МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_raboty_pedagoga-psihologa_s_trevozhnymi_detmi.docx | 823.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы педагога-психолога с тревожными детьми
«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
1.Повышение самооценки
Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу.
- Обращаться к ребенку по имени, хвалить его даже за незначительные успехи, отмечать их (успехи) в присутствии других детей. Но надо учитывать и то, что похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети как можно чаще участвовали в играх в кругу, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
2.Обучение детей умению управлять своим поведением.
Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится. Это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.
- В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек — это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится.
- Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним». - Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.
- Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.
- Совместное с взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.
Так же можно использовать прием отработки конкретного навыка. Ребенок представляет себя в роли какого-либо сказочного героя в тревожащей для него ситуации. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. - Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация «боюсь учителя» даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам — сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, «казаки-разбойники») ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
3.Снятие мышечного напряжения
- Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.
- Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами или красками. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.
- Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц именно поэтому необходимо проводить различные игры и упражнения, способствующие расслаблению ребенка. Такие игры и упражнения могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Таким образом, необходимость оказания психокоррекционой помощи и поддержки тревожным детям является одной из самых важных задач, которые психологу приходится решать в образовательном учреждении.
Методики исследования
эмоционально – личностного развития ребенка
1.Тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева)
Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Ф.И.________________________________
Возраст_________________
Дата проведения обследования_______________________
Рис. 1.
Рис.1.Волшебная страна чувств
Перед ребенком (или детьми) психолог раскладывает восемь карандашей (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый и черный) и бланк методики (рис. 1).
Инструкция 1: «Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета. Какое - то чувство живет в красном домике, какое - то в синем, какое -то в черном, какое -то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики.
Пожалуйста, помоги жителям нарисуй и раскрась домики.
Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой - где написано слово «Домики».
Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помоги каждому жителю найти свой домик. Закрась или подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету его домика».
Здесь ведущий предлагает ребятам поработать со второй колонкой, в которой перечислены названия чувств. В результате мы узнаём, с каким цветом ассоциируется у ребенка определенное чувство.
Инструкция 3: «Спасибо! Ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри — вот карта страны чувств (ведущий показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.
Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту». Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту».
Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это — человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).
Когда карта будет раскрашена, ведущий благодарит ребят.
Обработка результатов.
При обработке результатов важно обращать внимание на следующее.
1. На то, все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков.
2. На адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики. Например, неадекватным может считаться соответствие «радости» и «удовольствия» черному, коричневому или серому цветам. Однако несмотря на то, что данный выбор может считаться неадекватным, тем не менее, он является диагностичным.
3. На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека. Причем целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
— голова и шея (символизируют ментальную деятельность);
— туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
— руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
— тазобедренная область (символизирует область творческих переживаний);
— ноги (символизируют чувство «опоры», уверенность; а также возможность «заземления» негативных переживаний).
Исследуя «карту», мы узнаём, какие чувства «живут» в разных частях тела. Например, чувства, «живущие в голове», окрашивают мысли. Если в голове «живет» страх, наверное, осуществлять мыслительную деятельность будет непросто. В руках «живут» чувства, испытываемые в контактах с окружающими. В ногах находятся чувства, которые дают человеку психологическую уверенность, или же (если в ногах поселились «негативные» чувства) человек имеет стремление «заземлить», избавиться от них.
2. Тест «Страхи в домиках» (М.А.Панфилова)
Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.
После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».
Страхи:
- Когда останешься дома один;
- Нападения, бандитов;
- Заболеть, заразиться;
- Умереть;
- Того, что умрут твои родители;
- Каких – то людей;
- Маму или папу;
- Того, что они тебя накажут;
- Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
- Опоздать в школу;
- Перед тем как заснуть;
- Страшных снов;
- Темноты;
- Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
- Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
- Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
- Когда очень высоко (страхи высоты);
- Когда очень глубоко (страх глубины);
- В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
- Воды;
- Огня;
- Пожара;
- Войны;
- Больших улиц, площадей;
- Врачей (кроме зубных);
- Крови ( когда идет кровь);
- Уколов;
- Боли (когда больно);
- Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.
«СТРАХИ В ДОМИКАХ»
Возрастные нормы (по А.И. Захарову).
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту).
Возраст
Число страхов
Возраст
Число страхов
мальчики
девочки
мальчики
девочки
3
9
7
9
7
10
4
7
9
10
7
10
5
8
11
11
8
11
6
9
11
12
7
8
7(дош)
9
12
13
8
9
7 (школ)
6
9
14
6
9
8 (школ)
6
9
15
6
7
Возрастные особенности проявления страхов:
8 месяцев – боязнь незнакомых людей.
1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страх смерти, страх смерти родителей. страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх нападения, страх войны.
У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, страх сказочных персонажей.
Младший школьный возраст – страх сделать что – нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны. На основании данных, высчитывается индекс страха ребенка, который равен процентному отношению страха каждого ребенка к общему числу страхов: ИС = число страха ребенка *100 %.
Протокол тестирования Тест «Страхи в домиках»
п/п
№
Фамилия, имя ребенка
Страхи «черного домика»
Страхи «красного домика»
Всего страхов
В «черном домике»
В «красном домике»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
3. «Сказка» ( Л. Дюсс)
Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.
Сказка «Птенец».
Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.
В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую. Что делать птенцу?
Нормальные ответы («типичные нормальные ответы»)
Настораживающие ответы («типичные патологические ответы»)
- Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.
- Полетит к маме, потому что испугался.
- Полетит к папе, потому что он сильней.
- Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать
На помощь, и папа (или мама)
прилетит и заберет его.
- Не умеет летать, потому останется на земле.
- Попытается лететь, но не сумеет.
- Умрет во время падения.
- Умрет от голода, дождя, холода.
- О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.
Сказка «Страх».
Цель: определить наличие страха, тревоги.
Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?
Нормальные ответы
Настораживающие ответы
- Вел себя плохо и теперь боится наказания.
- Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
- Боится темноты.
- Боится какого – то животного.
- Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
- Боится, что его украдут.
- Чудовище хочет украсть его и съесть.
- Боится остаться один.
- Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
- Боится, что придет вор и ударит его ножом.
- Боится, что умрет папа, мама.
Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.
Сказка «Новость».
Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.
Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?
Нормальные ответы
Настораживающие ответы
- К обеду придет гость.
- Придут гости.
- Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).
- Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.
- Кто – то в семье умер.
- Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
- Мама хочет что – то запретить мальчику.
- Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.
Сказка «Дурной сон».
Цель: определение взаимосвязи ответов с предыдущими ответами.
Однажды утром один мальчик резко просыпается и говорит: «Я видел очень плохой сон». Какой сон увидел мальчик?
Нормальные ответы
Настораживающие ответы
- Я не знаю.
- Ничего на ум не приходит.
- Ему приснился страшный фильм.
- Ему приснилось плохое животное.
- Ему приснилось, что он заблудился.
- Ему приснилось, что мама, (папа), умерла (умер).
- Ему приснилось, что он умер.
- Ему приснилось, что пришли его забрать.
- Ему приснилось, что его хотели бросить под машину.
Протокол тестирования теста «Сказка»
Фамилия, имя, дата_____________________________________________________ _____________________________________________________________________
№
Наименование
Параметры
Ответ ребенка
норма
патология
1.«Птенец»
Степень зависимости от родителей
2.
«Страх»
Скрытая агрессивность
(к родителям) чувство вины
3.
«Новость»
Тревожность, страх, невысказанные желания, ожидания
4.
«Дурной сон»
Страшные сны в контексте с другими текстами
4.Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений
Этот вариант методики разработан Р.Бернсом и С. Кауфманом в1972 году.
Эта методика доступна детям с 5 лет. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу и страх рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье. Тест состоит из двух частей: рисования ребенком своей семьи и беседы после выполнения рисунка.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем – либо заняты».
Во время рисования следует записывать все высказывания ребенка. Отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по схеме:
- - кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;
- - где работают или учатся члены семьи;
- - как в семье распределяются домашние обязанности;
- - каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи.
Обработка результатов.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками рисунка считаются:
- - расположение рисунка на листе бумаги,
- - пропорции отдельных частей рисунка,
- - его величина,
- - стиль раскрашивания,
- - сила нажима карандаша,
- - стирание рисунка и его отдельных частей,
- - выделение отдельных деталей.
Для анализа рисунка используется 3 аспекта оценки – детали рисунка, их пропорции и перспектива.
Детали рисунка отражают значимые аспекты каждодневных житейских ситуаций. Пропорции рисунка отражают психологическую значимость и ценность вещей, ситуаций. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, как отношение одной части к другой.
Содержательными характеристиками рисунка являются вид изображаемой деятельности, в которую включены представленные на рисунке члены семьи, их взаимодействие и расположение.
Для теста разработана система количественных оценок. Выделено 5 симптомо-комплексов:
- Благоприятная семейная ситуация;
- Тревожность;
- Конфликтность в семье;
- Чувство неполноценности;
- Враждебность в семейной ситуации.
Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов.
Симптомо-комплексы кинетического рисунка семьи.
1.Благоприятная семейная ситуация
1. Общая деятельность всех членов семьи
2. Преобладание людей на рисунке
3.Изображение всех членов семьи
4.Отсутствие изолированных членов семьи
5.Отсутствие штриховки
6. Хорошее качество линий
7. Отсутствие показателей враждебности
8. Адекватное распределение людей на листе
9.Другие возможные признаки
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
-
2.Страх, тревожность
1.Штриховка
2.Линия основания – пол
3.Линия над рисунком
4. Линия с сильным нажимом
5. Стирание
6.Приувеличенное внимание к детям
7. Преобладание вещей
8.Подчеркивание отдельных деталей
9.Двойные или прерывистые линии
10. Другие возможные признаки
0,1,2,3
0,1
0,1
0,1.2
0,1,2
0,1
0,1
0,1
0,1
-
3.Конфликтность
1.Барьеры между фигурами
2. Стирание отдельных фигур
3.Отсутствие основных частей тела
4.Выделение отдельных фигур
5.Неадекватная величина отдельных фигур
6.Изоляция отдельных фигур
7. Несоответствие вербального описания рисунку
8.Преобладание вещей
9.Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи
10.Член семьи, стоящий спиной
11.Другие возможные признаки
0,2
0,1,2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
-
4.Чувство неполноценности
1.Автор рисунка непропорционально маленький
2.Расположение фигур на нижней части листа
3. Линия слабая, прерывистая
4. Изоляция автора от других
5.Маленькие фигуры
6. Неподвижная по сравнению с другими фигурами фигура автора
7. Отсутствие автора рисунка
8.Автор стоит спиной
9. Другие возможные признаки
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,1
0,2
-
5.Враждебность семейной ситуации
1. Одна фигура на другом листе
2.Агрессивная позиция фигуры
3.Заркнутая фигура
4.Деформированная фигура
5.Обратный профиль
6. Руки раскинуты в стороны
7. Пальцы длинные подчеркнутые
8. Другие возможные признаки
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
-
5.Опросник для родителей и педагогов (Лаврентьева Г.П., ТитаренкоТ.М.,)
Цель: выявление признаков тревоги.
1.Испытывающий страхи, тревожный ребенок не может долго работать, не уставая.
2.Ему трудно сосредоточиться на чем – то.
3.Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4.Во время выполнения заданий ребенок очень напряжен, скован.
5.Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8.Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9.У него обычно холодные и влажные руки.
10.У него нередко бывает расстройство стула.
11.Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15.Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
6. Тест на тревожность детей 3,5 - 7 лет. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Цель: определение тревожности у детей в возрасте 3,5 – 7 лет.
Стимульный материал: 14 рисунков размером 8,5 x 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Лицо ребёнка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.
Процедура проведения: Рисунки показывают ребёнку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребёнку рисунок, психолог даёт инструкцию.
Инструкция:
1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет с мамой и малышом».
3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное?»
4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка? Он (она) одевается».
5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»
9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное?»
11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».
Выбор ребёнком соответствующего лица и словесные высказывания ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее). Протоколы каждого ребёнка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ результатов:
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребёнка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14):
ИТ = (количество эмоционально - негативных выборов/14) x 100%
Дети в возрасте 3,5 – 7 лет по ИТ разделяются на 3 группы:
ИТ от 0 до 20% – низкий уровень тревожности
ИТ от 20 до 50%– средний уровень тревожности
ИТ выше 50% – высокий уровень тревожности
Качественный анализ результатов:
1. Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребёнка в различных ситуациях. Высокий уровень тревожности (ИТ) свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребёнка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально позитивный или эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребёнком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Высоким уровнем тревожности с большой долей вероятности могут обладать дети, делающие отрицательный эмоциональный выбор в ситуациях 4 (Одевание), 6 (Укладывание спать в одиночестве) и 14 (Еда в одиночестве).
2. Для уточнения источника тревожности ситуации, моделируемые на рисунках, можно разделить по типу межличностных отношений. Так, ситуации на рисунках 1, 3, 5, 10 и 12 моделируют взаимоотношения между детьми (ребёнок - ребёнок). Ситуации на рисунках 2, 6, 8, 9, 11 и 13 моделируют взаимоотношения между ребёнком и взрослыми (ребёнок - взрослый). Ситуации на рисунках 4, 7 и 14 моделируют повседневную деятельность ребёнка, которую он совершает один. Ситуация на рисунке 6 (Укладывание спать в одиночестве) с большим основанием может быть отнесена к ситуациям типа «ребёнок - взрослый». Таким образом, помимо общего вывода об уровне тревожности испытуемого экспериментатор формулирует предположение о том, какие именно отношения являются для ребёнка источником тревожности – детско-родительские (негативный выбор в ситуациях №№ 2, 8, 13) или отношения с другими детьми (ситуации №№ 1, 3, 5, 10,12).
3. Следующий уровень анализа предполагает интерпретацию выборов ребёнка в зависимости от того, какая ситуация связана с негативным опытом. Так, тревогу могут вызывать ситуации, связанные со страхом агрессии, с ревностью к сиблингам, со страхом наказания или нарушенными отношениями с родителями и сверстниками. Необходимо учитывать также, что при выборе лица на дополнительном изображении ребёнок может идентифицировать себя с прорисованным героем (например, с агрессором). Для исключения ошибочной интерпретации экспериментатору следует уточнить у испытуемого, кем бы тот был на рисунке, если бы оказался там.
Анализ выборов ребёнка в различных ситуациях позволяет сформулировать предположение о конкретных источниках его тревоги.
Таким образом, качественный анализ результатов должен содержать информацию об общем уровне тревожности, предполагаемых источниках тревоги в межличностных отношениях ребёнка и указания на возможные причины травматизации.
Также при формулировке выводов необходимо учитывать эмоциональное состояние ребёнка на момент обследования, его комментарии и объяснения своего выбора. Эта информация необходима для прояснения причин тревожности и избежание необъективных выводов.
Протокол тестирования
Ф.И.________________________________
Возраст_________________
Дата проведения обследования_______________________
Номер и содержание рисунка
Высказывание ребенка
Выбор лица
веселое
грустное
1.
Игра с младшими детьми (33)
2.
Ребенок и мать с младенцем (34)
3.
Объект агрессии (35)
4.
Одевание (36)
5.
Игра со старшими детьми (37)
6.
Укладывание спать в одиночестве (38)
7.
Умывание (39)
8.
Выговор (40)
9.
Игнорирование (41)
10.
Агрессивность(42)
11.
Собирание игрушек (43)
12.
Изоляция (44)
13.
Ребенок с родителями(45)
14.
Еда в одиночестве (46)
- Графическая методика
«Кактус» М.А. Панфиловой.
Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция:
На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким - то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация:
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
-пространственное положение
-размер рисунка
-характеристики линий
-сила нажима на карандаш
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
8.Исследование самооценки. Тест «Лесенка»
Цель: исследование самооценки ребенка.
Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция:
Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). И ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой .
Способ выполнения задания
Тип самооценки:
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка.
Анализ результатов:
Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку "очень хорошие" и даже "самые хорошие" дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Эта очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Протокол тестирования
Самооценочная шкала «Лесенка»
№
Фамилия, имя ребенка Дата
Самооценка ребенка
Адекватная
Завышенная
Низкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного...
Основные направления и методы работы педагога-психолога
Основные направления и методы работы педагога-психолога Моя основная функция, как психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслежи...
«Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями в соответствии с ФГОС»
Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии....
Статья на тему «Использование инновационных методов работы педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ»
Ключевые слова: инновационные технологии, педагог-психолог, учитель-логопед, ДОУ, сказкотерапия, сенсорная комната, песочная терапия, комплекс EdyPlay.Подготовили: педагог-психолог Морозова Е.А.учител...
Работа педагога-психолога с проявлениями тревожности у ребенка дошкольника
Описание случая из практики....
Консультация -практикум «Психомоторная коррекция, как нейропсихологический метод в работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».
Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспек...
План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.
Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии. Задачи...