Социализация детей группы "Особый ребёнок" дошкольного учреждения посредством музыкально-игровой программы
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данная научно-методическая работа представлена в сборнике материалов IV Республиканской научно-практической конференции "Преемственность системы инклюзивного образования", которая проходила под эгидой Министерства образования Татарстана, Казанского Федерального университета 3-5 февраля 2016 года в Казани. В авторском материале представлен опыт работы музыкального руководителя дошкольного учреждения по внедрению процесса инклюзии детей-инвалидов. Ключевые слова: инклюзия, социум, толерантность, образовательное пространство.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мусина Татьяна Александровна, музыкальный руководитель
высшей категории Детского сада №339
г. Казань solnze1957@mail.ru
Социализация детей группы «Особый ребёнок» дошкольного учреждения посредством музыкально-игровой деятельности
A socialization the group children «A special child of preschool through musical –game activity
Аннотация. В статье представлен опыт работы музыкального руководителя детского сада по внедрению процесса инклюзии детей-инвалидов.
Ключевые слова: инклюзия, социум, толерантность, образовательное пространство
Актуальность программы. В настоящее время значительно увеличивается число детей с нарушениями здоровья, что является серьёзной педагогической проблемой. В Законе «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям. Новое явление в российской системе образования – инклюзивное обучение детей-инвалидов[5]. Инклюзия (включение) как «процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого».[1] Посредством музыкально-игровых мероприятий я хочу активизировать процесс вхождения детей-инвалидов в воспитательно-образовательный процесс и в социум, «включить» детей-инвалидов в детское образовательное пространство всего дошкольного учреждения.
Проблема проекта. Алису привели в детский сад, а именно в группу «Особый ребёнок» родители. У девочки детский церебральный паралич, ей 4 года. Ребёнку крайне не хотелось расставаться с мамой, и долгое время девочка была легко возбудимой и не спокойной. Педагоги, психолог провели с ребёнком ряд адаптационных мероприятий, но безуспешно. Алиса просилась к маме, любила сидеть одна и ни с кем не общаться. Кроме того, такие негативные аспекты как
-быстрая утомляемость,
-неустойчивость внимания,
плохая координация движений,
ориентация в пространстве, трудности физического плана, мешающие, например, более свободно ходить, рисовать мешали ребёнку осваиваться в новом для неё социуме. Поэтому, я решила, что проблему отчуждения ребёнка от общения со сверстниками, возбуждённого эмоционального состояния в дошкольном учреждении надо искать в инновационных педагогических областях. Для этого я изучила новые методики и технологии педагогов-новаторов в музыкальном воспитании дошкольников, как Т. Сауко, А. Бурениной (музыкально-ритмическая программа «Топ-хлоп, малыши»)[4], Т. Калеевой (учебно-методическое пособие и хрестоматия для малышей «Слово, музыка, движение»)[3], Е.С. Железновой (проект «Музыка с мамой») [2] и посетила их авторские семинары.
Целью моего проекта развития воспитанника группы «Особый ребёнок» в нашем детском саду, а также в социуме я поставила содействие его умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию посредством создания музыкально-игровой среды, способом организации творческого контакта между нормальными здоровыми детьми, детьми – инвалидами, и их родителями. Воспитывая дошкольников музыкой с раннего детства, я хочу обратить внимание родителей детей-инвалидов, что их дети полноправные члены нашего общества, независимо от их состояния здоровья, что они имеют право развиваться в полноценной детской среде. Музыкальная деятельность с ребёнком-инвалидом в тесной партнёрской и толерантной взаимосвязи со здоровыми детьми будет ориентироваться на игровые методы в интеграции с различными образовательными областями, в основном с изобразительной деятельностью, физкультурно-оздоровительной, художественным чтением. Хочу подчеркнуть, что прописанные выше цели действительно реализуются в нашем образовательном учреждении и имеют положительные результаты
Задачи музыкального воспитания.
1.Развитие музыкально-инклюзивной среды, благодаря включению в процесс воспитания с детьми-инвалидами здоровых детей детского образовательного учреждения.
2.Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников - участников данного проекта.
3.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения в различных образовательных областях.
4.Развитие музыкального слуха, элементарных умений двигательных ориентировок в пространстве воспитанников - участников игрового действия.
Данная программа – своеобразный социальный заказ родителей детей ограниченных возможностей, желающих видеть прогрессивные качества, прежде всего в их умственном, физическом и эмоциональном развитии.
Предполагаемый результат. В процессе реализации индивидуальной программы ребёнка-инвалида сформируются партнёрские отношения дети-родители-педагоги, откроются предпосылки к самореализации в социуме, интерес к творческой деятельности, к музыке, пению, игре на музыкальных инструментах. Ребёнок начнёт постигать азы общения, станет любознательным, у него активизируется сознательное желание к укреплению своего физического и психического состояния.
Особенности реализации программы: Низкая работоспособность детей-инвалидов и их быстрая утомляемость затрудняет процесс реализации программы. Родители – самые главные участники и помощники в решении проблемы инклюзии в музыкальном воспитании группы «Особый ребёнок». Они должны побуждать своего ребёнка к активным действиям, несмотря на его болезненность, вялость, недомогание, вызывать у него желание влиться в общую детскую среду. Поэтому данная программа направлена и на работу с семьёй ребёнка. Только родители могут помочь ребёнку в сложных ситуациях, раскрыть его потенциал, поучаствовать в решении тех или иных игровых проблем, подготовить ребёнка к жизни в обществе.
Участники программы: родители, педагоги, дети группы «Особый ребёнок» и дети из других групп детского сада, врач детского сада.
Возраст детей, музыкально-игрового образовательного пространства от 3 до 8 лет.
План проекта меняется каждый год, в соответствии с индивидуальными качествами детей-инвалидов, посещающих группу «Особый ребёнок»
Время прохождения в зависимости от возможностей главных участников проекта.
Мероприятия, направленные на реализацию проекта
Примерный план музыкально-игровых мероприятий на сентябрь-октябрь
Таблица №1
Период прохождения материала | Задачи образо-вательных областей | Репер-туар | Интеграция материала с изобразительной деятельностью | Участие родителей |
Сен-тябрь - окт-ябрь | Установле-ние тёплых довери-тельных отношений между педагога-ми, родителя-ми, детьми Развивать слуховое внимание, по воз-можности навык рит-мичной ходьбы Слушать и инсце-нировать песню, постукивая указа-тельным пальчиком по ладо-шечке; развивать мелкую моторику, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Слушать новую песню, инсцени-ровать, в соответст-вии с музыкой и текстом. Развивать ритмичный топающий шаг. Выполняем движения в коллективе слаженно, соответ-ственно пению,.При-общать к детским музыкаль-ным инстру-ментам-ложкам,.Приобщать детей к культуре своего края | «Ладо-шечка» на мело-дию «Я на горку шла» «Вот как мы умеем» слова Н.Френ-кель, музыка Е.Тиличеевой «Кап-кап», русская нар. песня «По- езд», слова Т.Ба-баджан, музыка Н.Мет-лова «Прят-ки», слова И. Пла-киды, музыка Т. Ло-мовой «Кэрия-Зэка-рия», та-тарская народ-ная песня | Рисуем мазками пальцев тёплые лучики солнца. Жёлтая гуашь. Мазки пальчиком, имитируя следы людей. Синяя гуашь. Рисуем пальчиком капельки дождя. Голубая гуашь. Рассматриваем картину с изображением поезда; рисуем весёлые вагончики карандашами вместе с родителями и педагогами. Рисуем солнышко, прячем его, грея ладошки. Желтая гуашь. Рассматривание татарских узоров на платье куклы. Разукрашивать татарские национальные узоры: тюльпан, колокольчик. | Осваивать материал парал-лельно с детьми: ласково подпевать, рисовать пальцем вместе со всеми, слушая указания педагога .Осваивать навык ритмич-ной ходьбы на занятии и дома;. Осваивать вместе с детьми цвета. Рассматри-вать картины с изображе-нием дождя, инсцениро-вать песню, петь вместе с детьми на занятии и дома. Экскурсия с детьми на железно-дорожный вокзал, прокатить-ся на электричке.Играть в коллективе и в семье, выполняя движения соответст-венно пению. Развивать память и внимание своего ребёнка. Приобще-ние к пению татарских песен. |
Индивидуальная карта наблюдения музыкального развития ребёнка. Имя ребёнка Алиса. Год рождения 2009
Таблица №3
Параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
Эмоциональная отзывчивость | 1 | 2 | 3 |
Проявление интереса к музыке | 1 | 2 | 3 |
Звуковысотные соотношения | 1 | 2 | 2 |
Ритм | 1 | 2 | 2 |
Тембр звучания инструментов | 1 | 2 | 3 |
Динамика звука | 1 | 2 | 3 |
1-минимально участвует в занятии; 2-проявляет интерес, но быстро устаёт, отвлекается; 3- всё занятие хорошо реагирует на происходящее.
Примерный план проведения совместных досугов на ноябрь-месяц.
Таблица №2
Месяц | Тема досуга | Програм-мное содержа-ние | Работа с родителями | Распределение ролей | Подготовка декораций, атрибутов | Репертуар |
ноябрь | Празд-ник осени | Форми-ровать эмоции-онально-довери-тельные отношения в коллективе | Обсуждение сценария, разучивание материала вместе с детьми; обу-чить родителей игровому действию с детьми на тактильном уровне. | Ведущий-педагог; Зайчик ( игрушка); Белочка ( игрушка); Медведь-ребёнок из общеразвивающей группы; Птичка-ребёнок общеразвивающей группы | Ширма, корзинка, осенние листочки, грибы из картона или муляжи, подарки | «Кап-кап», «Да-да-да», «Мы-листочки», песни об осени |
В результате проведения данного проекта все дети стали более общительны, любознательны, наметились тенденции выработки в характере дошкольников открытости, сдержанности, толерантности и сознательности. Алиса прекрасно держится в детской среде, любит знакомиться с новыми посетителями на наших занятиях. Буквально все дети были увлечены музыкально-игровыми ситуациями, вместе разрешали их, нуждаясь в поддержке друг друга. Это говорит о том, что каждый человек независимо от национальной принадлежности, состояния здоровья способен чувствовать, думать и имеет право на общение. Так в нашем детском саду мы, педагоги, начали решать своеобразный процесс вовлечения всех воспитанников детского сада в единое образовательное пространство, то есть инклюзии.
Ссылки на источники
- Webster´s New unabridged universal Pictionary, 1994
- Железновы Екатерина и Сергей, «Музыка с мамой» www.m-w-m.ru
- Калеева Т., «Слово, музыка, движение» Учебно-методическое пособие и хрестоматия для малышей. Казань. 2001.
- Сауко Т., Буренина А., «Топ-хлоп, малыши» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. Санкт-Петербург 2011.
- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.
Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...
Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности
В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...
«Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством музыкально-игровой деятельности».
Методический материал из опыта работы...
Самообразование по теме: "Развитие вокальных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровых технологий"
Самообразование педагога на тему:«Развитие вокальных умений и навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкально-игровых технологий»на 2022-2023 учебный год...
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством музыкально- игровой деятельности .
Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и ...
Формирование позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста посредством развития социального и эмоционального интеллекта «ПАРК ЧЕМПИОНОВ» Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет.
Программа направлена на сохранение эмоционального здоровья, формирование позитивного отношения к себе, укрепление уверенности в своих силах, чувство собственной значимости, коррекцию эмоционально-личн...
- Мне нравится (1)