План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"
проект по рисованию на тему
План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования" на пять лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_sabitova_i.n._2016-2020gotovo.docx | 31.56 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29 г. Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Рассмотрено и принято на Педагогическом совете протокол № «___» _____2016 г. | Утверждаю заведующая МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29 г. Лениногорска» __________ Корытко С.В. Приказ № «___» ______2016 г. |
План по самообразованию
воспитателя Сабитовой И.Н.
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования"
Лениногорск
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов и рисования».
Начало работы над темой 01.09.2016г
Окончание работы 01.09.2020г
Цель: Создание условий для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
∙ Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
∙ Разработать перспективный план работы с детьми
∙ Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
∙ Оформить в группе мини-центр
∙ Подготовить (провести) консультации для педагогов, выступление на педагогическом совете .
∙ Подготовить (принять участие в семинаре)
∙ Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов
Экспериментальное изучение навыков работы в нетрадиционных техниках рисования с детьми дошкольного возраста.
В последнее время в нашем обществе значительно вырос интерес к проблеме дошкольного образования. Взрослые, заботясь о будущем своего ребенка, усиленно обучают его чтению, письму, счету. Я считаю, что наряду с этим одной из важнейших задач является обогащение духовного мира ребенка, воспитание познавательной и творческой активности.
Как же сделать так, чтобы пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел творить добро и красоту?
Для успешного проведения занятий по нетрадиционному рисованию с ребенком дошкольного возраста полезно помнить несколько главных правил.
1. Создавать доброжелательную обстановку и атмосферу для занятий с детьми. Не торопить ребенка, дать ему время подумать, задать при необходимости дополнительные, наводящие вопросы. Не раздражаться, если малыш сделал неправильно, не ругать его и не давать повода бояться собственных ошибок, ведь это неизбежно приведет к трудно искореняемому комплексу постоянного страха и боязни сделать что–либо не так. Не забывать хвалить ребенка за проявленную смекалку, правильные действия, поощрять его активность, творчество и самостоятельность.
2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках не только на специальных занятиях, но и в окружающей обстановке. Например, предложить детям на прогулке собрать упавшие с дерева листочки, подбирая их по цвету, форме, размерам (можно делать картины). Использовать в печатании листья, шишки, семена. Одним словом, стараться находить как можно больше поводов и ситуаций для того, чтобы у ребенка возник интерес к занятиям по изобразительной деятельности, что важно для общего развития ребенка. Рисование для ребенка - это возможность высказать свой взгляд на мир, и в то же время-способ освоения мира.
3. Стараться использовать в занятиях с детьми очень важное и эффективное средство обучения – игру. И очень скоро мы убеждаемся в том, что глаза ребенка радостно засветятся, когда мы говорим: «Давай поиграем!»
Мы, взрослые, подчас забываем, что многие достаточно сложные вещи ребенок быстрее, легче и прочнее усвоит в занимательной, игровой форме. Игры повышают интерес к занятиям и способствуют развитию внимания, наблюдательности, мышления, памяти, речи и других ценнейших качеств, необходимых для ребенка.
Исследование педагогов и психологов доказало, что при обучении детей дошкольного возраста рисованию нетрадиционными видами изобразительной деятельности решает такие задачи: готовит детскую руку к письму, а детское мышление - к восприятию текста. Поэтому во всех программах дошкольного образования нового поколения такое серьезное внимание уделяется злому виду детской продуктивной деятельности.
Рассмотрев данную проблему, я определила, что именно эстетическое воспитание, основой которого является восприятие, занимает одно из главных мест в обучении детей нетрадиционной технике рисования.
Вышеизложенное убедило меня в актуальности выбранной мною темы: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования». Я мотивировала тем, что рисование нетрадиционной техникой обладает таким воздействием на человека, что формируют и развивают его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом, благоприятно влияет на развитие психических процессов (память, внимание, мышление, речь). Эта тема позволяет мне овладеть умением, профессионально интерпретировать результаты диагностик развития психических процессов у детей. Работа над темой поможет сравнить полученные практические результаты с научными изысканиями и определить правильный курс совершенствования моих познаний в работе с детьми по данной теме.
Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
Изучить методическую литературу: «Художественное творчество детей 2-7 лет» Т. Н. Доронова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г Казакова– М.: Педагогика, – 1983. –212с.
2016-2017 учебный год. Вторая младшая группа
Перспективное планирование
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь, октябрь | Знакомить с методами и приемами нетрадиционных техник рисования. Обучение пальчиковому рисованию | Консультация «Значение рисования нетрадиционными способами» | Консультация «Рисование нетрадиционным способом» |
Ноябрь, Декабрь | Обучение рисованию ладошками. Занятие. рисование ладошками Тема: «Зимний лес» (рисунки из ладошки) Литература: А.В. Никитина, 49 | Мастер-класс для молодых специалистов рисование пипеткой «Дождь идёт» | В день открытых дверей занятие «Перчатки и котятки» |
Январь, Февраль | Коллективная работа Тема: «Ёлочка нарядная» (рисование пальчиками, оттиск поролоном) Обучение оттиску печатками из картофеля; Открытка для папы, оттиск печатками из картофеля «Цветочек для папы» | Консультация: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях». | Индивидуальная работа с родителями, показ и объяснение как можно сделать печатки из картофеля. |
Март, Апрель | Выставка рисунков к 8 марта рисование пальчиком «Астры в вазе» | Кружковое занятие по нитяной графике на тему «Как рисовать нитью?», «Как работать безопасно». | Консультация «Вместо кисточки - рука» |
Май | Закрепление материала украшаем бабочек, рыбок и полянку такими элементами, как точки, мазки, спирали. Диагностика, выявление затруднений по данной теме у детей. Занятие Тема: «Зачем человеку зонт» (печать по трафарету) Литература: А.В. Никитина с. 27 | Советы родителям «Как оформить уголок для рисования детям в домашних условиях» |
2017-2018 учебный год. Средняя группа
Перспективное планирование
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь, Октябрь | Знакомство с техникой «Отпечатки листьев».Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Кошка»,»Ёжик». Подготовить работы на выставку рисунков Выставка рисунков «Краски осени». Диагностика | Живопись «по сырому». Совместное создание работы на тему «Краски осени» | Консультация «Почувствуйте себя волшебником». «Как часто рисует ваш ребенок? » (Анкетирование) |
Ноябрь, Декабрь | Занятие на тему: «Морозные узоры на окне» (свеча+акварель) Литература: Давыдова Г.Н | Консультация «Рисование скотчем». | Консультация родителям: «Зачем детям рисовать» |
Январь, Февраль | Коллективная работа Тема: «Снежинки» (печать по трафарету) Литература: А.В. Никитина 41 Занятие :Тема «Ёжик» (методом «тычка».) | Занятие для молодых специалистов красками с помощью выдыхаемой струи воздуха на тему «Мой помощник ветерок» | Участие в оформлении дидактической игры «Театр» «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (Памятки) |
Март, Апрель | Тема: «Матрёшка» (нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками) Литература: А.В. Никитина с. 65 | Консультация для воспитателей «Рисование пластилином» | Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве. День открытых дверей. Занятие рисование пластилин + гуашь «Цветы в вазе». |
Май | Занятие: Тема: «Весенние цветы» (печатать печатками из поролона) Диагностика | Мастер-класс «Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке». | Совместная работа с детьми сочинить сказку и проиллюстрировать. «Путешествие с красками» «Увлекательное рисование» (Папка-передвижка) |
2018-2019 учебный год. Старшая группа
Перспективное планирование
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь, Октябрь | Занятие: Тема: «Что-то грустно нынче» (рисование по мокрому листу) | Обмен опытом и информацией с коллегами по возрастной параллели о работе с детьми «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов» | Открытое игровое занятие для родителей на тему "Краски осени моего города " Консультация на тему «Почувствуйте себя волшебником. Живопись рисования» «по сырому» |
Ноябрь, Декабрь | Коллективная работа Тема: «Звёздное небо» (свеча+акварель) Литература: А.В. Никитина с. 73 | Выставка рисунков на тему «Морозные узоры» «Необычными вещами мы рисуем без труда» (Мастер- класс) | Открытое занятие для молодых специалистов Тема: «Снежная королева» (Мятая бумага, живопись по – мокрому) |
Январь, Февраль | Занятие Тема: «Золотая рыбка» (рисование солью) Индивидуально «Цветочная поляна» (Рисование металлическими крышками от бутылок) | Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства» | Выставка совместных работ родителей и детей «Мы с мамой мастерицы» |
Март, Апрель | Занятие : Тема: «Весна в гости к нам спешит» (акварель + пастель) Литература: Т.В.Королёва с.79 Работа в парах «Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками) Занятие Тема: «Верблюд в пустыне» (стеки, зубочистки (расчесывание краски)) Литература: Давыдова Г.Н. с.11 | «Рисуем вместе с детьми» (Буклеты для родителей) | |
Май | Занятие : Тема: «Весёлые человечки» (волшебная верёвочка) Литература: А.В. Никитина с. 35 Диагностика | Презентация Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. | Оформление папки – передвижки «Весна - красна». |
2019-2020 учебный год. Подготовительная группа
Перспективное планирование
Месяц | Формы работы | ||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
Сентябрь, Октябрь | Коллективная работа. Тема: «Осенние мотивы» (раздувание краски) Литература: Т.А.Цквитария с.19 По замыслу «Нарисуй, что хочешь» (Работа со знакомыми техниками) | Мастер класс «Нетрадиционная техника рисования. Рисование на наждачной бумаге» | Оформление папки- передвижки |
Ноябрь, Декабрь | Выставка детских работ НТР к празднику «Дню Матери» «Милой мамочки портрет» | Изготовление пригласительных билетов для родителей и приглашение родителей к новогоднему утреннику в нетрадиционной технике рисования. | Образовательный салон «Цветные ладошки» Конкурс сказок, сочиненных детьми и родителей на тему: "Новый год у ворот» |
Январь, Февраль | Конкурс рисунков " Зимние забавы" нетрадиционным методом рисования. Занятие: Тема:« Чудо, чудо-рождество» (пастель, акварель, поролоновые палочки- печатки) Литература: Т.В.Королёва с.51 | Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» | «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» (Консультация) |
Март, Апрель | Коллективная работа Тема: «День победы» (воздушные фломастеры) Литература: А.В. Никитина 87 | Индивидуально «Ледоход» (Метод Мастер –класс «Рисование солью» | Родительское собрание. Презентация «Рисование солью» Совместная работа родителей и детей. |
Май | Диагностика | Выступление на педагогическом совете с анализом работы по теме самообразования |
Список используемой литературы:
1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2. И.В.Тюфанова»Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль ,изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.
5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
6.Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
7.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.- Москва ,2010 г.
8.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.
9. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.
10.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.
11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва ,2010.
12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.
13. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11
14. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.
15. Комарова Т.С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г.№9.
16 А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"
17. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
18. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
19. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"
20. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования
. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;Пространственной ориентировки на листе бума...
Консультация для родителей на тему "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования...
Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования
Тема опыта: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования...
Консультация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»
Это правда!Ну что же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать.На бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне!Э. Успенский.Формирование творческой личности детей, в том числе с ограниченными...
Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».
Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...