Коррекционная ритмика с детьми
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Коррекционная ритмика улучшает развитие высших психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvigat_aktivnost.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекционная ритмика» - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.)
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребёнка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.
Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка, свойственными ритмике.
Занятия коррекционной ритмикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.
Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых на занятиях коррекционной ритмики:
- Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений.
- Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
- Развитие способности ориентироваться в пространстве.
- Развитие эмоционально-волевой сферы и личностных качеств.
Кроме того, на занятиях решаются дополнительные задачи на развитие воображения, детской фантазии, творчества. Проводятся комплексные игры различной подвижности и разной направленности, релаксационные упражнения, формирующие способности к снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
Важной составляющей занятий являются дыхательные упражнения. В каждое занятия включены специальные дыхательные упражнения, которые способствуют преодолению внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии, укреплению голоса, умению управлять им. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний.
Игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Игра способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать своё место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребёнку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.
Занятия имеют следующую структуру:
- Вводная часть – двигательная разминка включает в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега в различных направлениях под музыку.
- Основная часть состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания.
- Заключительная часть. Включает в себя подвижную или речевую игру (зависит от двигательной нагрузки основной части) и обязательную релаксационную фазу.
Содержание, структура и технология занятий по ритмике варьируется в зависимости от характера отклонения в развитии детей и необходимости коррекции средствами движений того или иного нарушения. В рамках курса создаётся единая коррекционно-развивающая среда, где каждый ребёнок может достигнуть своего индивидуального уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование темпо-ритмики и логоритмики на коррекционных занятиях с детьми-логопатами».
В статье раскрываются методы и приемы использованиялогопедической ритмики, которая является своеобразной терапией, основанной на использовании связи слова, музыки и движения,и описываются игры,, стиму...
Логопедическая ритмика в системе комплексной коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Статья учителя-логопеда по использованию логоритмики в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрииПонятие логопедической ритмикиСтруктура и содержание занятий по логопедической ритмикеИспользование логопедической ритмики...
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...
Коррекционная ритмика в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
Коррекционная ритмика в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР...
Коррекционная ритмика с детьми дошкольного возраста с ТНР
Коррекционная ритмика – это своеобразный вид кинезотерапии, основанной на взаимодействии музыки, движения, слова....