Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Характеристика состояния речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Понятие логопедической ритмики
Структура и содержание занятий по логопедической ритмике
Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми со стертой дизартрией
Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности. Нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. Между движением и речью наблюдается тесная взаимосвязь. Нарушение моторики оказывает прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей — дизартриков страдает.
Дети не умеют изменять силу и высоту голоса, недостаточно четко воспроизводят звуки и их сочетания изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях и фразах, неправильно воспроизводят речевой материал в заданном темпе. У них нарушено восприятие и воспроизведение различных ритмов. Дети не пользуются в своей речи интонационными средствами.
Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.
Неречевые:
- нарушение тонуса в артикуляционной мускулатуре
- нарушения двигательного аппарата
- нарушение эмоционально-волевой сферы.
- нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).
- нарушение познавательной деятельности.
- своеобразное формирование личности.
Речевые:
- нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).
- нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.
- нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
- нарушение грамматического строя речи.
Изучая коррекционные методики, можно сделать вывод о том, что с детьми со стертой формой дизартрии необходимо целенаправленно работать над развитием всех элементов просодики, артикуляционной и мимической моторик, речевым дыханием.
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы.
При проведении логоритмических занятий, учитывается состояние речи и моторики. Занятия с движениями для детей с дизартрией имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов
В то же время движение под музыку является для ребёнка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом благотворно сказывается на его состоянии и воспитании.
Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей с дизартрией, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма. Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.
Подготовка к логоритмическому занятию имеет ряд особенностей:
- подбор речевого материала осуществляется с учетом лексической темы недели;
- подбор музыкального материала согласовывается с планированием музыкального руководителя;
- перед занятием проводится предварительная работа по разучиванию игр;
- при подборе двигательных упражнений необходимо учитывать группу здоровья детей.
Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится от 15 до 35 минут в зависимости от возраста детей. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть продолжается от 3 до 7 минут. Данное время необходимо для подготовки организма ребёнка к моторной и речевой нагрузкам. Используются такие упражнения как повороты и наклоны корпуса, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, с изменением направления и темпа движения, с перестроениями. Спомощью этих упражнений дети учатся ориентироваться в пространстве, в право- левостороннем направлении движения и т.д. Вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи с помощью музыки. Для улучшения координации движений, для тренировки устойчивости широко используются упражнения с перешагиванием через гимнастические палки, кубики, обручи. Они направлены на тренировку внимания, памяти и ориентировки, тормозных реакций.
Основная часть занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях;
- Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- Упражнения регулируемые мышечный тонус;
- Упражнения, активизирующие внимание;
- Упражнения регулирующие мышечный тонус;
- Упражнения на развитие координации движения;
- Упражнения на координацию речи с движением;
- На координацию пения с движением;
- Слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
- Счетные упражнения;
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
- Упражнения формирующие чувства ритма;
- Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
- На развитие мелкой моторики;
- На развитие речевых и мимических движений;
- Ритмические упражнения;
- Пение;
- Игра на музыкальных инструментах;
- Музыкальная самостоятельная деятельность;
- Игры (статические, малоподвижные, подвижные);
- Упражнения для развития творческой инициативы.
Заключительная часть занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, спокойная ходьба, релаксационные упражнения.
Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли и развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик; образной – при восприятии наглядного образца движений; словесно-логической – при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения логоритмических заданий; двигательно-моторной – в связи с практическим выполнением заданий; произвольной – без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.
Таким образом, логоритмические игры и упражнения являются ценной неотъемлемой частью коррекционного процесса, позволяющей добиться положительного и устойчивого результата в коррекции стертой формы дизартрии.
Литература:
- Аксанова Т.Ю. «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР: учебно-методическое пособие»; СПб.; ДЕТСТВО- ПРЕСС,2009.
- Архипова Е.Ф «Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии». М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010г.
- Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика»М., 2002.
- Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике» (методическое пособие); М., «Айрис Пресс», 2006 г.
- «Логопедия» под ред. Волковой Л.С.- М., Просвещение, 1995.
- Лопатина Л.В. «К вопросу о «стёртых формах дизартрии».- в кн.: «Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.- Л, 1989.
- Лопухина И.С. «Логопедия- речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей».- СПб., Дельта, 2008.90с.,ил.
- Новиковская О.А. « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей». – СПб.: КОРОНА, 2005.- 272с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Р.Л. Бабушкина, О.М.Кислякова "Логопедическая ритмика в системе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи"
Данное пособие посвящено актуальной, но мало разработанной в специальной литературе теме: роли логопедической ритмики в комплексе коррекционно-воспитательных мер по преодолению общего недоразвития реч...
Особенности логопедической работы с детьми со стертой дизартрией при патологии ОДА в условиях ДОУ
В статье отражены особенности работы логопеда с детьми с патологией опорно-двигательного аппарата. Приводятся примеры игр и дидактических материалов, затрагиваются проблемы, с которыми сталкивается ло...
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию
ВВЕДЕНИЕ Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженног...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно – развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Сообщение учителя-логопеда об использовании логопедической ритмики в корреционной работе с детьми с общим недоразвитием речи....
Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...
Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
В представленном материале содержится краткое описание логоритмической работы с детьми с ТНР. Материал адресован учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям....
Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста у детей с ДЦП.
Основой коррекционной работы в логоритмике является взаимодействие движения, музыки, речи....