектов, позволяющих определить наиболее полную картину отношений между детьми и родителями; реального восприятия родителями ребенка, их отношения к нему, особенности общения с ним, реакции на его поведение.
Так же получить обратную связь от самого ребенка: отношение ребенка к своему окружению, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным ее членам, волевые качества личности ребенка.
В рамках данной работы разработана тематика и содержание консультаций, тематических встреч с родителями, родительских собраний, что как показывают результаты работы, успешно апробировано. Эффективность психологической помощи семье подтверждается тем, что родители, не смотря на огромные трудности, направляют приобретенный новый творческий потенциал на взаимодействие со своим ребенком. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.
Подробный качественный анализ диагностических данных позволяет родителям увидеть источник проблемы, причины возникающих трудностей, совместно с психологом корректировать взаимодействие с ребёнком и отношения в семье.
Ниже в таблице проведен обобщенный анализ обращений за консультацией в течение года: Таблица 1.
Месяц | Кол-во консультаций | Проблема обращения | ||||
готовность к школе | По результатам готовности к школе | Психическое развитие | Личностное развитие | Семья | ||
09 | 11 | 4 | 5 | 2 | ||
10 | 7 | 3 | 4 | |||
11 | 6 | 4 | 5 | 1 | ||
12 | 5 | 1 | 3 | 1 | ||
03 | 11 | 4 | 6 | 1 | ||
04 | 9 | 6 | 2 | - | 1 | |
05 | 6 | 2 | 1 | 3 | ||
ВСЕГО | 55 | 7 | 8 | 16 | 21 | 7 |
Таким образом, наиболее интенсивными месяцами по количеству обращений за психологической консультацией являются сентябрь, октябрь, апрель, май, менее интенсивным – декабрь. Необходимо учитывать, что наибольшая потребность у родителей в решении вопроса готовности ребенка к школе, а поскольку диагностика на готовность к школе проводится в два этапа – на начало года и на конец года – это обусловливает динамику обращений.
Одна из основных форм работы – консультирование, результативность и важность моей работы прослеживается в данной таблице.
Проведен обобщенный анализ обращений родителей разных групп дошкольного учреждения за консультациями к психологу.
Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогло мне создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В своей работе я активно использую наглядную информацию, которая имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса, а также позволяет повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Для того, чтобы привлечь и заинтересовать родителей я стараюсь, чтобы информация была актуальной, содержательной и в то же время краткой, эстетично оформлена. Информационные материалы регулярно обновляются.
Полученные количественные данные, в первую очередь, взаимосвязаны с задачами, поставленными на учебной год, приоритетными направлениями работы психолога и, соответственно, взаимодействием психолога с той или иной группой. Наиболее актуальным направлением этого года являлась адаптация к ДОУ, предшкольная готовность к школе, поэтому и наибольшее количество консультаций во второй младшей и старшей групп. Возросло число обращений и запросов от педагогов и родителей, что является несомненным плюсом в работе педагога – психолога. Это говорит о налаженной коммуникации с педагогами, о наличии доверительного отношения к педагогу – психологу, о повышении уровня психолого – педагогической компетентности педагогов. В дальнейшем, необходимо продолжить работу по созданию у родителей потребности в повышении своего уровня психологической компетентности. Это ведет к налаженному взаимодействию всех участников образовательного процесса и к благополучному, грамотному воспитанию ребенка.
Выводы: Можно предположить связь между количеством обращений родителей к психологу с работой воспитателей, их заинтересованности во взаимодействии родителей со специалистом, умении выделять, видеть, дифференцировать психологические проблемы ребенка, обращать на них внимание родителей и активизировать их к взаимодействию со специалистами, в том числе и с психологом.
Наблюдение за общением родителей и детей изменилось, взрослые пытаются сменить наказания и угрозы на приучение и диалог. Активизировалась потребность родителей в совместной деятельности с детьми, а также потребность в изучении специальной литературы. Таким образом, данные повторной диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности работы ДОУ. Следовательно, апробированные нами методы и формы работы с родителями приносят ощутимый результат. И показателем нашей работы явился опрос родителей «Выявление удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива».
Вывод: Необходимо продолжать привлекать родителей и педагогов к общению со специалистом, используя активные формы взаимодействия по актуальным вопросам развития и воспитания детей. В заключение, необходимо отметить, что использование в системе разнообразных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ привело к следующим результатам: во - первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; во - вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса; в - третьих, возросла активность родителей на родительских собраниях (чаще возникают дискуссии, диспуты по инициативе родителей, приводятся примеры из собственного опыта, повысилась активность при анализе педагогических ситуаций, участию в конкурсах, досугах, праздниках).
Вывод: объединение усилий администрации, специалистов, воспитателей и родителей ДОУ является обязательным условием успешного решения воспитательных задач. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, стремление к взаимопониманию.
Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности
В рамках организационно-методического направления ежегодно разрабатываю рабочую программу психолого-педагогического сопровождения участников ОП, а также программы в зависимости от возрастного периода воспитанников и характера трудностей, выявленных в ходе диагностического обследования. Являюсь членом психолого- педагогического консилиума (ППк) детского сада, разрабатываю планы заседаний, веду протоколы, заполняю журналы. Вхожу в состав рабочей группы детского сада по разработке нормативно-правовой и документационной базы: для функционирования психолого-педагогического консилиума по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), по созданию рабочей программы воспитания. Являюсь активным участником методического объединения воспитателей в ДОУ, посещаю организационные мероприятия, открытые занятия и выступления других педагогов-психологов. Участвовала в муниципальном семинаре-практикуме педагогов-психологов на тему: «Буллинг в ДОУ. Выявление, устранение, профилактика.
А также сама выступаю с актуальной информацией и делюсь с коллегами накопленным практическим опытом работы (21.01.2022 год - проведение открытого занятия в рамках плана работы Службы медиации (примирения) на тему: «В кругу друзей» на базе МБДОУ «Детский сад с. Первомайское») 15.12.2021 г. проведение Деловой игры с педагогами на тему: «Приобщению детей к здоровому образу». Все ниже приведенные публикации содержатся на моем сайте https://nsportal.ru/kurbanova-saniyat-abidovna который в достаточном объеме оснащен различной информацией для родителей (законных представителей) и педагогов, который добавлен на сайте нашего детского сада https://dag-pervo.tvoysadik.ru/, в разделе «Страничка педагога-психолога».
Название методической разработки, медиапродуктов | Название публикации |
Презентация для родителей на тему: "Марафон по адаптации" | «Практические рекомендации педагогам и психологам по развитию активности и самостоятельности детей раннего возраста» |
Презентация для педагогов: "Агрессивное поведение дошкольников. Причины и пути коррекции" | «Психологическая безопасность» |
Памятка-буклет для воспитателей: «Способы снижения агрессивности у дошкольников» | "Как поддерживать активность и воспитывать самостоятельность у детей раннего возраста" |
Памятка-буклет для родителей: «Агрессивный ребенок. Как с этим бороться?» | "Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике |
Презентация для педагогов: «Арт- терапевтические подходы для коррекции эмоционального состояния детей на дистанционном обучении» | «Почему ребенок не слушается, и что с этим делать?» |
Буклет для воспитателей на тему: «Психолого- педагогическое сопровождение детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС» | Презентация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста в домашних условиях" |
Рекомендации родителям (буклет): "Адаптация ребенка к детскому саду | «Женское счастье» |
Памятка-буклет для родителей на тему: «Права ребенка" |
Ежегодно разрабатываю рабочие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а также коррекционно-развивающие программы с детьми разных возрастных периодов. В 2020-2021 учебном году мною были разработаны:
1.Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода детей младшей группы
2.Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную.
Посещено всероссийских:
-Вебинар «Развивающий потенциал цифровых образовательных ресурсов: как применять с пользой для детского развития» (17 марта 2022г.).
-Вебинар «Цифровые технологии в дошкольном образовании. Целевой проект «Развиваемся вместе»: опыт, практика, перспективы». (3 июня 2021г.).
-Конференция «Инклюзивное образование – 2022. Создание эффективного образовательного пространства». (3 марта 2022г.)
-Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребенка» (18 декабря 2020г.)
-III Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребенка. Поволжье» (20 марта 2021г.)
-Всероссийский форум «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребенка. Цифровая эпоха» (6 октября 2021г.)
В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми. Еще одна проблема, которая была выявлена в данном учебном году - это недостаточный уровень развития мышления у многих воспитанников старшей группы. В этом направлении следует отдельно разработать ряд коррекционно-развивающих занятий и реализовать их в будущем учебном году
Вывод: необходимо продолжать работу по подбору литературы, пополнению банка диагностических методик и развивающих программ для одаренных детей. Разработать программу по развитию мышления у старших дошкольников.
Общий вывод: анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
Накопленный профессиональный опыт дает возможность разработать образовательную технологию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также участвовать в конференциях, конкурсах и семинарах на федеральном уровне.
28.03.2022г. Педагог-психолог
Курбанова Саният Абидовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой отчет педагога-психолога в МБДОУ детский сад "Березка" за 2016-2017 учебный год
В отчете представлена работа по направлениям педагога-психолога за год, показана динамика развития и результативность....
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа (разработана на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43») Срок реализации: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа подготовительной группы спроектирована на основе ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №43», с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей муниципал...
Рабочая программа педагога-психолога ДОУ для детей со сложным дефектом на 2020-2021 учебный год
Дети со сложным дефектом - особенные дети, которым требуется психологическая помощь в усвоении дошкольного образования.Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда...
Приказ о кружковой работе в МБДОУ «Детский сад № 79 "Соловушка» на 2020-2021 учебный год
Приказ о кружковой работе в МБДОУ «Детский сад № 79 "Соловушка» на 2020-2021 учебный год...
Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год.
Отчет о работе педагога-психолога за 2020-2021 учебный год....
Приказ "О кружковой работе МБДОУ "Детский сад № 79 "Соловушка" на 2020-2021 учебный год от 12.08.2020
Приказ "О кружковой работе МБДОУ "Детский сад №79"Соловушка"на 2020-2021 учебный год от 12.08.2020...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с родителями воспитанников группы «Пчёлки» МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» на 2020-2021 учебный год
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с родителями воспитанников группы «Пчёлки» МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»на 2020-2021 учебный год...