Методы работы педагога-психолога с тревожными детьми.
консультация по психологии (старшая группа)

Методы работы педагога-психолога с тревожными детьми «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения. 1)Упражнение для повышения самооценки Закончи предложение Родители и другие взрослые могут сколько угодно твердить ребёнку, какой он замечательный, но всё это будет иметь смысл только тогда, когда он сам согласится с их словами и с тем, что у него есть и некоторые достоинства, и вообще, он заслуживает уважения.  В этой игре используется мяч. Вначале взрослый должен объяснить ребёнку, что когда он будет кидать ему мяч, то одновременно произнесёт начало какой-нибудь фразы. Ребёнок, поймав мяч, должен кинуть его обратно и продолжить фразу самым произвольным образом, но чтобы она сохранила смысл. Все фразы будут относиться к нему. При этом взрослый может несколько раз использовать одни и те же начальные части фраз, а вот ребёнку придётся придумывать каждый раз новые окончания. После этого начинается игра, во время которой взрослый произносит что-то вроде «Я могу…», «Я умею…», «Я хочу научиться…», «Я сделаю…», «У меня получается…». Каждое из подобных начал предложений нужно повторять по несколько раз, благодаря этому у ребёнка отложится в подсознании, что он многим уже владеет, хотя над многим просто не задумывался – значит, он раньше смог этому научиться. Комплименты Игра призвана помочь ребёнку оценить свои положительные качества, почувствовать, что другие дети его ценят и понимают. Все встают в круг и берутся за руки. Первый ребёнок, смотря соседу в глаза, говорит, что ему в нём нравится. Тот благодарит, говорит, что ему очень приятно и в свою очередь с тем же обращается к следующему соседу по кругу. Когда все выскажутся, то с детьми нужно обсудить, что они ощущали, когда их хвалили, что услышали о себе неожиданного, и понравилось ли им самим произносить комплименты. Ромашка успеха Эта игра помогает малышу видеть свои достижения и вырабатывать в нём уверенность в собственных силах, повышать самооценку. Она также рекомендуется для детей шести лет и старше. Нужно сесть вместе с ребёнком и сделать из бумаги большую ромашку с семью лепестками по количеству дней в неделе. Серединкой ромашки нужно сделать фотографию с улыбающимся ребёнком. Каждый вечер вместе с ним нужно вспоминать все его добрые дела и достижения за день и записывать их на очередном лепестке цветка. Когда неделя подойдёт к концу, все записки с успехами можно перечитать всей семьёй и вместе порадоваться за прогресс ребёнка. 2)Упражнения на саморегуляцию. «А-а-ах». ( с 6 лет). Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами. Ход игры: Ведущий кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Дети в соответствии с поднятием руки усиливают громкость звука «а» с тем, чтобы когда  рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать. «Замри» . (с 5 лет). «Если ты расшалился и тобой недовольны, скажи себе мысленно: «Замри!» Посмотри вокруг, что делают другие, найди себе интересное занятие, подойди к кому-нибудь и попроси поиграть с тобой. Кто-то обязательно согласится, и тебе будет интересно».  «Петрушка прыгает».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dah_tehn_dlya_vospitateley.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с тревожными детьми

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек, терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения и, как следствие, социально дезадаптивен.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Рекомендовано проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Упражнение «Апельсин (или Лимон)»

Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Ход игры. Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Упражнение «Лодка»

Цель: расслабление всего тела.

Ход игры. Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Психолог показывает и объясняет. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я.

Стало лодочку качать – ногу к лодочк прижать! Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем. Сели, руки – на колени, а теперь немного лени. Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали, и еще послушней стали. Дышим легко...

Игра «Брыкание»

Цель: разрядка агрессивных импульсов и снятие личностного напряжения.

Ход игры: Дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты.

Медленно ребенок начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Упражнение «Стирка»

Цель: развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время: 5 м.

Материалы: музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный).

Ход игры. Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса.

Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с тревожными детьми.

Детский  сад  посещают  дети  с  различными  психологическими  особенностями.  Одни  с  самого  начала  требуют  постоянного...

Основные направления и методы работы педагога-психолога

Основные направления и методы работы педагога-психолога        Моя основная функция, как психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслежи...

«Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями в соответствии с ФГОС»

        Специфика работы педагога-психолога заключается в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии....

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта черт...

Консультация -практикум «Психомоторная коррекция, как нейропсихологический метод в работе педагога-психолога дошкольного возраста с детьми ОВЗ».

Методика психомоторной коррекции представляет собой трёхуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспек...

План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.       Задачи...