Коррекционная ритмика с детьми
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Коррекционная ритмика улучшает развитие высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigat_aktivnost.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционная ритмика» -  это специальное комплексное занятие,  на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие  высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные  личностные качества, как саморегуляция  и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.)

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям.  Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость,  своеобразие  деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка,  свойственными ритмике.

Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию  моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на занятиях коррекционной ритмики:

  1. Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.
  2. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
  3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.

Кроме того, на занятиях решаются дополнительные задачи на развитие  воображения, детской фантазии, творчества.  Проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Важной составляющей занятий являются дыхательные упражнения. В каждое занятия включены специальные дыхательные  упражнения, которые способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии, укреплению голоса, умению управлять им. Дыхательные упражнения также  направлены  на профилактику острых респираторных заболеваний.

Игры, включенные  в занятия, имеют особое значение. Игра способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребёнка. Вызывает  стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать своё место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.

Занятия имеют следующую структуру:

  1. Вводная часть – двигательная разминка включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и  бега в различных направлениях под музыку.
  2. Основная  часть состоит из упражнений  на развитие и коррекцию  основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности  ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов  личности, творческих способностей. Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.
  3. Заключительная  часть. Включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу.

Содержание, структура и технология  занятий  по ритмике варьируется в зависимости  от характера  отклонения  в  развитии   детей  и необходимости  коррекции  средствами  движений  того   или  иного  нарушения. В рамках курса создаётся единая коррекционно-развивающая среда, где каждый ребёнок может достигнуть своего индивидуального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами».

В статье раскрываются методы и приемы использованиялогопедической ритмики, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения,и описываются игры,, стиму...

Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.

Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией

Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрииПонятие логопедической ритмикиСтруктура и содержание занятий по логопедической ритмикеИспользование логопедической ритмики...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию

ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...

Коррекционная ритмика в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР

Коррекционная ритмика в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР...

Коррекционная ритмика с детьми дошкольного возраста с ТНР

Коррекционная ритмика – это  своеобразный вид кинезотерапии, основанной на взаимодействии музыки, движения, слова....