"Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"
консультация по коррекционной педагогике на тему


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27  «Розочка» города Евпатории Республики Крым»

Консультация для родителей

 "Развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Подготовила:

учитель-дефектолог

Качарава Мария Александровна

                                                             

                                                                       г.Евпатория

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения (младший дошкольный возраст)

В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут овладеть данным навыком и раньше, если их постоянно упражняют в этом.

Взрослые должны во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка). Возьми ложку в правую руку», «Приподними левую ногу (взрослый дотрагивается до нее рукой). Будем надевать колготки», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребенка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди — впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуговицам).
Таким же образом ребенок учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела: «Скажи, какая эта рука?»
Проведите такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку» и т. п. 

Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами придется уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использование в обучении реальных чувственных ощущений ребенка, вовлечение его в игровые ситуации помогает прочно усвоить необходимые знания и умения.

В словаре детей не должно быть неточных слов: «та, эта» (вместо «правая, левая»), «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т.д.
Напоминаем, что при каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. Например: «Дай мне правую руку». Если ребенок не может самостоятельно определить, какая рука правая, а какая левая, дотроньтесь до той руки, которую назвали. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо». Слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения. Если малыш незрячий или имеет низкое зрение, этот жест делается рукой ребенка.

Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле, постоянно предлагайте ребенку находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».

Начинайте учить малыша ориентироваться в ближайшем пространстве с точкой отсчета «от себя». Предложите ему такие задания: «Покажи рукой (флажком) направо от себя», «Иди вперед», «Поставь игрушку слева от себя».

Используемая литература:
Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. М.: Линка-пресс, 2009, - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль пальчиковых игр в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Основная задача детского сада - это подготовка ребенка к обучению в школе. Хорошо развитая речь является одним  из важных факторов его успешного обучения. С каждым годом растет количество детей, ...

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Конспект занятия на развитие ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста

Конспект занятия на развитие ориентировки в пространствеу детей младшего дошкольного возраста...

Программа по самообразованию «Формирование ориентировки в пространстве у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения ».

Актуальность исследования. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представля...

Развитие исследовательских навыков у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством создания тактильных книг

В соответствии  ФГОС дошкольного образования, содержание реализуемой в дошкольной образовательной организации образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личнос...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию у детей младшего дошкольного возраста c нарушением зрения Тема: «В гости к трем медведям».

АннотацияСоставитель: Кудрявцева Екатерина Олеговна – воспитатель.Район, ОУ : Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида...