Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.
статья по коррекционной педагогике на тему

Материал содержит исследование, которое заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста.

  Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы - обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры - драматизации и беседы по ним;вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов.

   Настоящее исследование заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь. Так как она является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, не внимательны. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью, не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры - инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.

   После проделанной работы можно сделать вывод что:

- для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы;

- новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умение слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания;

- к новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинированные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий;

- методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры - драматизации, инсценировки); дидактические игры;

- целесообразно чаще  организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать. обосновывать свои суждения.

   Развитие диалогических умений должно осуществляться в рамках совместной работы детского сада с семьей. Родители, принимающие активное участие в создании костюмов, декораций, становятся сопричастными к деятельности ребенка, понимают ее важность.

   Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

   Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

   Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научиться, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый стандарт, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

   В ФГОС дошкольного образования определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение), а также в ходе режимных  моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

   Разъяснительная работа среди родителей для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных консультациях, выступлениях на родительских собраниях старались убедить родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования, которые выдвигают воспитатели в детском саду, следить, чтобы ребенок, разговаривая, вел себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками. не гримасничал, не держал руки в карманах. Общаясь, смотрел в глаза собеседнику, был приветлив и доброжелателен.

   В работе с родителями были использованы следующие формы работы:

1. Пропаганда знаний о развитии диалогической речи у детей.

2. Консультация на тему "Истоки диалога".

3. Посещение семей с целью выявления условий для речевого развития детей и дачи соответствующих рекомендаций.

Вся работа с родителями строилась на основе учета языковой среды в ней ребенка и индивидуального подхода к разным типам семей, в форме бесед и консультаций.

   В процессе общения со сверстниками и взрослыми речь детей стала более грамотной, речевые высказывания уместны, появилась речевая культура. Благодаря работе над лексикой и грамматикой обогатилась и речь родителей, - более полными, связными стали их высказывания.

   По проведенным наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят. обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряженьем дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительного образа.

   Разработанная система, включающая в себя беседы, занятия познавательного цикла. использование разного рода игр и упражнений, составление рассказов, работа с родителями воспитанников, позволяет сформулировать и выделить благоприятные условия для речевого развития детей, которые складываются в группах.

   В ходе наблюдения за дошкольниками определились основные педагогические условия:

1. развивающая педагогическая среда, пространство общения;

2. организация жизни детей посредством побуждения самостоятельно использовать, игровые зоны - во время инсценировок;

3. обогащение содержания речевых занятий посредством включения упражнений на развитие диалогической речи в ходе игр, разнообразных игр - драматизаций, инсценировок импровизированного характера,народных игр, дидактических и словесных игр.

   По результатам диагностики уровень развития диалогической речи повысился. Дети начали активно вступать в диалог, задавать и отвечать на вопросы. Из этого следует, что при систематической работе по развитию диалогической речи можно добиться ощутимых результатов, по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

   Таким образом, исследовательская работа, позволяет сделать вывод о том,  что практика так называемое свободное воспитание оказывает благоприятное влияние не на всех детей.  Если одни - активные, ищущие - умеют вовлекать взрослого в свою орбиту. Легко находят для себя интересное дело, легко вступают в контакт со сверстниками, то другие, - а их большинство, - страдают в силу своей инертности, недостаточной собственной активности. неспособности конкурировать с лидерами. Поэтому диалогу необходимо обучать систематически.

   Только систематическая и планомерная работа педагогов, их заинтересованность в участии родителей помогут решить многие проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, а тем самым в хорошем усвоении ООП и так называемого стандарта, который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

   Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

                                 Литература

1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками// Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с.51-61.

2. Арушанова А., Рычагова Е.,Дурова Н. Истоки диалога// Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с.82-90.

3. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи// Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: изд. АН, 2005. - с.56.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М: ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

5. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование/ отв. ред. А. А. Леонтьев. - М.: Наука, 1996. - с. 17 - 58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.    Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия...

педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"

В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...

Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.

изучение исходных уровней сформированности диалогической речи у детей 4-6 годов жизни....

Карточки-схемы для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста (интервью)

Карточки-схемы для развития  диалогической речи у детей дошкольного возраста (интервью)...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....