«Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР с использованием нетрадиционных методов и приёмов»
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Дошкольный возраст - период активного всестороннего роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус.
Это доказывает, что дети познают мир чувственно.систематическая работа по развитию тактильного восприятия , тренировке движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается мышление, внимание, память, слух, зрение.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний посредством тактильного восприятия способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Для реализации поставленных задач мною была создана развивающая предметно – пространственная среда.Благодаря тесному взаимодействию и сотрудничеству с родителями мы создали дидактическое пособие «Домик с веселыми замочками» - предназначенное для тренировки мелкой моторики руки и обогащение сенсомоторного опыта, позволяющее ребенку безопасно и весело научиться пользоваться замками разных видов и размеров. Большой интерес и популярность у детей вызвала «Тактильная книга». Особенность предлагаемого в данном материале варианта книги заключается в том, что ее страницы – ламинированные разноцветные листы, содержащие небольшие предметы, разные по фактуре и цвету. Необычность и привлекательность книги для ребенка в том, что имеется возможность фантазировать и дорисовывать на ее страницах предметы, создавая свой сюжет, позволяя ему выразить сРука и пальцы при рисовании песком слушаются ребенка лучше, чем карандаш. Мелкая моторика и тактильные ощущения развиваются с большим эффектом, когда ребенок рисует:
· кулаком;
· ладонью;
· ребром руки;
· щепотью;
· пальцем;
· одновременное использование нескольких пальцев;
· симметрично двумя руками;
· насыпание из кулачка;
· с помощью различных предметов (ребристого мячика)вое «я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_zhigulevsk.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Развитие тактильного восприятия у детей с ОНР с использованием нетрадиционных методов и приёмов»
Дошкольный возраст - период активного всестороннего роста и развития ребенка, стремящегося всё потрогать руками, рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это доказывает, что дети познают мир чувственно.
Нейрофизиологические исследования свидетельствуют о взаимосвязи речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. В коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальце
В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Чтобы ребенок начал думать головой, надо дать ему что-нибудь в руки — это давно известно. При исследовании им мира действуют все органы чувств, из которых тактильные, быть может, самые главные.
Тактильный - от лат.(tactilis) - осязательный. Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения.
Нейронная природа тактильного восприятия – передача информации в мозг.
Тактильное восприятие – построение осязательного образа обусловлено реализацией ощупывающих движений руками, благодаря которым воспроизводится контур предмета. Тактильное восприятие способствует успешному становлению речи.
Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена исследованиями ученых института физиологии детей и подростков (А.В. Антакова-Фомина, М.И.Кольцова, Е.М.Исенина).
Учеными было отмечено, что систематическая работа по развитию тактильного восприятия , тренировке движений пальцев оказывает стимулирующее влияние на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается мышление, внимание, память, слух, зрение.
Контингент групп компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении составляют, в основном, дети с общим недоразвитием речи I, II и III уровня. Данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений.
Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).
Работая с детьми, обладающими различными речевыми нарушениями, я убедилась в необходимости коррекции у большинства детей тактильного восприятия и мелкой моторики рук.
Исходя из актуальности данного вопроса, в своей работе я ставила такие задачи:
- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики рук;
- модернизировать и совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду;
- внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;
- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;
- совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;
- развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;
- развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;
- сформировать элементарные специфические графические навыки;
- формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с детьми по развитию тактильного восприятия.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний посредством тактильного восприятия способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Для реализации поставленных задач мною была создана развивающая предметно – пространственная среда.
Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей. Самомассаж кистей и пальцев рук способствует улучшению кровообращения, активизации мышечного тонуса детей.
Активную роль в нашем детском саду занимают родители, энергичные молодые люди с большим творческим потенциалом. Заинтересованы в проведении мини – спектаклей с использованием игрушек для пальчикового театра («театр в руке») , которые способствуют развитию изолированных движений пальцев рук, выразительной речи, артистических способностей, умение голосом передавать характер и настроение героев.
Благодаря тесному взаимодействию и сотрудничеству с родителями мы создали дидактическое пособие «Домик с веселыми замочками» - предназначенное для тренировки мелкой моторики руки и обогащение сенсомоторного опыта, позволяющее ребенку безопасно и весело научиться пользоваться замками разных видов и размеров.
Я перечислю самые распространенные игры для развития точных координированных движений, умение соотносить детали по размеру.
Большой интерес и популярность у детей вызвала «Тактильная книга». Особенность предлагаемого в данном материале варианта книги заключается в том, что ее страницы – ламинированные разноцветные листы, содержащие небольшие предметы, разные по фактуре и цвету. Необычность и привлекательность книги для ребенка в том, что имеется возможность фантазировать и дорисовывать на ее страницах предметы, создавая свой сюжет, позволяя ему выразить свое «я».
Варианты заданий, игр и упражнений с использованием тактильной книги.
- Ребенку предлагается рассмотреть, потрогать пальчиками на страницах предметы, рассказать, на что они похожи.
- Ребенок с закрытыми глазами, прикладывая пальчики к какому – нибудь предмету на странице книги, описывает свои ощущения и угадывает, что это такое.
- Ребенок может дорисовать фломастером недостающие детали, создавая законченный сюжет.
- Ребенку предлагается выбрать страницу того цвета, который, по его мнению, соответствует цвету страха, и нарисовать (дорисовать) его (страх), а потом описать словами.
- Ребенку предлагается выбрать страницу книги того или иного цвета, который похож на его радость.
Примерные вопросы:
- На что это похоже?
- С чем ассоциируется эта поверхность?
- Это твердое или мягкое;
- Это короткое или длинное;
- Эта ткань шершавая или гладкая;
- Какого цвета радость (страх)?
- Какой страх на ощупь (гладкий, колючий, шершавый)?
- Какая радость на ощупь (мягкая, гладкая)?
- Что можно дорисовать, чтобы подружиться со страхом?
- Что можно дорисовать, чтобы радости было ещё больше?
Одним из направлений в работе по развитию тактильного восприятия - это работа с песком. Рисование песком - это один из самых необычных способов творческой деятельности, самый естественный и доступный для каждого ребенка. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр. Рука и пальцы при рисовании песком слушаются ребенка лучше, чем карандаш. Мелкая моторика и тактильные ощущения развиваются с большим эффектом, когда ребенок рисует:
- кулаком;
- ладонью;
- ребром руки;
- щепотью;
- пальцем;
- одновременное использование нескольких пальцев;
- симметрично двумя руками;
- насыпание из кулачка;
- с помощью различных предметов (ребристого мячика)
Познакомившись с интересными игровыми методиками рисования на песке, автором которых является немецкий педагог – практик Мариэлла Зейц, я убедилась, что данный метод открывает широкие возможности для развития и обучения детей различного возраста.
Рисование основных геометрических фигур: прямых и кривых линий, прямоугольников, треугольников, кругов и спиралей в увлекательной и игровой форме развивает у детей мелкую моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, рука готовиться к письму.
Широкий спектр игр, упражнений с песком для детей предлагают отечественные современники Н.В.Кузуб, Э.И.Осипук «В гостях у песочной Феи», Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке» Дидактические, психопрофилактические, адаптационные игры и упражнения с песком: «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Песочные прятки», «Песочные строители».
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта»;
Интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, мышление, память, речь);
Совершенствуется предметно –игровая деятельность, способствующая коммуникативным навыкам;
Заземляется отрицательная энергия.
Занятия смогут решить ряд психологических проблем, с которыми сталкиваются наши дети - страх, неуверенность в себе, тревогу, обидчивость и прочее.
Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками я использую тактильные дощечки.
Этапы и приемы работы с тактильными дощечками
Разложив дощечки в ряд, предложить ребёнку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки.
- Предложить ребенку с закрытыми глазами найти аналогичные на ощупь дощечки.
- Предложить разложить самые приятные и неприятные на ощупь дощечки.
- Предложить найти самую добрую, злую, грустную, веселую дощечки.
- Предложить детям ряд вопросов:
«На что похожа эта дощечка?»
«Какая у неё поверхность (гладкая, шершавая, мягкая)?
«Что напоминает эта дощечка?»
- Предложить ребенку найти дощечку, похожую на ежа, на дорожку и т.д.
Одним из интересных вариантов для детей – это сочинение истории Например: «Я иду по мягкой траве (выбор мягкой дощечки), вижу дом с шершавой стеной (выбор дощечек с «каменной», «наждачной» поверхностью. Вдруг пошел дождь (выбор с «восковой» поверхностью) и т.д.
Усложняя игру, можно предложить ребенку нарисовать то, с чем ассоциируется данная поверхность.
Работа с «Тактильными дощечками» позволяет развивать у детей тактильные восприятия: способствует определению свойств поверхностей материалов;
Развивается воображение, речь, творческие способностей.
Элементы арт-терапевтической изобразительной деятельности также способствуют развитию тактильной чувствительности. Ребёнку предоставляются неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества (рисунке, аппликации, лепке).
Изотерапия предполагает наличие огромного выбора различного материала: гуашь, акварель, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, цветная бумага, картон, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина, бумага разных размеров, кисти разной толщины и жесткости ворса, губки для закрашивания бумаги больших форматов, нитки, скотч, клеевые карандаши, ножницы.
Техники изо-терапии:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком;
• ниткография;
• рисование манкой;
•техника рисования листьями, палочками, камушками, пробками, штампиками;
• техника отпечатывания ватой;
• рисование брызгами;
• рисование валиками, щётками.
В заключении, подводя итог модно утверждать, что перечисленные используемые методы и приемы являются эффективным развивающим, обучающим, и коррекционным инструментом.
Ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать, получать информацию о свойствах материала (вес, особенности поверхности, формы и т.д.)
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи
Совокупность методов и приёмов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивают не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определённых психических процессо...
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет...
Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования
Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...
Использование нетрадиционных методов и приёмов для развития речи детей.
Развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....
Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».
Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...
«Развитие тактильного восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством тактильной книги»
Добрый день Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить свою работу по теме «Тактильное восприятие у детей младшего возраста через тактильную книгу».Что такое Развивающая книжка — ...