Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему
изучение исходных уровней сформированности диалогической речи у детей 4-6 годов жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_razvitiya_dialogicheskoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить исходные уровни сформированности диалогической речи у детей 4-6 годов жизни.
Задачи:
- выявить исходные уровни развития диалогической речи у дошкольников;
- изучить динамику развития диалогической речи;
- определить этапы, условия развития. Особенности диалога в разных возрастных группах.
В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:
- владение речевым этикетом;
- запрос информации;
- реплицирование;
- составление диалога.
Наличие этих навыков определялось по следующим показателям: объем фраз речевого этикета; использование различных типов вопросов (общие, специальные, альтернативные, расчлененные); самостоятельность и последовательность в ведении расспроса; объем и характеристика диалогических единств в составленных детьми диалогах; конструкции предложений, употребляемых детьми (краткие, распространенные, наличие обращений, эллипсов, речевых ошибок).
1. Речевой этикет.
Для диагностики были отобраны 6 тем для подбора речевых ситуаций общения:
- приветствие;
- знакомство;
- просьба;
- извинение;
- конфликт в игре;
- обращение к взрослому.
В каждой теме детям предлагались следующие речевые ситуации.
- Ты пришел(ла) в детский сад и встретил(ла) воспитательницу — Людмилу Михайловну. Как ты ее будешь приветствовать? Как по-другому можно поздороваться?
- К вам в группу пришла новая девочка. Тебе захотелось с ней познакомиться. Как ты к ней обратишься?
- Ты поливаешь цветы в групповой комнате. Один из них находится на шкафу, и ты не смог(ла) его достать. Как ты обратишься за помощью к няне, что ты ей скажешь?
- Ты играл (а) с мячом возле клумбы. Увлекся(лась) игрой и нечаянно сломал(а) любимый мамин цветок. Что ты ей скажешь?
- Ты захотел(а) быть капитаном на корабле, но капитанский мостик уже занял другой мальчик. Что ты ему скажешь? Как ты поступишь, если он не захочет уступить тебе место?
- Тебе нужно узнать, который час. Навстречу идет взрослый. Как необходимо к нему обратиться?
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Дети хорошо владеют повседневным речевым этикетом, употребляют различные его формы в зависимости от ситуации. Пользуются различными типами предложений, включая в них обращение к собеседнику и фразы вежливост. К незнакомым взрослым обращаются, используя слова: «извините», «скажите, пожалуйста».
2 балла – средний уровень.
Речевой этикет употребляют лишь в хорошо заученных ситуациях (приветствие, прощание, просьба). Названные речевые штампы однообразны, заменить их аналогичными дети не могут. Реплики детей в таких ситуациях включают только речевой штамп без обращения к собеседнику. Не зная необходимого в данной ситуации речевого штампа, дети отвечают косвенной речью, часто с ошибками или решают речевую задачу, используя имеющийся опыт.
1 балл – низкий уровень.
Дети владеют ограниченным объемом фраз речевого этикета, которым были обучены ранее и в которых упражняются ежедневно (приветствие, просьба, извинение), хотя часто смешивают их. Пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Незнание речевых оборотов затрудняет попытки детей этого уровня вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Самостоятельно из речи взрослых фразы речевого этикета дети не заимствуют. Смешивают формы обращения к ребенку и взрослому.
2. Запрос информации.
Цель: выяснить, умеют ли дети самостоятельно запрашивать информацию и на каком уровне развития находится этот навык в разных возрастных группах.
Ход проведения:
Детям предлагалось определить задуманное животное из числа изображенных на картинках (лиса, волк, медведь, заяц, белка, корова, лошадь, кошка, собака).
В качестве примера детям называлось несколько вопросов:
- Оно дикое или домашнее?
- Какая у него шерсть?
- Чем питается?
- Где живет? и т. д.
Задание считалось выполненным, если ребенок достигал цели (правильно называл задуманное животное). Выполнение задания детьми оценивалось по следующим показателям:
- умение правильно формулировать вопросы;
- самостоятельность в ведении расспроса;
- достигнута ли цель (зверь правильно назван) и каким путем: в результате расспроса или перечисления названий всех животных (угадывания).
Также при анализе детских вопросов обращалось внимание на их количество, тип, логическую последовательность в постановке, влияние на конечный результат.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Способны самостоятельно вести расспрос, в результате которого достигают цели. Расспрос проходит в быстром темпе, без длительных пауз и помощи собеседника. Пользуются всеми видами вопросов (общими, специальными, альтернативными, расчлененными).
2 балла – средний уровень.
Дети этого уровня способны задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Цель расспроса достигается путем угадывания, перечисления всех предметов. Во время расспроса дети часто отвлекаются. Если быстро угадывать не удается — теряют интерес к игре. Темп расспроса замедляют паузы, вызванные незнанием,
1 балл – низкий уровень.
Дети способны отвечать на различные типы вопросов, однако формулировать их самостоятельно не могут. Вести расспрос отказываются.
3. Реплицирование.
Цель: определить какие виды реплик дети употребляют чаще, а также их речевая реакция в беседе.
Ход проведения:
Взрослый предлагал ребенку поговорить с ним по телефону.
Реплики-стимулы произносил взрослый, реплики-реакции — ребенок. После каждой реплики ребенку давалась возможность самому возобновить беседу, но если этого не происходило, взрослый переходил к следующей реплике.
Из классификации побудительных реплик диалога, представленной М.С. Балабайко, были выбраны четыре вида:
- сообщение,
- побуждение к совместному действию,
- предложение,
- колебание.
Ответы детей анализировались по следующим критериям:
- наличие побудительных реплик (стимулов);
- общее количество произнесенных реплик;
- количество диалогических единств в микродиалогах.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Дети активно вступают в контакт с собеседником. В беседе быстро реагируют на реплики, пользуются различными их видами, в том числе и побуждающими партнера к речевому действию. Охотно беседуют на различные темы (об играх, семье, недавних событиях). По желанию собеседника могут определенное время поддерживать разговор на предложенную тему. Такие микродиалоги включают от трех до семи и более диалогических единств.
2 балла – средний уровень.
Дети охотно вступают в беседу со взрослым, но инициативы в ее ведении не проявляют, часто отвлекаются. Их речевая активность слабая. Поддерживать беседу на предложенную тему не умеют. Стремятся высказать свою информацию, от чего разговор постоянно меняет тему. Реплики, стимулирующие собеседника к беседе, употребляют мало. Реплики-реакции детей представляют собой либо краткие, однословные предложения, либо сложные структуры. Микродиалоги состоят из 1-3 диалогических единств в среднем.
1 балл – низкий уровень.
Дети пассивно включаются в диалог, проявляют слабую речевую активность. Беседа протекает медленно, много длительных пауз. Интерес к беседе отсутствует. Разговор длится, пока взрослый проявляет инициативу. Реплик-стимулов почти нет, реплики-реакции краткие, однословные, однотипные. Микродиалоги состоят из одного диалогического единства, имеют простую структуру.
4. Составление диалогов.
Цель: определить используют ли дети имеющиеся навыки диалогической речи при самостоятельном составлении диалогов на предложенную ситуацию.
Ход проведения:
Детям предлагалось по картинке, на которой изображены два беседующих зайца, придумать, о чем они говорят.
Диалоги детей анализировались по следующим критериям:
- самостоятельность в составлении диалога;
- количество в нем диалогических единиц;
- виды реплик;
- объем информации;
- содержание диалога.
Критерии оценки (в баллах).
3 балла - высокий уровень.
Диалоги, составленные детьми по картинке, имеют сложную структуру, состоят из 4-6 и более двучленных диалогических единств. В их состав включается также речевой этикет. Содержание диалогов, как правило, отражает сюжет картины, но возможен и отход от нее. При передаче диалога дети пользуются прямой речью. Речь правильная, наблюдаются отдельные синтаксические и грамматические ошибки.
2 балла – средний уровень.
Диалоги, составленные детьми по картинке, включают 1-3 диалогических единства. Дети затрудняются придумать содержание беседы, не знают, как начать и закончить диалог. Реплики состоят из одной фразы. Предложения используются как простые, однословные, так и сложной структуры. Речевой этикет в реплики не включается. Диалоги малосодержательны, построены по сюжету картинки или отражают мысли и выражения взрослых. В речи детей много синтаксических и грамматических ошибок за счет употребления сложных конструкций предложений.
1 балл – низкий уровень.
Диалоги по картинке дети этого уровня придумать не могут. Составляют отдельные реплики или определяют только тему разговора, которая отражает содержание картинки.
11 – 12 - высокий уровень
10 – 7 - средний уровень
6 – 4 - низкий уровень
Динамика развития навыков диалогической речи детей по возрастным периодам.
№ | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа |
1 | Навык употребления речевого этикета. | ||
Дети усваивают конкретный речевой штамп в определенной ситуации. | Переносят данный речевой штамп в аналогичные ситуации. | Заменяют данный речевой штамп аналогичными в соответствующих ситуациях. | |
2 | Навык запроса информации. | ||
Дети формируют отдельные вопросы. | Задают серию вопросов без логической связи. | Ведут расспрос, т. е. задают серию целенаправленных вопросов, имеющих логическую последовательность. | |
3 | Навык реплицирования. | ||
В беседе у детей преобладают краткие эллиптичные реплики – реакции, тормозящие продолжение диалога. | Дети в беседе употребляют расширенные реплики – реакции, дающие новую информацию для продолжения беседы. | Употребляют реплики – стимулы, побуждающие собеседника к речевому действию. | |
4 | Навык составления диалога. | ||
Дети составляют отдельные реплики или определяют тему бесед, составляют диалогическое единство. | Составляют микродиалог, т. е. несколько диалогических единств, объединенных одной темой. | Составляют диалог сложной структуры, включающий несколько микротем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности
Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...
CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения. Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия...
педагогический проект "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР"
В проекте представлены этапы и приемы работы по развитию диалогической речи у детй дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. А также освещен теоретический материал на основе современной литерат...
Карточки-схемы для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста (интервью)
Карточки-схемы для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста (интервью)...
Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр
Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...
Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.
Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....
Педагогическая технология "Развитие развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через изучение основ журналистики"
Актуальность Речь является основным средством проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной, эмоционально-волевой, познава...